Методическая разработка: конспект непрерывной образовательной деятельности "В мире насекомых"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Представлен конспект методической разработки непрерывной образовательной деятельности  для детей старшего возраста "В мире наскеомых"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по ознакомлению с окружающим

 (старший дошкольный возраст)

 «В МИРЕ НАСЕКОМЫХ  »

подготовила   воспитатель

Лошкарева Наталья Владимировна,

ГБОУ начальная школа – детский сад № 662.

г. Кронштадт

Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.

Задачи:

- уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»;

- уточнить особенности внешнего вида насекомых;

- закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни,  защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы;

- заложить основы экологического воспитания;

- вызвать удовольствие от общения с природой.

Предшествующая работа

  Чтение художественной литературы К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Бианки «Муравейник зашевелился», « Как муравьишка домой спешил»,  Т.Н. Нуждина «Мир насекомых», Н. Павлова «Находка», В.Мурзин «Синий махаон», И.Крылов «Как муравьишка домой спешил», Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара – Комаровича».

  Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».

Демонстрационный материал:

    Схема развития бабочки

    Разрезанные картинки  в конвертах насекомых: (богомол, стрекоза, паук, гусеница, божья коровка, комар, шмель, муха).

    Проектор с презентацией «Насекомые», дидактическая игра «Четвертый лишний»;

ХОД ЗАНЯТИЯ

В: - Посмотрите, ребята, к нам в группу пришло письмо. Давайте я вам его прочитаю.

Здравствуйте, ребята! С нами случилась беда. Нас заколдовал злой колдун.

Только вы, такие умные и смышленые дети могут нам помочь.

До скорой встречи.    Насекомые

В: - От кого же это письмо?

Д: - От насекомых.

В: - Что же с ними приключилось?

Д: - Их заколдовал злой волшебник.

В: - А поможет нам их найти и расколдовать волшебная карта.

Показываю детям на экране карту с изображением мест, где заколдованы

насекомые.

В: - Итак, в путь!

Звучит мелодия из мультфильма «Пчела Майя»

В: -Чтобы нам расколдовать первое насекомое, надо отгадать загадку:

Во фраке зеленом маэстро

Взлетает над лугом в цвету

Он гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.

 Д: -Кузнечик.

На экране появляется изображение кузнечика.

В: - Правильно, отгадали загадку и расколдовали кузнечика.

Какие части тела есть у кузнечика?

Д: -Голова, грудь, брюшко, 6 ног, длинные усики.

В: -Чем питается кузнечик?

Д: -Мелкими насекомыми, гусеницами, бабочками.

В: - Какой вред может приносить кузнечик?

Д: - Уничтожает листья винограда, выгрызают почки, цветы и листья.

Звучит мелодия из мультфильма «Пчела Майя»

В: -Следующая загадка:

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настает,

Тогда пристаёт.

Д: - Муха.

На экране появляется изображение мухи.

В: - Какие части тела есть у мухи?

Д: - Голова, грудь, брюшко, 6 ног, крылышки.

В: - Чем питается муха? 

Д: - Остатками пищи на помойках.

В: - Какой вред приносит муха? Правильно она является разносчиком  различных бактерий.

Вот и это насекомое мы тоже спасли.

Звучит мелодия из мультфильма «Пчела Майя»

В: - следующая загадка.

На большой цветной ковер, села эскадрилья,

То закроет, то раскроет расписные крылья. (

Д: - Бабочка.

На экране появляется изображение бабочки.

В: - А какие части тела есть у бабочки?

Д: - Голова, грудь, брюшко, усики, 4 крылышка, 6 ног.

В: - Чем питается бабочка?

Д: - Нектаром цветов.

В: - Молодцы, вот и бабочку расколдовали.

В: - Нравятся вам чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо - это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка.

Демонстрирует схему развития бабочки

Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи, мухи. Но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка: зашевелится куколка, лопнет у неё на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Сначала крылья у неё будут висеть, как мокрые тряпочки, но пройдёт час - другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими и улетит.

Воспитатель предлагает детям самим превратиться в бабочек и полетать. Можно использовать физминутку или музыку.

Звучит мелодия из мультфильма «Пчела Майя»

В: - Следующая загадка.

Я работаю в артели

У корней мохнатой ели.

По бурам тащу бревно

Больше плотника оно.

Д: - Муравей.

На экране появляется изображение муравья.

