Дидактические игры по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Титова Наталья Юрьевна

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его особенностями, как свойства песка проявляются в повседневной деятельности людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did._igry.docx18.85 КБ
Файл konspekt_nod_poznaniepesok.docx22.35 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_nod_poznanieeksperimentirovanie.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Словесная игра

«Прилетели птицы».

Цель: формировать  представление о птицах.

Ход игры:  воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

                «Четвертый лишний».

Цель: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;
 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

.

Словесная игра

«Звери, птицы, рыбы»

Цель: закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку,  с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

Словесная игра

«Летает, плавает, бегает».

Цель: закреплять знания об объектах живой природы.

Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Словесная игра

                          «Угадай, чей хвост»

Цель. Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Материал. Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.

Ход игры. Воспитатель раздает детям нарисованные мордочки животных, а затем .поочередно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «свое» животное и подобрать для него подходящий хвост.

«Я знаю».

   Цель: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.



Предварительный просмотр:

 

                                      «Волшебный песок».

Виды детской деятельности: Познавательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, исследовательская, музыкальная, художественная.

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его особенностями, как свойства песка проявляются в повседневной деятельности людей.

Задачи:

Образовательная: Учить детей формировать вопросы, анализировать.

Развивающая: Развивать познавательные способности детей.

Воспитательная: Воспитывать умение слушать товарища, проявлять интерес к нетрадиционному рисованию.

Словарная работа: сыпучий, вязкий, податливый, тягучий, мастер-стеклодув.

Материалы к занятию:

демонстрационный – волшебная коробка,  хрустальная ваза, лампочка, стеклянный прозрачный стакан, зеркало;

раздаточный – квадратный лист бумаги, кисточка для клея, баночка для клея и песка, набор геометрических фигур,  интерактивная доска.

Ход занятия

1. Отгадай загадку.

Из камней он появился,

Зернами на свет родился:

Желтый, красный, белый

Или светло-серый,

То морской он, то - речной.

Отгадай кто такой? (Песок)

2. Знакомство с песком.

Воспитатель: - Сегодня мы поговорим о чудесных свойствах песка, с которым вы очень любите играть. Посмотрите на него и расскажите, какого он цвета?

Ответы детей: (Песок желтого цвета)

- Сыпучий ли песок?

Ответы детей: (Дети пересыпают песок из ладошки в ладошку и делают вывод о том, что он хорошо сыпется).

- На что похожи песчинки?

Ответ детей: (На очень маленькие камушки.)

- Да, правильно ребята. А где можно увидеть много песка?

Ответы детей:  (На берегу реки или моря).

Физминутка: «Скульпторы» - дети «лепят из мокрого песка» скульптуру. (Пантомима.)

3. Игра: «Да – нет-ка».

Цель: Воспитатель загадывает слово. Дети должны отгадать слово, задавая воспитателю наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» и «нет». Прямые вопросы типа «Это котенок? » не допускаются. Нужно подобрать признак, присущий только котенку, например: «Он мяукает? ».

(Воспитатель загадывает слово «стакан».  Дети, задавая вопросы, отгадывают его).

-Молодцы, отгадали! Это стакан.

Воспитатель достает из коробки   стеклянный стакан. Кроме стакана ставит на стол хрустальную вазу, емкость с песком, кладет лампочку и зеркало.

- Как вы думаете, что между ними общего? (Предложения детей.)

- Все это изготовлено из песка. Вы хотите послушать, как происходит

превращение песка?

Ответы детей: (Да.)

Во время рассказа воспитателя дети выполняют игровое упражнение «Дорожка». Каждый ребенок получает комплект геометрических фигур. Воспитатель называет и показывает фигуру. Дети отыскивают ее, показывают ее и кладут на стол. Следующую названную фигуру кладут рядом с первой. Так постепенно выстраивается «дорожка».

- На специальных заводах в песок (воспитатель показывает треугольник желтого цвета и выставляет его на интерактивной доске) добавляют другие вещества и плавят в очень горячих печах (выставляет прямоугольник синего цвета). Получается прозрачная тягучая масса, послушная и податливая. Ее можно сравнить с начинкой в конфете «Карамелька» (выставляет круг белого цвета). Из нее-то мастера-стеклодувы, подобно сказочным волшебникам, выдувают, с помощью длинных трубочек, вазы, бокалы, всевозможные украшения (Выставляет квадрат зеленого цвета).  Стекло изобрели в давние времена, более трех тысяч лет назад в Древнем Египте. Долгое время из него делали только посуду и украшения. И лишь много веков спустя появилось оконное стекло (выставляет трапецию красного цвета).

4. Закрепление пройденного материала.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже.

- «Пройдите» снова по своей «дорожке», вспомните и расскажите об удивительных превращениях песка.

(Ответы двух - трех детей.)

5. Загадки о зеркале.

Часто я в него смотрю

Передним кружусь, верчусь.

Свои косы заплетаю

И костюмчик поправляю. (Ответы детей.)

- ( На интерактивной доске открывают ширму, смотрят правильный ответ)

- Так о чем была загадка? Да, это зеркало. Оказывается, зеркало тоже делают из песка.

