Окружающий мир
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Сценарий занятия по окружающему миру в старшей группе.
Программное содержание: Дать представление о простейшей пищевой цепи : трава- травоядные- хищники; развивать у детей познавательный интерес о лесе как о сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; конкретизировать знания о животных в лесу и их приспособленности к зимнему периоду; закреплять знания о разнообразии леса, о леснике-человеке, который заботиться о лесе, о клесте, его приспособленности в зимнем лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий занятия по окружающему миру в старшей группе | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание: Дать представление о простейшей пищевой цепи 6 трава- травоядные- хищники; развивать у детей познавательный интерес о лесе как о сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; конкретизировать знания о животных в лесу и их приспособленности к зимнему периоду; закреплять знания о разнообразии леса, о леснике-человеке, который заботиться о лесе, о клесте, его приспособленности в зимнем лесу.
Словарная работа: Научить употреблять в речи такие выражения « пищевая цепочка», « лес сообщество растений и животных».
Активизация словаря: скрещённых, беляк, летяга, лесник, дубрава, ельник.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе, её обитателям, продолжать закреплять знания о культуре поведения в лесу.
Предшествующая работа: рассматривание картин о природе, о птицах, экскурсии в природу, экскурсии в музей, чтение рассказов о природе, беседа об экологии, изготовление Красной книги.
Подготовка к занятию : иллюстрации с изображением леса, набор картинок к составлению живой природы, изготовление птицы-клеста, подготовка елок, музыкальное сопровождение.
Организация и методика проведения занятия
Ход занятия Педагог: Ребята, вы верите в чудеса?
Сегодня утром нас кто-то решил удивить. Посмотрите, что я утром увидела у себя на столе. Показываю корзиночку с веточкой.
Смотрите, здесь написано: «Угощайтесь». Какие вкусные орешки! У меня орешек с клубничкой, а у вас?
Кто-то находит записку. Читаем: «Мы приглашаем вас в зимний лес. Вас ждут интересные встречи. Белка и зайка».
- Ну что ж, ребята, не будем задерживаться. Надо отправляться в путь. На чем сейчас можем добраться до леса? Ответы.
.
- Ой, ребята, кто-то к нам бежит, торопиться.
Цок, цок, кто бежит
Быстро по дорожке.
Цок, цок, высоко
Поднимая ножки.
Вы, ребята, отгадайте
Трудную загадку:
Это в гости к нам спешит
Добрая лошадка.
Лошадка – самый надежный и безопасный транспорт для нас и для леса
(Звучит музыка. Забегает лошадка.)
Педагог: Усаживайтесь ребята, поудобнее и в добрый путь! (Звучит музыка. Доезжаем да леса.)
Спасибо тебе, добрая лошадка.
- Ребята, прежде чем зайти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. (высказывания детей: не шуметь, не лазить по деревьям, не ломать ветки и т. д.) Молодцы! (Обобщаю ответы.)
- А вы раньше были в лесу? Что такое лес? Кто главный в лесу? Какие деревья там растут? (Дети называют разновидности леса.)
Педагог: Каждый лес по-своему красив, а для чего нам нужны леса? (Ответы.)
Ребята, а посмотрите, в какой лес нас пригласили Белка и Зайка. (Ответы.)
Как тихо в хвойном лесу, кажется, будто здесь никого нет. Ой, что это? (Следы.)
Как вы думаете, кто здесь пробегал? мы с вами должны придумать загадки про его жителей (дети придумывают загадки). Вы будете показывать животных, и вы же будете их отгадывать. (Дети, которые держат тантамарезки отгадывают загадку). Работа с тантамарезками . -Это животное травоядное, у него длинные уши, он труслив. (Заяц). Да вот и сам Зайчик бежит.
Заяц: «Здравствуйте, ребята, это я вас поджидал, бегал, петлял».
- А почему ты петлял? Ребята, что еще спасает зайцев от врагов? (Ответы.)
