Окружающий мир
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Голованова Светлана Степановна

Сценарий занятия по окружающему миру в старшей группе.

 

Программное содержание: Дать представление о простейшей пищевой цепи : трава- травоядные- хищники; развивать у детей познавательный интерес о лесе как о сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; конкретизировать знания о животных в лесу и их приспособленности к зимнему периоду; закреплять знания о разнообразии леса, о леснике-человеке, который заботиться о лесе, о клесте, его приспособленности в зимнем лесу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание: Дать представление о простейшей пищевой цепи 6 трава- травоядные- хищники; развивать у детей познавательный интерес о лесе как о сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; конкретизировать знания о животных в лесу и их приспособленности к зимнему периоду; закреплять знания о разнообразии леса, о леснике-человеке, который заботиться о лесе, о клесте, его приспособленности в зимнем лесу.

Словарная работа: Научить употреблять в речи такие выражения « пищевая цепочка», « лес сообщество растений и животных».

Активизация словаря: скрещённых, беляк, летяга, лесник, дубрава, ельник.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, её обитателям, продолжать закреплять знания о культуре поведения в лесу.

Предшествующая работа:  рассматривание картин о природе, о птицах, экскурсии в природу, экскурсии в музей, чтение рассказов о природе, беседа об экологии, изготовление Красной книги.

Подготовка к занятию : иллюстрации с изображением леса, набор картинок к составлению живой природы, изготовление птицы-клеста, подготовка елок, музыкальное сопровождение.

Организация и методика проведения занятия

Ход занятия Педагог: Ребята, вы верите в чудеса?

 Сегодня утром нас кто-то решил удивить. Посмотрите, что я утром увидела у себя на столе. Показываю корзиночку с веточкой.

 Смотрите, здесь написано: «Угощайтесь». Какие вкусные орешки! У меня орешек с клубничкой, а у вас?

 Кто-то находит записку. Читаем: «Мы приглашаем вас в зимний лес. Вас ждут интересные встречи. Белка и зайка».

 - Ну что ж, ребята, не будем задерживаться. Надо отправляться в путь. На чем сейчас можем добраться до леса? Ответы.

.

 - Ой, ребята, кто-то к нам бежит, торопиться.

 Цок, цок, кто бежит

 Быстро по дорожке.

 Цок, цок, высоко

 Поднимая ножки.

 Вы, ребята, отгадайте

 Трудную загадку:

 Это в гости к нам спешит

 Добрая лошадка.

Лошадка – самый надежный и безопасный транспорт для нас и для леса

 (Звучит музыка. Забегает лошадка.)

 Педагог: Усаживайтесь ребята, поудобнее и в добрый путь! (Звучит музыка. Доезжаем да леса.)

 Спасибо тебе, добрая лошадка.

 - Ребята, прежде чем зайти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. (высказывания детей: не шуметь, не лазить по деревьям, не ломать ветки и т. д.) Молодцы! (Обобщаю ответы.)

 - А вы раньше были в лесу? Что такое лес? Кто главный в лесу? Какие деревья там растут? (Дети называют разновидности леса.)

 Педагог: Каждый лес по-своему красив, а для чего нам нужны леса? (Ответы.)

 Ребята, а посмотрите, в какой лес нас пригласили Белка и Зайка. (Ответы.)

 Как тихо в хвойном лесу, кажется, будто здесь никого нет. Ой, что это? (Следы.)

 Как вы думаете, кто здесь пробегал? мы с вами должны придумать загадки про его жителей (дети придумывают загадки). Вы будете показывать животных, и вы же будете их отгадывать. (Дети, которые держат тантамарезки отгадывают загадку). Работа с тантамарезками . -Это животное травоядное, у него длинные уши, он труслив. (Заяц). Да вот и сам Зайчик бежит.

 Заяц: «Здравствуйте, ребята, это я вас поджидал, бегал, петлял».

 - А почему ты петлял? Ребята, что еще спасает зайцев от врагов? (Ответы.)

 А чем ты зайка, зимой питаешься? (Шорох. Зайка прячется. ) Работа с тантамарезками .-Это животное хорошо прыгает по деревьям, питается орешками и семенами шишек. ( Белка) Появляется белка.

 Белка: «Я увидела вас с высокой ели, здравствуйте, ребята! Зайка, не бойся меня, это я, Белка»

 - Белочка, а как тебе живется в зимнем лесу? (Белка рассказывает о себе в стихотворной форме.)

