методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Фёдорова  Татьяна Валерьевна

В помощь педагогам и коллегам в подготовке к занятиям и аттестации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 комбинированного вида  Калининского района            Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшей группы

Образовательные области:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- социально-коммуникативное развитие

по теме:

 «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ЖИВОТНЫХ»

Используемые педагогические технологии: здоровье сберегающие, информационно-компьютерные, личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, развивающего обучения

Подготовила:

Воспитатель высшей категории

Павлова М. Н.

2017 год

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Цель: развитие кругозора и словарного запаса воспитанников.

Для достижения поставленной цели требуется решить ряд первоочередных задач:

  • образовательные задачи: продолжать знакомить детей с особенностями природных условий севера и разнообразием растительного и животного мира; дать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; ввести в активный словарь детей новые слова;
  • развивающие задачи: развивать познавательную активность, в процессе экспериментальной деятельности, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • воспитательные задачи: воспитывать положительный эмоциональный настрой, бережное отношение к природе северного края,  умение работать коллективно.

Участники: дети, воспитатель

Словарная работа: вечная мерзлота, низкорослая растительность, карликовые деревья, словообразование прилагательных (рога оленя- оленьи рога, жир тюленя – тюлений жир)

Материал: Презентация с иллюстрациями с изображением флоры и фауны тундры, оборудование для опытов, мнемотаблица.

Содержание организованной деятельности детей

  1. Организационный момент

Дети приглашаются к столу (на столе глобус накрытый тканью)

В-ль: Сегодня ребята мы отправимся с вами в путешествие. Согласны?

В-ль: Кто мне скажет, в какой стране мы живём? (ответы детей).

Россия наша велика, посмотрите на глобус. А мы с вами отправимся далеко, далеко на север, вот сюда, в тундру. Узнаем что-то новое и интересное. Ну что отправляемся?

В-ль: Ребята, а как вы думаете, на чем можно туда добраться? (ответы детей).

Хорошо,  давайте полетим на самолете, (дети садятся перед экраном)  пристегните ремни (артикуляционная гимнастика « работа мотора,гул самолета»)

  1. Основная часть

Ой, посмотрите, что это за местность такая на экране? (слайд с изображением снежной равнины). В тундре холодно и пустынно. Снег  глубокий (около 0.5 метра,показывает) сухой и сыпучий.  А как вы думаете в тундре бывает лето? (ответы детей)

 Летом поверхность тундры покрыта болотами. А почему же летом становится много болот?(ответы детей) А почему вода не просачивается в землю? Попробуем в этом разобраться, проведем эксперимент.

Дети проходят к столам.

В-ль: Возьмём две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей (В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом неизвестно)) и два стакана с водой.

Воспитатель: Емкости одинаковые по размеру, земли одинаково? В одной емкости земля нашей местности, а в другой земля тундры.
Выльем воду в первую ёмкость, где насыпана земля из нашей местности? Что с ней произошло? (Вода ушла в землю) Проделаем то же самое со второй ёмкостью, где земля из тундры. Что происходит? (вода осталась на поверхности) Почему она не проходит? (воспитатель подводит детей к выводу, что, вероятно, ей что- то помешало просочиться внутрь). Что же??? Давайте раскопаем землю. Что там??? (ответы детей - стекло). В тундре, конечно, не стекло мешает воде. А что??? Как вы думаете? (Воспитатель выслушивает ответы детей и дополняет.) За длинную, холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в нашем случае не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля - её называют
«вечной мерзлотой». Любая ямка, канава, впадина быстро наполняется водой, и образуются болота.

Дети возвращаются на стулья.

В-ль: А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? (короткие, т.к. они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту). Поэтому и растительность так скудна, только мхи, лишайники, да низкорослые берёзки, прижавшиеся к земле. Их называют карликовыми(слайд).

          В-ль:  Каких животных обитателей тундры вы знаете? (ответы детей)

Игра с мячом на словообразование «Назови по другому» (рога оленя –оленьи рога и т. д.)

          В-ль:  А теперь присаживайтесь и внимательно послушайте загадку, которую я вам загадаю.

Он и сильный, он и быстрый

У него рога ветвисты

Средь заснеженных болот

Он лишайник вкусный рвёт.

