экологическая тропа
проект по окружающему миру на тему

Морозова Анна Юрьевна

 педагогический проект

Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играет экологическая тропинка. Поэтому мы решили создать на территории нашего детского сада – экологическую тропинку. Объекты экологической тропинки дадут больше возможностей для проведения систематических наблюдений, исследований, экспериментов, экологических праздников, игр природоведческого характера, сенсорного и эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живого.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст – время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира. Уже повзрослев, человек, часто на подсознательном уровне,  воспроизводит стандарты своего детства и старается им подражать. Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – дошкольника – здесь он проводит чуть ли не половину всего своего времени. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем.

В нашем детском дошкольном учреждении используется программа «МЫ» Кондратьевой Н.Н и методические разработки  детских дошкольных учреждений по экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения к объектам природы. Поэтому экологическое воспитание в нашем  детском  дошкольном учреждении – это первый этап в цепи непрерывного экологического воспитания и образования. В самом раннем возрасте необходимо приобщать детей к природе. Ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами живой природы. Открывает что-то новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их значимость. У ребенка возникает любовь и бережное к природе, желание сохранить и преумножить по мере своих сил богатство природы. Необходимо показать ребенку зависимость человека от природы, важность бережного отношения к ней. Ведущую роль в экологическом воспитании дошкольников играет формирование у них познавательного интереса к природе. Психологи считают, что интерес в своем развитии выражен различными стадиями любопытств, любознательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. Доступными средствами формирования интереса дошкольника к природе являются прогулки и экскурсии на природу, наблюдения, использование элементов исследовательской работы, изучение загадочных явлений природы, деятельность по оказанию  помощи природе ит.д..

Проведя анкетирование и тестирование по экологической тематике родителей и педагогов, мы сделали следующие выводы: 1) более 60% родителей только в общих чертах знают, что такое экология;

                                                                           2) только 40% опрошенных родителей знают, что в детском саду ведётся работа по экологическому воспитанию;

                                                                           3) 30% педагогов не знают многих названий растений, деревьев и т.д..

Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играет экологическая тропинка. Поэтому мы решили создать на территории нашего детского сада – экологическую тропинку. Объекты экологической тропинки дадут больше возможностей для проведения систематических наблюдений, исследований, экспериментов, экологических праздников, игр природоведческого характера, сенсорного и эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живого.

Создать экологическую тропинку на территории детского сада для повышения уровня экологического воспитания дошкольников

  1. Детально обследовать территорию детского сада и выделить наиболее интересные объекты:

а) Составить карту-схему тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов;

      б) Разработать специальный «Паспорт экологической тропинки»;

  1. Разработать памятки для воспитателей по использованию объектов тропинки для работы с детьми»;
  2. Выбрать «Хозяина» тропинки;
  3. Провести 4 семинара  для воспитателей по экологическому воспитанию;
  4. Разработать перспективный план работы с детьми по экологическому воспитанию

Ресурсы

(в рублях)

Имеющиеся ресурсы

(в рублях)

Не имеющиеся ресурсы

(в рублях)

Эколог

________________________

8 000 р

Специалисты из питомника

________________________

10000 р

Методическая литература

1000 р

2000 р

Фотоаппарат

5500 р

_____________________

Бумага, канцелярские товары

________________________

1000 р

Искусственный водоем

________________________

14000 р

Посадочный материал:

Ель

Сосна

Лиственница

Семена цветов

Газонная трава

Лекарственные растения

______________________

3000р

3000р

5000р

3000р

4000р

2000р

Садовый инвентарь

2500 р

1500 р

Строительный материал

_______________________

2000 р

Чернозём, песок

2300 р

_

_____________________

Всего

11300 р

58500 р

Итого                                                                                                            69800 р

Мероприятия

срок

ответственные

Создать рабочую группу, распределить обязанности

апрель

Заведующая ,

Воспитатель: Морозова А.Ю

Провести родительское собрание: ознакомить с проектом

апрель

Воспитатель: МорозоваА.Ю

Сбор методической литературы

апрель - май

Старший воспитатель, воспитатель: Морозова А.Ю

апрель 2018г – май 2019г

мероприятия

срок

ответственный

Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов

1 месяц

творческая группа

Анкетирование родителей

Май 2018г

воспитатель: Морозова А.Ю

Высадка деревьев, кустарников цветов, лечебных трав и т.д..

