Исследовательская деятельность на прогулке
опыты и эксперименты по окружающему миру по теме

Жиляева Светлана Петровна

       «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_na_progulke.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Колокольчик»

города Белёва Тульской области

(Центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Колокольчик»)

Лермонтова ул., дом 2 а, Белёв, Тульская область, 301530

Тел. (48742) 4-14-74, 9207771750.

 E-mail: belev.detsad5@tularegion.org

http://nsportal.ru/site/munitsipalnoe-byudzhetnoe-doshkolnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-tsentr-razvitiya-rebyonka-0

Исследовательская деятельность

на прогулке

                                                    Подготовила: воспитатель

                                              Жиляева С.П.

г. Белёв

2017

Исследовательская деятельность

Осень

       Рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

       Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).

       Солнце высушивает предметы и песок.

       При помощи султанчиков, лент, шарика  определить направление и силу ветра.

       Определить опытным путем скорость таяние льда на лужах в тени и на солнце.

       Выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе. Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.

       Обратить внимание на то, что насекомых стало меньше. Показать детям, куда и как прячутся насекомые.

       «Воздух осенью влажный»: на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.

        Определить опытным путем и доказать, что лед на лужах тает медленнее, чем в помещении.

       Наблюдение за песком:  он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что   земля  остыла,  готовиться к зиме).  

       Дождь смывает грязь и песок с предметов (под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой).

       Наблюдение за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонкими ломким.

       «Музыка дождя» Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли   по различной поверхности.

       Сухие листья не тонут в лужах, из них можно сделать кораблики.

       Продолжать наблюдать за световым днем (полярная ночь), примечать, откуда и, когда встает.

       Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так шуршат    (потому что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил  и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.

       Рассматривание льдинок : они прозрачные, тают в руках быстрее, чем на рукавице.

       Рассмотреть через лупу листья черники и сравнить их с брусничными. Чем отличаются, чем схожи?

       Как образуется овраг? (Когда идет дождь, потоки воды, собираясь в один большой поток, размывают почву и углубляют ее.)

Опыт 1: сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.

 Сколько слоев почвы у оврага? Какие? (Снизу камни, потом песок с глиной и верхний плодородный слой почвы.)

Полить водой.

 Как вода проникает через слои почвы? (Плодородный слой  почвы легко пропускает воду, глина с песком — плохо, так как  в глине нет воздуха.)

Какая растительность преобладает в овраге? (Цветы и Кривы.)

Опыт 2: рассмотреть верхний плодородный слой почвы.

Что содержится в данном слое почвы? (Перегнившие . татки растений, их корни, останки животных.)

       Дети, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко в глубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна для корней деревьев, так как удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.

        Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал  листок.

Что мы увидели? (Еле заметные почки.)

Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили   отмершие, ненужные листья.)

Воспитатель предлагает детям провести опыт.

Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, прудах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)

        Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны.

        Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.

Исследовательская деятельность

Зима

       Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка.

       Определить, в каком состоянии находится почва в зимний  период.

       Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

       Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем следы птиц отличаются от зверей?

       Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень. Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером. (В полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными.)

       Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.

       Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках.        

       Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стакан  плотно или рыхло.

Исследовательская деятельность

Весна

       Понаблюдать и определить, где дольше не тают льдинки- горошки: на дороге, под кустами и т.д.

       Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?    

       С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

       Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.

       Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью      флюгера.

Исследовательская деятельность

Лето

       Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.

        Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

        Ответить, кто же самый сильный на земле?

        Найти божью коровку и определить ее название.

        Наблюдать за полетом мух (длина перелета).

        Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться).

       Сравнить сухие и влажные комочки почвы.

       Через лупу рассмотреть, из чего состоит почва (стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).

       Сравнить песчаную и земляную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?

       Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание». Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Конспект прогулки на тему «Белая береза под моим окном» (старшая группа).

Образовательная область «Познание».Развитие познавательно-исследовательской деятельности.Конспект прогулки на тему «Белая береза под моим окном» (старшая группа)....

Перспективное планирование исследовательской деятельности на прогулке

Представлен практический материал по познавательно-исселедовательской деятельности дошкольников от 3-7 лет в условиях прогулки, основанный на многолетнем опыте работы....

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке

Доклад на педагогическом совете на тему «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке». Примерное тематическое планирование прогулки «Пробуждение весны»....

Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке.

Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке....

Конспект мероприятия "Детская исследовательская деятельность на прогулке"

Конспект мероприятия "Детская исследовательская деятельность на прогулке"Работа содержит практический материал  по детской исследовательской деятельности (изучение свойств воздуха, воды и песка) ...