Конспект НОД "Как увидеть эллектричество?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Блинова Ольга Сергеевна

Конспект НОД соответствует ФГОС, ориентирован на страший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kak_uvidet_elektrichestvo.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

«Центр образования №12»

(МООД, Литейная, 34)

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

по теме: Как увидеть электричество?

Возрастная категория детей: разновозрастная группа детей 5 – 7 лет

Место проведения: групповая комната

Дата проведения: 20.03.2018

                                                                                                                 Воспитатель: Блинова Ольга Сергеевна

г. Тула

2018-2019 уч.г.

Образовательные области: познавательное развитие

Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая деятельность

Лексическая тема: Человек и окружающий мир

Вид НОД: тематическая

Тип НОД: сообщение новых знаний

Формы образовательной деятельности: фронтальная

Цель: знакомство детей с проявлением статического электричества

Задачи:

Образовательные: обобщить и расширить знания детей об окружающем мире, закрепить знания о необходимости электричества в жизни человека, познакомить со способами появления электрического тока; закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие: развивать стремление к поисково–познавательной деятельности, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира,  воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемый результат: дети узнают о способах появления электричества, о его важности в жизни человека, начнут проявлять интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование и материалы для педагога: записи звука электричества, грома; картинки с изображением тепловой, атомной и ветряной электростанций; провод; иллюстрация молнии; воздушный шарик, шерстяная варежка; картинки на тему «Опасное электричество»

Оборудование и материалы для детей: карточки с изображением бытовых приборов, ручки, салфетки, карточки- светофорчики

Предварительная работа:         беседы на тему «Электричество», «Электрические приборы», рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий, сказки В. Стручкова «Про его величество ваше электричество» .

                        Технологическая карта НОД

Этап НОД

Структурные компоненты деятельности

                                                                                Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методы и формы работы

Результат

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сейчас мы поиграем в игру «Кто меня слышит». Я буду обращаться к вам с просьбами, а вы, если услышите меня, должны их исполнить.

Игра «Кто меня слышит»:

- Кто меня слышит, дотроньтесь до носа.

- Кто         меня слышит, похлопайте в ладоши.

- Кто меня слышит, закройте глазки.        

- Кто меня слышит, улыбнись соседу.

-Кто меня слышит, подними ручки вверх.

- Молодцы, ребята, все меня услышали, вы очень внимательные!

Дети прислушиваются к словам воспитателя, выполняют действия.

Фронтальная форма работы

Словесный метод

Дети настроены для дальнейшей работы

2 минуты

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Слышится запись «Звук электричества».

Воспитатель читает загадку:

По тропинкам я бегу

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет

Не зажжётся в доме свет.

- Ребята, вы догадались, что это за шум мы услышали?

- Верно, это звук электричества.

- Дети, а что такое электричество?

- Для чего нам всем нужно электричество?

- А что было бы , если бы у нас не было электричества?

- Звук электричества

Предположения детей.

- Электричество нужно, чтобы работали приборы, горел свет, ездили автомобили…

- Если бы не было электричества, то не было света в дома, пришлось бы пользоваться свечой, не могли бы посмотреть телевизор…

Словесный метод

Закрепление представлений об электричестве, его необходимости в жизни человека

2 минуты

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Я вам расскажу об электричестве.

Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. (показ фото электростанций) Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепловая и атомная энергия. Про эту энергию вы узнаете в школе, когда подрастёте. Затем, электрический ток течёт по проводам (показ провода), спрятанными глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие – премаленькие частицы. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дом, больницы, школы, детские сады.

- Давайте вместе покажем электрический ток.

Пальчиковая гимнастика.

Ток бежит по проводам

Свет несёт в квартиру к нам,

(стучат пальчиками друг о друга)

Чтоб работали приборы:

(Загибают одновременно пальчики на обеих руках.)

Холодильник,  мониторы,

Кофемолка, пылесос.

(загибание пальцев поочерёдно)

Ток энергию принёс.

(Кулачки стучат друг о друга)

Дети повторяют слова и действия воспитателя

Словесный метод

Наглядный метод

Игровой метод

Дети получают новые знания о возникновении электричества.

5 минут

4.

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

- Как мы уже сказали, если бы не было электричества, то мы не смогли бы пользоваться электрическими приборами. Давайте вспомним, какие приборы нам нужны ежедневно. Перед вами лежат карточки с изображением электрических приборов. Я буду загадывать загадку, а вы будете поднимать подходящие карточки. ( карточки разложены на столах)

Загадывание загадок .

1. Живёт в нём вся вселенная,

А вещь обыкновенная.

(Телевизор)

2. Полюбуйся, посмотри

Полюс северный внутри,

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

(Холодильник)

3. Через поле и лесок.

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь –

А слышно – там.

(Телефон)

4. Он охотно пыль вдыхал,

Не болел и не чихал.

(Пылесос)

5. Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается.

(Утюг)

6. Привела я солнце

За своё оконце .

К потолку подвесила –

Стало дома весело!

(Лампочка)

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали!

- Мы уже узнали, в наших домах везде есть электричество, его создал человек. А в природе есть электрический ток?