Середина мая- сентябрь

2018г

Воспитатели, родители, дети

Оформление стенда для родителей по экологическому воспитанию

Май 2018г

Старший воспитатель, воспитатель: Морозова А.Ю

                       

Разработать «Паспорт экологической тропинки»

- изучаемых объектов,

- описание точек тропинки,

- необходимая информация для воспитателей по работе

Октябрь 2018г

Воспитатель: Морозова А.Ю

Старший воспитатель, эколог

Подготовка проведения педагогического совета   « что такое экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении»

Октябрь 2018г

Воспитатель: Морозова А.Ю

Старший воспитатель

Разработка памяток  для воспитателей по использованию объектов тропинки для работы с детьми:

- биологические особенности,

- где растёт,

-использование,

- наблюдение

-художественная литература

Сентябрь – ноябрь 2018г

Воспитатель: Морозова А.Ю

Старший воспитатель,

Эколог

Провести конкурс среди детей и родителей «Кто предложит на роль «хозяина тропинки» наиболее интересного персонажа»

 

Сентябрь 2018г

Воспитатель: Морозова А.Ю

Оформление тропинки и  оборудование для организации наблюдений

Март 2018г – апрель 2019г

Воспитатель: Морозова А.Ю                      

Родители

Консультации для воспитателей:

- «Как познавательно развивать дошкольников используя объекты природы»;

- «Формирование основ экологической культуры на прогулках»;

- «Формы и методы экологической работы на занятиях и в повседневной жизни»;

«Экологизация развивающей среды»

Май 2018г – сентябрь 2018г

Воспитатель: Морозова А.Ю

Старший воспитатель,

Эколог

Провести совместно с родителями природоохранные акции:

- «Ёлочка – зеленая иголочка»;

- «Посади деревце»

- «Чистый участок»

Август – октябрь 2018г

Воспитатели (все),

Родители (желающие)

Консультации для родителей:

- «Маленькие исследователи»;

- «Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии»

Раз в месяц

Воспитатель: Морозова А.Ю

Старший воспитатель

Консультация – практикум по оформлению цветников «живых» изгородей

Апрель 2019г

Специалисты из питомников

Создать гербарий, коллекцию камней, песка, глины

Сентябрь – декабрь 2018г

Воспитатели, родители, дети

Подобрать тесты для воспитателей

Апрель 2018г

Воспитатель: Морозова А.Ю

Старший воспитатель

Реализация детского проекта «Тонкая рябинка»

апрель 2019г – май 2019г

Воспитатель: Морозова А.Ю                      

Дети старшей группы

мероприятия

срок

ответственный

Анкетирование и тестирование родителей

Май 2018г

Воспитатели: Морозова А.Ю

                       

Экологический праздник «День Земли»

Май 2018г

Эколог

Старший воспитатель,

Воспитатели, родители

Тестирование педагогов

Апрель 2018г

Старший воспитатель

При реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

  1. основным результатом проекта будет создание на территории детского сада экологической тропинки;
  2. повысится эффективность работы по экологическому воспитанию;
  3. педагоги получат информацию о объектах экологической тропинки и подробные рекомендации по работе на ней с детьми;
  4. расширится представление у детей о живой и неживой природе;
  5. приобретается положительный опыт взаимодействия с объектами природы;
  6. повысится взаимосвязь педагогов и родителей в вопросах экологического воспитания детей

Оценка эффективности проекта будет проводиться по 3 направлениям: дети, педагоги, родители. Эффективность мероприятий, проводимых с детьми будет оцениваться по беседам, по продуктивной деятельности, исследовательской деятельности. Анкетирование, консультации для родителей на протяжении проекта позволят выявить качественные изменения в знаниях по экологическому воспитанию. Степень заинтересованности педагогов в данной проблеме будет отслеживаться через их участие в методических объединениях, в подготовке докладов по данному вопросу, участие в создании экологической тропинки.

        

        

           


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....