6. Рисование песком.

Кто-то рисует гуашью,

Кто-то карандашом,

Я предлагаю тебе, дружок,

Рисунок создать песком.

Это совсем несложно!

А все даже очень просто

И что, в общем, замечательно,

Песком рисовать увлекательно.

Рисуем песком. (Т. Леготина)

- Ребята, а вы знаете, что песком можно рисовать? Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Для этого нам нужно встать, закрыть глаза и повторять за мной волшебные слова «Крибле-крабле-бум! » (Дети закрывают глаза и повторяют слова за воспитателем.)

Звучит мелодичная, волшебная музыка.

- Вот мы и волшебники. Перед нами краски-невидимки. Мы на листочках

бумаги весенние цветы. Но никто не увидит, какие цветы мы будем

рисовать. (Дети с помощью кисточки и прозрачного клея рисуют цветы.)

- А сейчас листочки с нарисованными цветочками хорошо посыпаем волшебным песочком. Стряхиваем песок в тарелочку. И о чудеса! Наш рисунок стал видимым. Вот какие чудеса могут творить наши волшебники.

7. Итог занятия.

- Много интересного вы узнали о песке. Я думаю, вам есть о чем рассказать дома родителям. Попробуйте вместе с ними нарисовать другие интересные волшебные картинки.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД

(образовательная область «Познание» + «Экспериментирование»)

по обучению детей консервированию огурцов на тему: «Бабушка - хозяюшка»

Цель: Познакомить детей с процессом консервирования огурцов, с понятием свежий и соленый огурец.

Задачи:

Образовательная: Формировать первичные представления о консервировании огурцов (что нужно для засолки, для чего нужно консервировать огурцы.) Выявить разницу между соленым и свежим огурцом.

Развивающая: Закреплять умение самостоятельно заполнять банку огурцами и ингредиентами для засолки. Активизация словаря: лавровый лист, душистый перец, укроп, соленый рассол.

Воспитательная: Воспитывать у детей желания помогать взрослым.

Материал к занятию: корзина с огурцами, соленые огурцы, фартуки, колпаки, банки для засолки, лавровый лист, перец, укроп, чеснок, соль, вода, ложка, тарелочки, антисептическое средство для рук, маски овощей для игры, руль.

Ход занятия:

Воспитатель заходит в группу с корзиной огурцов, переодетая в бабушку.

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Вы меня узнали?

Дети: Да,  вы бабушка!

Воспитатель: Я вот возвращалась с ярмарки мимо вашего детского сада и решила к вам в гости зайти. Посмотрите, что я купила на ярмарке, полная корзина, что же  это?

Дети: Это свежие огурцы.

Воспитатель: Правильно, это огурцы. Ребята,  вы знаете, какие ещё овощи кроме огурцов продают на ярмарке? Я вам приготовила загадки, попробуйте их отгадать!

Выполняю задания на интерактивной доске (отгадывают загадки про овощи с помощью пиктограмм).

Дети: Капуста, картошка, морковка, огурец.

Воспитатель: Вот молодцы, все отгадали. Ребята вы хотите попробовать огурцы, которые я купила на ярмарке?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: мы  помоем руки волшебными каплями (антисептическим средством) и попробуем свежий огурчик. Вкусно, вам понравилось?

Дети: Да, вкусно, очень понравилось.

Воспитатель: Ребята, что можно сделать из огурцов?

Дети: Можно сделать салат, можно их засолить.

 Воспитатель:  Я предлагаю сделать запасы на зиму, засолить огурцы. Вы мне поможете в этом?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Тогда надевайте фартуки, колпаки и подходите к столу. У каждого из вас есть своя банка и ингредиенты для засолки. Для консервирования огурцов нам понадобится: вода, соль, лавровый лист, чеснок, перец, укроп, огурцы.  Сначала мы кладем в банку укроп, лавровый лист, чеснок, перец, потом складываем аккуратно огурцы, кладем соль и заливаем водой. Затем ставим наши банки в шкаф (темное место). А пока наши огурцы консервируются, мы с вами поиграем в хороводную игру: «Ярмарка» (дети выполняю движения под  музыку).

Воспитатель: Пока мы с вами играли, наши огурцы уже засолились. (Воспитатель достает из шкафа банку с солеными огурцами) . Ребята давайте попробуем огурцы, какие же они у нас получились?

Дети: Соленые, аппетитные.

Воспитатель: Вот какие вы молодцы, помогли мне огурцы засолить, спасибо вам большое! Ну а мне пора возвращаться домой, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по экологии

Представляю подборку дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста, которые помогут систематизировать, обощить и закрепить знания детей о природе....

Дидактические игры по экологии

ОСВОЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА...

Дидактические игры по экологии

Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на пр...

дидактические игры по экологии

игры помогающие ребёнку не толькр познать окружающий мир, но и научиться бережно к нему относиться...

Дидактические игры по Экологии.

- Знакомство с фруктами, овощами....

Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет. (Экологические игры и методика их проведения)

Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...

Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет. (Экологические игры и методика их проведения)

Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...