Действительно, это северный олень, вы отгадали правильно, посмотрите на экран (на экране северный олень).

 В-ль: Давайте внимательно посмотрим на северного оленя. Как вы думаете,он похож на оленя обычного, лесного? А чем? Но у него есть одно интересное отличие. Может кто – то знает какое? (у северного оленя более широкие копыта). Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного, все животные приспосабливаются к среде обитания. Для чего же оленю такие копыта? Проведём ещё один эксперимент.

Дети проходят к столам на ковре.

(Из теста приготовленного заранее, делаем по две лепёшки на каждого ребенка,  толщиной 2 см -это будет снег) Возьмите   палочку (фломастер, на один конец которого наклеена крышка от лимонада)  и острым концом нажмите на «снег». Это будет копыто обычного оленя. А теперь, тупым концом карандаша тоже нажмите на снег.Это прошел северный олень. Сравните, что получилось?  Какое отверстие глубже? (ответы детей: где острым концом   отверстие  глубже, где тупым нет)

В-ль: Что вы заметили? Там, где площадь опоры была меньше, остался более глубокий след. Попробуйте объяснить, почему же у северного оленя широкие копыта?  (Чтобы он меньше проваливался в снег зимой, а летом в болото).

В-ль: Края копыт северного оленя  крепкие и острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля).

Физкультминутка

Дуют ветры ледяные

(Дети машут руками вверху)

Горы снежные, крутые.

(руки поднять вверх, встать на носочки)

Там о лете не слыхали

(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли

(обнять себя руками)

Он не мал и не велик

(Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк.

(хлопнуть в ладоши на уровне груди).

Дети перемещаются на стулья, к мольберту.

В-ль: Послушайте, пожалуйста, следующую загадку:

Длинный мех бел, как снег.

 Ест тюленей и рыб на обед.

 Он отличный пловец

 И заботливый отец.

 Трёхметровый великан,

 Весит тысячу килограмм!

 И в любую непогоду

 Спрячет деток он в берлогу.

(белый медведь) 

В-ль: Белый медведь – самый большой медведь, он является самым крупным хищником в мире. Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу». Длина тела взрослого медведя может быть до 3 метров (показывает), а вес может достигать одной тонны, как самосвал.. Белый медведь хищник – он питается рыбой, птицами, иногда охотится на тюленей. Зимой , в снежной берлоге, появляется 1-2 медвежонка, которые живут там до весны.  Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. Какие у белого медведя лапы? Лапы у него очень широкие с большими когтями, поэтому он не проваливается на снегу, может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут. У белого медведя есть подкожный слой жира, который зимой может быть до 10 см(показывает) вот такой толщиной, он,  оберегает шерсть от намокания. Давайте проверим как это работает (ещё один эксперимент).

Дети проходят к столам.

В-ль: Перед детьми ёмкости с водой. Намочите хорошо руки, а теперь стряхните. Стали руки сухими? (руки в капельках воды) Вытрите насухо бумажными полотенцами и намажьте хорошо жиром (в нашем случае детским кремом) Еще раз намочите руки и стряхните их.  Что получилось в этот раз? (на руках почти нет капелек воды). У белого медведя вся шкура покрыта слоем жира. Попробуйте объяснить, зачем это медведю? (Поэтому медведь  легко может плавать в ледяной воде и переносить сильные холода).

Дети возвращаются на стулья.

В-ль: Давайте ещё раз повторим, что мы узнали сегодня про белого медведя. Давайте составим мнемотаблицу. (ответы детей по одному предложению) Работа с мнемотаблицей.

  1. Заключительная часть

В-ль: Вот и подошла к концу наше путешествие. Кто мне скажет, где мы с вами были? А что больше всего вам запомнилось и понравилось?

В-ль: Пока мы путешествовали, в тундре наступила ночь. А ночью можно увидеть сказочное явление, которое бывает только на севере, это….? (северное сияние). Вон его всполохи уже видны. Давайте подойдем поближе.

(Дети подошли к итр.  доске. Видео северного сияния)

В-ль: Понравилось вам это чудо? (да) и мне. Но пока совсем не стемнело нам нужно возвращаться в свой детский сад.

Подвижная игра «Самолеты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...