А чем ты зайка, зимой питаешься? (Шорох. Зайка прячется. ) Работа с тантамарезками .-Это животное хорошо прыгает по деревьям, питается орешками и семенами шишек. ( Белка) Появляется белка.
Белка: «Я увидела вас с высокой ели, здравствуйте, ребята! Зайка, не бойся меня, это я, Белка»
- Белочка, а как тебе живется в зимнем лесу? (Белка рассказывает о себе в стихотворной форме.)
Почему грибы на ёлке,
На сучках, сидят верхом?
Не в корзине, не на полке,
Не во мху. Не под листком –
У ствола и среди веток
На сучки они надеты.
Грузди, рыжики, синявки,
Толстяки боровики
Не в сухой осенней травке,
А надеты на сучки!
Кто устроил их так ловко?
Кто с грибов очистил сор?
Это Белкина кладовка,
Это Белкин летний сбор!
Вон она по веткам скачет,
Промелькнула над кустом,
Точно бойкий рыжий мячик,
С пышной шёрсткой и хвостом.
Дети, а что вы знаете о жизни белки в лесу? (Ответы.)
Как люди называют зайчика, а Белку, почему?(высказывания детей)
- Ребята, я услышала, как кто-то пискнул. (Появляется и исчезает мышка.)
Мышка нас испугалась и убежала. Как здесь интересно? А кого еще можно встретить в зимнем лесу? А каких лесных животных не встретишь зимой? Почему?
Ребята, давайте подумаем, как животные приспособились к жизни в лесу.
(Составляем «пищевую цепочку». Объясняю, что мышке нужна травка.) А зайчик чем зимой питается? (Ответы.) Эти животные травоядные. А каких животных называют хищниками? Почему?(на лису тоже есть охотники, более крупные хищники, в лесу на нее может напасть волк). А волку никто не страшен, кроме охотника с ружьем.
Все в природе не случайно, все взаимосвязано и подчинено разумному порядку. В начале каждой пищевой цепочки – растительный корм, а в конце – крупные хищники.
Человек не должен вмешиваться в жизнь леса, может только помогать. Кто помогает животным леса в зимнее время? Как?
(Физминутка)
Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем. (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох)
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте,)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх.)
Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе,)
Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх.)
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши,)
Ногами топаем. (Притопы на месте.)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали. ( И слушают пение птиц.)
(Обращаю внимание на сломанную ветку.) Что это за ветка? Как вы догадались? Чем отличается ель от других деревьев?
Педагог: Ребята, да на этом дереве какая-то птица сидит: (Рассказы детей о клесте.) Почему именно зимой эта птица живет в наших лесах?
Ребята, а вы не задумывались, почему ели всегда зеленые? (Ответы.)
Мне, кажется, елочка нам хочет что-то сказать. (Садимся на пенечки. Звучит музыка. Дети слушают в записи «Быль о елочке.»
- Елочка, не грусти, мы заберем тебя в наш детский сад и долго будем тобой любоваться.
- Ребята, на елочке осталась шишка. А в шишке много семян. Давайте весной посадим эти семена, и у нас вырастут новые маленькие елочки!
- Белочка и Зайчик, нам было очень хорошо в вашем доме. Мы вас тоже угощаем и говорим спасибо за подарки. Нам пора прощаться со сказочным лесом:
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес!
Выборочный анализ (вопрос-ответ) :
1. О чем мы сегодня с вами беседовали?
2. А что тебе больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?
На этом наше занятие подошло к концу, всем спасибо, мне очень понравилось, как вы работали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)
Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...
Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»
Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...
Занятие по окружающему миру. «Ребёнок и окружающий мир» в средней группе на тему «Цветы на подоконнике»
Цели. Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природе в группе:Закрепить знания названий комнатных растений. Дать об одном растении необходимую информацию.Развивать речь, мышление. ...
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...