конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Экспериментирование с воздухом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

экспериментируем, изучаем свойства воздуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад №2

Старшая группа

        Конспект занятия «Ознакомление с природным окружением»

Тема: «Экспериментирование в старшей группе «Воздух».

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Задачи:

1.Обучающая – уточнить и закрепить ранее полученные знания о воздухе.

2.Развивающая – воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, умение делать выводы.

Виды деятельности: Игровая,  познавательно-исследовательская.

Методы:

Наглядный – (показ действий)

Словесный – (беседа, пояснение)

Практический – (экспериментирование).

Воспитатель Литвинова Н.В.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы будем исследователями. А что-же мы будем исследовать? А вы поймете это, если отгадаете мою загадку.

Итак, слушайте загадку:

Он невидимый, но всё же,

Без него мы жить не можем.

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

Что-же это? Правильно, это воздух.

А как вы думаете, человеку нужен воздух? Конечно нужен? А для чего нам нужен воздух?

Правильно. Чтобы дышать. Ведь человек не может прожить без воздуха, не дыша.

А как вы думаете,  в нашей группе есть воздух? Это мы сейчас легко проверим.

Давайте уже начнем свои исследования.

Наш первый опыт:

Закройте ротики, а пальчиками, слегка сожмите свои носики. В таком положении воздух не попадает в организм, и мы не можем дышать.

Ну вот, вы все открыли ротики и хоть нос у вас зажат, вы дышите ртом.

Это и есть наш первый опыт, который доказывает, что человек не может не дышать. А раз мы дышим, значит, воздух в комнате есть.

А теперь переходим ко второму опыту.  Оглянитесь вокруг, что вы видите?

Молодцы, вы все внимательные ребята, вы увидели и игрушки, и книжки, и стульчики, и карандаши, и даже шторы на окнах. А скажите, кто-нибудь из вас увидел воздух? И я не вижу воздух. Но мы с вами дышим, значит он здесь есть. И сейчас мы с вами попробуем доказать, что воздух в нашей группе есть.

Опыт 2

У вас на столе лежат шарики. Возьмите их в руки. Помните шарик в руке. Какой он? Он мягкий и легко мнется. Это потому, что шарик пустой. А теперь давайте надуем шарики.  Что изменилось? Шарик стал большой, он уже не мягкий, его уже не так просто помять в руках. Теперь шарик не пустой, он полный. А чем-же он наполнен?  Правильно шарик наполнен воздухом. Воздух-газ. он не имеет какой-то собственной формы, он принимает форму предмета, который заполняет. А где мы можем использовать это свойство воздуха? (надувные круги, матрасы, мячи, шины).

Итак, мы выяснили, что воздух в комнате есть, только мы его не видим. А если мы его не видим, значит, он какой? Он невидимый, не имеет цвет и формы.

Опыт 3

А как вы думаете, воздух имеет запах? В следующем нашем исследовании мы это как раз и проверим.

Для следующего эксперимента, вам всем обязательно нужно закрыть глаза.

Я буду подходить к вам, и по моей команде, вы будете медленно вдыхать воздух носиками. (Воспитатель подходит к детям дает им понюхать апельсин, духи, лимон, мыло и т.д., а одному ребенку ничего не дает, он вдыхает простой  воздух).  Ребята, расскажите, какие запахи вы почувствовали?

Все ребята, участвующие в эксперименте, почувствовали разные запахи, кроме Саши.  А знаете, почему так? Все ребята вдыхали аромат  фруктов, духов, а Саша вдыхал чистый воздух.

Из этого мы можем сделать вывод, что воздух не пахнет, предметы вокруг нас могут наполнять воздух различными ароматами, а воздух не имеет своего запаха.

Опыт 4

А следующий наш опыт покажет, что воздух легче воды.

Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не выйдет.

И можем сделать вывод, что воздух легче воды.  А интересно, сам воздух имеет вес? Сейчас мы это проверим.

Опыт 5

Мы возьмем два одинаково надутых шарика и положим их на противоположные чаши весов. Чаши весов уравновешены, это показывает, что вес шаров одинаков. Затем острой иглой мы проткнем один шар. Шар наполненный воздухом, перевесил пустой шарик.  Из этого можно сделать вывод, что полный шар тяжелее пустого, а значит, воздух имеет вес.

Опыт 6

Воздух может сжиматься и расширятся. Давайте это проверим.

Возьмем пластиковую бутылку, наденем на горлышко шарик, и поставим бутылку в горячую воду. Что мы можем наблюдать? Шарик надувается. Потому, что воздух внутри бутылки расширился. А теперь поставим бутылку а холодную воду.  Наш шарик сдувается. Воздух в бутылке остыл и сжался.

Опыт 7

Мы с вами провели столько исследований и доказали, что воздух есть вокруг нас, что он невидим, не пахнет, не имеет цвета. А скажите, можем ли мы почувствовать воздух.  Это мы сейчас проверим.

Перед вами лежат бумажные веера, возьмите их в руки и помашите ими  перед своим лицом. Вы что-нибудь почувствовали?

Веер гонит воздух, а воздух начинает двигаться и создает ветер. Значит ветер-это движение воздуха. Ветер мы почувствовать можем. Значит мы можем чувствовать движение воздуха. Сам ветер, т.е. движение воздуха, мы увидеть не можем, но мы можем увидеть признаки движения воздуха: качаются деревья, как развевается флаг и т.д. Люди издавна научились с пользой использовать это свойство воздуха. Например, парусники, ветряные мельницы.

Ну, вот мы и завершили, на сегодня  наши исследования. С вами очень приятно работать. Вы все очень умные, любознательные исследователи. Подольше оставайтесь такими. Наблюдайте за миром вокруг вас, задавайте вопросы, экспериментируйте, изучайте законы природы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Невидимка воздух" ст.гр.

 Образовательные задачи:           - обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;- подвести к пониманию того, что возд...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы Тема: «Как увидеть воздух»

Занятие "Как увидеть воздух" направлено на исследовательскую деятельность детей, педагог подводит их к выводам о том что такое воздух, для чего он нужен, как можно его увидеть....

конспект занятия по ознакомлению с окружающим. «Путешествие по городу Воздух»

Программное содержание:1.    Познакомить с понятием: воздух – это газ, свойствами воздуха при нагревании расширяться, а при охлаждении сужаться.2.    Объяснить, что ветер...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Воздух- он какой?"

Цель-расширять знания о воздухе.Обучающие задачи:  Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.  Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.  Учить стро...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Чистый воздух"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе«Чистый воздух»Задачи:   Дать детям представление о том , что воздух  занимает место...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада "Воздух и его свойства\'\'

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Воздух и его свойства''....