- Вы его видели или слышали? Верно, дети, раскаты грома и сверкание молнии – это самое настоящее электричество! Посмотрите , кА сверкает ярко молния и громко гремит гром. (Просмотр иллюстраций и прослушивание записи грома)

- Поэтому мы можем видеть не только работу приборов от электричества, но и его мощные разряды!

- Сейчас мы немного отдохнём и сами превратимся в электрические приборы.

Физкультминутка.

Лампочки горят

(Дети разводят руки в стороны, затем поднимают вверх, выполняя движения пальцами).

Чайники пыхтят

(Дети кладут руки на пояс, выполняют приседания и, подражая, произносят звуки – [пх]).

Гладят утюги

(Соединяют вытянутые вперед руки и разводят их в стороны ладонями вниз, произносят звук – [ш]).

Пекутся пироги

(Руки складывают «полочкой», приседают, произнося звук – [ф]).

Пылесосы гудят

(Дети «пылесосят», произносят звук – [у]).

А стиральные машины тихо так жужжат.

(Дети крутят руками перед грудью, изображая моторчик, приседают и произносят звук – [ж]).

Дети отгадывают загадки и показывают соответствующие карточки

Предположения детей

Дети повторяют слова и действия за воспитателем

Словесный метод

Словесный метод

Наглядный метод

Игровой метод

Происходит закрепление знаний о электрических бытовых приборах, развивается внимание и мыслительная активность детей в ходе отгадывания загадок.

Расширяются представления об окружающем мире, дети узнают о том, что электрический ток можно увидеть в природе.

5 минут

5.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

- Ребята, сегодня мы станем волшебниками и сами увидим электричество и его его силу. У вас на столах есть ручки и салфетки, поднесите ручку к ним. Что-нибудь  происходит? Нет, ничего не происходит. А теперь потрите ручку о свои волосы и повторите опыт. Что происходит сейчас? Правильно, салфетка примагничивается! Это настоящее волшебство! Значит, во всех нас живёт электрический ток.

- Но ток живёт не только в нас и электрических приборах, но и в других окружающих предметах. У меня есть воздушный шарик. Как вы думаете, каким образом я могу повесить его на стенку, не используя скотч, клей или нитки? Посмотрите, я натру его шерстяной варежкой и вы увидите, что получится! Правильно, шарик висит на стене! Значит, шерстяные вещи тоже содержат частицы электричества. Очень часто, снимая шерстяной свитер, вы можете услышать небольшой треск, а в темноте даже увидеть сверкание, это и есть электрический ток.

Дети дотрагиваются ручкой до салфеток.

- Ничего не происходит

Дети натирают ручку о волосы, дотрагиваются до салфетки.

Предположения детей

Словесный метод

Наглядный метод

Практический метод

Дети получают новые знания , происходит развитие интереса к поисково-исследовательской деятельности

7 минут

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- Дети, о чём мы сегодня говорили? Правильно, об электричестве.

- Как человек создаёт электричество? Верно, строит электростанции.

- Как мы можем его увидеть?

- Электричество может быть опасным? Да, дети , электричество очень опасно, нельзя вставлять посторонние предметы в розетку, пользоваться неисправными электроприборами , трогать повреждённые провода. (показ иллюстраций)

- Об электричестве.

- Электричество вырабатывается на электростанциях.

- Можно увидеть молнию в небе или провести опыт с шерстяной варежкой и

воздушным шариком.

Словесный метод

Закрепление знаний, полученных на занятии.

3 минуты

7.

Рефлексия

- Дети , вам понравилось наше занятие? Если вам было интересно и вы узнали что-то новое , покажите синий свтофорчик. ( Карточки- светофоры лежат на столах перед детьми) А если вам было скучно и не интересно, то красный.

- Мне очень понравилось с вами разговаривать и делать интересные опыты! Нам нужно продолжить наблюдать за электричеством, и зарисовывать результаты наших наблюдений в журнале (показ журнала)

Ответы детей.

Дети показывают карточки - светофорчики

Словесный метод

У детей сформировано положительное отношение к занятию, интерес к исследовательской деятельности.

1 минута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""

Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе. : «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться».

В материале представлены 5 образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Чтение художественной литературы", "Социализация". Данный материал позволяет дать предста...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы Тема: «Как увидеть воздух»

Занятие "Как увидеть воздух" направлено на исследовательскую деятельность детей, педагог подводит их к выводам о том что такое воздух, для чего он нужен, как можно его увидеть....

Конспект НОД с использование ИКТ по Художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе на тему: "Если взглянешь на дощечку, то увидишь чудеса!"

Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию (рисование) Тема: «Если взглянешь на дощечки, то увидишь чудеса!» Интеграция образовательныех областей: «Ху...

План-конспект НОД "Как увидеть воздух" по методике Н.А.Коротковой

Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ...

Конспект занятия по исследовательской деятельности: "Как увидеть воздух?"

Дать детям знания о понятии "воздух", с использованием моделирования, опытов....

Конспект: «Все увидим, все узнаем»

Цель: создать условия для формирования знаний детей о некоторых свойствах искусственных материалов и химических веществ.Задачи:создать условия для изучения детьми некоторых свойств современных материа...