В: - Какие части тела есть у муравья?

Д: - Голова, грудь, стебелёк, брюшко, 6 ног, усики.

В: - Чем питаются муравьи?

Д: -Соком растений, нектаром, грибами, семенами, гусеницами.

В: - Какую пользу приносит муравей?

Д: - Рыхлят землю и удобряют почву.

В: - Какую кислоту выделяет муравей, которая пользуется в медицинских условиях?  

Д:- Муравьиную.

В: - Ребята , а давайте с вами немного разомнемся.

Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»

От друзей муравьишка отстал        Дети приставляют ладони к щекам,

                                                           ритмично покачивают головой.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой.                         Ритмично сгибают и разгибают ноги.

Ножку тонкую он поломал.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай!                          Ритмично бегут на месте.

Травкой быстро её обматал,

В муравейник скорей побежал.

Ну, а солнце за лес уж зашло.         Делают ритмичную пружинку.

Ох-ох-ох-ох!

Сразу стало так страшно, темно.     Ритмично закрывают глаза ладонями.

Хорошо, что друзья помогли,

Муравьишку домой принесли.

Мо – лод – цы!                                  Делают ритмичные хлопки.

В: -Молодцы отдохнули, а теперь продолжим спасать наших насекомых.

И вот вам следующая загадка.

Деловита, домовита

Голос вовсе не сердитый

Прожужжала мимо нас

Дорог летом каждый час

Не до разговора

Во время медосбора.

Д: - Пчела.

На экране появляется изображение пчелы.

В: - Посмотрите на пчелу- какие части тела есть у неё?  

Д: - Голова, 2 крылышка, грудь , брюшко, 6 ног.

В: - Чем питается пчела?

Д: - Нектаром цветов.

Звучит мелодия из мультфильма «Пчела Майя»

В: - Загадка для спасения следующего насекомого.

Изумрудный вертолёт

У реки летает

Приоткрыв зеленый рот,

Комаров хватает.

Д: - Стрекоза.

На экране появляется изображение стрекозы.

В: - Рассмотрите стрекозу. Какие части тела есть у неё?

Д: - Голова, 4 крылышка, грудь, брюшко, 6 ног.

В: - Чем питается стрекоза?

Д: - Комарами, личинками насекомых.

В: - Правильно ребята. А вы знаете, что стрекоза хищное насекомое, оказывается стрекоза может напасть на мальков рыбы.

Звучит мелодия из мультфильма «Пчела Майя»

В: - Молодцы! Следующая загадка:

Жук -  жужжит , присев на ножки

Спинка  -  круглая, как ложка.

Два крыла -  в горошек,

А летать не может.

Д: - Божья коровка.

На экране появляется изображение божьей коровки.

В: - Какие части тела есть у неё?

Д: - Голова, широкое округлое тело, 6 ног, усики, крылья красные в черный горошек.

В: - Чем питается божья коровка? 

Д: - Поедает тлю, тем самым спасает урожай.

В: - Молодцы, вы расколдовали всех насекомых. Они очень вам благодарны.

В: - А теперь мы поиграем в игру «Четвертый лишний»

На экране появляется презентация игры. Воспитатель вызывает ребенка, он наводит на компьютере стрелочкой на лишнее животное, убирает его объясняет почему это животное лишнее.

В: - Молодцы, все справились.  А сейчас пройдем к столам и  соберем разрезанные картинки различных насекомых.

Игра «Собери картинку насекомого»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности: образовательная область - художественно-эстетическое развитие, лепка в старшей группе "весенние цветы".

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 4 Приморского района Санкт-Петербурга    Конспект непрерывной образовательной деятельностиобразовательн...

Собственная методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" с детьми средней группы. "Поиграем с мышкой Минни".

В конспекте использованы современные образовательные технологии: Игровая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, палочки Кюизенера.  Данные технологии способствуют реализации поставленны...

Собственная методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшей группы. "Город веселых светофорчиков"

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы  ОО "Речевое развитие". "Город веселых светофорчиков"...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми. В образовательной области речевое развитие. "На помощь птичке".

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьмиГруппы второго раннего возраста ( 2 – 3 года ) в образовательной области речевое развитие. «На помощь птичке»....

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с ЗПР « Лучики здоровья для Солнышка» (ознакомление с окружающим миром и развитие речи).

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи в ходе организации различных видов деятельности : игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, двигательной....