Почему грибы на ёлке,

На сучках, сидят верхом?

Не в корзине, не на полке,

Не во мху. Не под листком –

У ствола и среди веток

На сучки они надеты.

Грузди, рыжики, синявки,

Толстяки боровики

Не в сухой осенней травке,

А надеты на сучки!

Кто устроил их так ловко?

Кто с грибов очистил сор?

Это Белкина кладовка,

Это Белкин летний сбор!

Вон она по веткам скачет,

Промелькнула над кустом,

Точно бойкий рыжий мячик,

С пышной шёрсткой и хвостом.

 Дети, а что вы знаете о жизни белки в лесу? (Ответы.)

 Как люди называют зайчика, а Белку, почему?(высказывания детей)

 - Ребята, я услышала, как кто-то пискнул. (Появляется и исчезает мышка.)

 Мышка нас испугалась и убежала. Как здесь интересно? А кого еще можно встретить в зимнем лесу? А каких лесных животных не встретишь зимой? Почему?

 Ребята, давайте подумаем, как животные приспособились к жизни в лесу.

 (Составляем «пищевую цепочку». Объясняю, что мышке нужна травка.) А зайчик чем зимой питается? (Ответы.) Эти животные травоядные. А каких животных называют хищниками? Почему?(на лису тоже есть охотники, более крупные хищники, в лесу на нее может напасть волк). А волку никто не страшен, кроме охотника с ружьем.

 Все в природе не случайно, все взаимосвязано и подчинено разумному порядку. В начале каждой пищевой цепочки – растительный корм, а в конце – крупные хищники.

 Человек не должен вмешиваться в жизнь леса, может только помогать. Кто помогает животным леса в зимнее время? Как?

 (Физминутка)

Мы немножко отдохнем,                            (Встать, ноги вместе, руки)

Встанем, глубоко вздохнем.                       (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох)

Дети по лесу гуляли,                                 (Ходьба на месте,)      

За природой наблюдали.                            (Повороты головой влево-право)

Вверх на солнце посмотрели                      (Встать на носки, руки через стороны)

И их лучики согрели.                                 (вверх и посмотреть вверх.)

Чудеса у нас на свете                                (Присесть, руки на поясе.)

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали                       (Встать на носочках, руки на поясе,)

Великанами мы стали.                               (спина прямая, тянемся вверх.)

Бабочки летали,                                       (Бег на месте, плавно махая руками.)

Крыльями махали.              

Дружно хлопаем,                                      (Хлопки в ладоши,)

Ногами топаем.                                         (Притопы на месте.)

Хорошо мы погуляли                                 (Дети присаживаются на свои места)

И немножечко устали.                              ( И слушают пение птиц.)

 (Обращаю внимание на сломанную ветку.) Что это за ветка? Как вы догадались? Чем отличается ель от других деревьев?

 Педагог: Ребята, да на этом дереве какая-то птица сидит: (Рассказы детей о клесте.) Почему именно зимой эта птица живет в наших лесах?

 Ребята, а вы не задумывались, почему ели всегда зеленые? (Ответы.)

 Мне, кажется, елочка нам хочет что-то сказать. (Садимся на пенечки. Звучит музыка. Дети слушают в записи «Быль о елочке.»

 - Елочка, не грусти, мы заберем тебя в наш детский сад и долго будем тобой любоваться.

 - Ребята, на елочке осталась шишка. А в шишке много семян. Давайте весной посадим эти семена, и у нас вырастут новые маленькие елочки!

 - Белочка и Зайчик, нам было очень хорошо в вашем доме. Мы вас тоже угощаем и говорим спасибо за подарки. Нам пора прощаться со сказочным лесом:

 Лес дремучий, до свиданья!

 Ты расти на радость людям!

 Мы дружить с тобою будем,

 Добрый лес, могучий лес,

 Полон сказок и чудес!

 Выборочный анализ (вопрос-ответ) :

 1. О чем мы сегодня с вами беседовали?

 2. А что тебе больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?

 На этом наше занятие подошло к концу, всем спасибо, мне очень понравилось, как вы работали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

Занятие по окружающему миру. «Ребёнок и окружающий мир» в средней группе на тему «Цветы на подоконнике»

Цели. Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природе в группе:Закрепить знания названий комнатных растений. Дать об одном растении необходимую информацию.Развивать речь, мышление. ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...