Конспект НОД с использование ИКТ по Художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе на тему: "Если взглянешь на дощечку, то увидишь чудеса!"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Бурлакова Наталья Владимировна

Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию (рисование)

Тема: «Если взглянешь на дощечки, то увидишь чудеса!»

 

Интеграция образовательныех областей:

«Художественно-эсетическое развитие», «Познавтельное развитие», «Речевое развитие», "Социально-коммуникативное развитие"

Задачи в образовательных областях:

Область «Художественное творчество»

-        познакомить с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи.

-        формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов городецкой росписи.

-        дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

-        формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.

Область «Познавательное развитие»

-        развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов  ( цвет, форма, величина, расположение в пространстве) ;

-        формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их;

-        развивать глазомер .

Область «Развитие речи»

-        учить запоминать потешки, пословицы.

-        расширять и активизировать словарный запас.

Область «Социально-коммуникативное развитие»

-        воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности;

-        развивать умение доводить начатое дело до конца;

-        воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.

Материалы, оборудование:

Демонстрационное — таблицы с элементами городецкой росписи и характерными цветосочетаниями, рисунки — варианты узоров ; «Лепестки» (Воскобовича)

Раздаточное — модель для раскрашивания «кухонная доска» , гуашевые краски, баночки для воды, кисточки, салфетки;

Информационные технологии: презентация «Городецкая роспись».

ТСО - аудиозапись с народной музыкой Дергачский оркестр народных инструментов.

Словарная работа: базар, прялка, ставни, теневка, оживка.

 

Методы и приемы:

-      Словесный метод ( беседа, рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы к детям, пояснение, напоминание, совет, поощрение, уточнение приемов последовательности изображения).

-        Наглядный метод ( рассматривание картин и книжных иллюстраций, показ образца,  прием показа способов изображения).

            Игровой метод (мастера -подмостерья)

 

 

 

Ход образовательной деятельности

I.       Орг. момент.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

А теперь посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь и подарите улыбку им. Отлично.

II.               Рассказ и показ слайдов.

Я вас ребята сюда пригласила, чтобы вы узнали новое и интересное о городе Городец, о его мастерах и сами попробовали свои силы, расписать какое–нибудь изделие городецкой росписью.

Усаживайтесь поудобней и слушайте мой рассказ

Слайд 2.

Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец.

 

Там и зародилась городецкая роспись.

Слайд 3. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали купцы из разных городов. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки (рынок под открытым небом, где присутствует много продавцов и покупателей)

Слайд 4. Прялка (предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки) - традиционного подарка для невесты, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба.

Слайд 5,6 Крестьяне украшали удивительной резьбой по дереву свои дома и ставни.

Слайд 7,8,9

Росписью украшали прялки, шкатулки, разделочные доски, посуду детские игрушки. Какое настроение создают эти игрушки?

На этих изделиях можно было увидеть птиц (слайд 10), коней (Слайд 11), сцены чаепития (Слайд 12), изображение барышень и кавалеров за беседой (Слайд 13).

Слайд 14.

Эти сюжеты дополняют и украшают диковинные цветы: купавки, бутоны, ромашки, городецкие розы, зеленые веточки.

Слайд 15

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (купавки, бутона) и выработали определенные правила:

      Сначала наносят крупные пятна круглой формы. Этот этап называют «подмалевка».

      Следующий этап называют «теневка» т. к. здесь используются более темные краски - бордовые. Обозначают центр цветка и лепестки. У купавки центр смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.

      Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Слайд 16,17. Последовательность выполнения бутона и листика та же.

III.           Математическая игра, что изменилось

Знает каждый молодец,

Чем прославен Городец,

Знает каждый мальчуган

Про купавку и розан.

В росписи у мастеров,

Много красочных цветов.

Самый яркий и прекрасный,

Это цвет, конечно, красный

-Посмотрите, какой удивительный и необыкновенный цветок с лепестками разного цвета.

- Сколько всего лепестков? (семь)

-Вдруг неожиданно набежали тучки, и подул сильный ветер и семь лепестков разлетелись

Каких лепестков не хватает? (повторить 2 раза)

Давайте с вами вместе прогоним тучки.

VI.      Пальчиковая игра

 

Скоро будем рисовать

Надо  пальцы нам размять (хлопаем в ладоши, потом кулаками)

Вверх поднимем наши ручки

И дотянемся до тучки (поднимают руки потягиваются)

Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас детей! (дети машут руками: прогоняют тучку)

Вот к нам солнышко пришло,

(дети поднимают  голову вверх, и разводят руки в стороны).

Стало весело, светло (шевелят пальцами над головой)

V.               Самостоятельная деятельность детей

В: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. Так вот вы — ученики- подмастерья. Начнем!

В:  Я приглашаю вас пройти в нашу мастерскую и занять свои места. Здесь есть все для превращения обычной досточки в настоящую расписную городецкую доску (дети занимают места за столами)

(Под русскую народную мелодию дети начинают работать)

«Сделаешь наспех – сделаешь на смех», «Есть терпение будет и умение»

VI.            Итог.

(Разложить работы на стол. Всем вместе полюбоваться творением. )

- Давайте посмотрим получился у нас городецкий узор на разделочной доске? Как вы думаете справились ли вы с заданием

Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Дети: С городецкой росписью.

Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Дети: Купавка, бутон, листик

Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?

Дети: Она выполняется на деревянных изделиях (шкатулках, мебели, предметах быта, посуде, игрушках).

 

Спасибо всем, доски на славу удались.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

 

«Глазам — радость, душе — отрада!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД26.91 КБ
Файл Презентация к НОД1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по художественному творчеству (рисование)

Тема: «Если взглянешь на дощечки, то увидишь чудеса!»

 

Образовательные области:

«Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Задачи в образовательных областях:

Область «Художественное творчество»

  • познакомить с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи.
  • формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов городецкой росписи.
  • дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Область «Познание»

  • развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов  ( цвет, форма, величина, расположение в пространстве) ;
  • формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их;
  • развивать глазомер .

Область «Художественная литература»

  • учить запоминать потешки, пословицы.

Область «Труд»

  • воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности;
  • развивать умение доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.

Область «Коммуникация»

-расширять и активизировать словарный запас.

Область «Музыка»

  • формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.

Материалы, оборудование:

Демонстрационное — таблицы с элементами городецкой росписи и характерными цветосочетаниями, рисунки — варианты узоров ; «Лепестки» (Воскобовича)

Раздаточное — модель для раскрашивания «кухонная доска» , гуашевые краски, баночки для воды, кисточки, салфетки;

Информационные технологии: презентация «Городецкая роспись».

ТСО - аудиозапись с народной музыкой Дергачский оркестр народных инструментов.

Словарная работа: базар, прялка, ставни, теневка, оживка.

Методы и приемы:

-      Словесный метод ( беседа, рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы к детям, пояснение, напоминание, совет, поощрение, уточнение приемов последовательности изображения).

-        Наглядный метод ( рассматривание картин и книжных иллюстраций, показ образца,  прием показа способов изображения).

        Игровой метод (мастера -подмостерья)

Ход образовательной деятельности

  1. Орг. момент.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

А теперь посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь и подарите улыбку им. Отлично.

  1. Рассказ и показ слайдов.

Я вас ребята сюда пригласила, чтобы вы узнали новое и интересное о городе Городец, о его мастерах и сами попробовали свои силы, расписать какое–нибудь изделие городецкой росписью.

Усаживайтесь поудобней и слушайте мой рассказ

Слайд 2.

Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец.

Там и зародилась городецкая роспись.

Слайд 3. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали купцы из разных городов. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки (рынок под открытым небом, где присутствует много продавцов и покупателей)

Слайд 4. Прялка (предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки) - традиционного подарка для невесты, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба.

Слайд 5,6 Крестьяне украшали удивительной резьбой по дереву свои дома и ставни.

Слайд 7,8,9

Росписью украшали прялки, шкатулки, разделочные доски, посуду детские игрушки. Какое настроение создают эти игрушки?

На этих изделиях можно было увидеть птиц (слайд 10), коней (Слайд 11), сцены чаепития (Слайд 12), изображение барышень и кавалеров за беседой (Слайд 13).

Слайд 14.

Эти сюжеты дополняют и украшают диковинные цветы: купавки, бутоны, ромашки, городецкие розы, зеленые веточки.

Слайд 15

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (купавки, бутона) и выработали определенные правила:

        Сначала наносят крупные пятна круглой формы. Этот этап называют «подмалевка».

        Следующий этап называют «теневка» т. к. здесь используются более темные краски - бордовые. Обозначают центр цветка и лепестки. У купавки центр смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.

        Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Слайд 16,17. Последовательность выполнения бутона и листика та же.

  1. Математическая игра, что изменилось

Знает каждый молодец,

Чем прославен Городец,

Знает каждый мальчуган

Про купавку и розан.

В росписи у мастеров,

Много красочных цветов.

Самый яркий и прекрасный,

Это цвет, конечно, красный

-Посмотрите, какой удивительный и необыкновенный цветок с лепестками разного цвета.

- Сколько всего лепестков? (семь)

-Вдруг неожиданно набежали тучки, и подул сильный ветер и семь лепестков разлетелись

Каких лепестков не хватает? (повторить 2 раза)

Давайте с вами вместе прогоним тучки.

VI.      Пальчиковая игра

Скоро будем рисовать

Надо  пальцы нам размять (хлопаем в ладоши, потом кулаками)

Вверх поднимем наши ручки

И дотянемся до тучки (поднимают руки потягиваются)

Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас детей! (дети машут руками: прогоняют тучку)

Вот к нам солнышко пришло,

(дети поднимают  голову вверх, и разводят руки в стороны).

Стало весело, светло (шевелят пальцами над головой)

  1. Самостоятельная деятельность детей

В: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. Так вот вы — ученики- подмастерья. Начнем!

В:  Я приглашаю вас пройти в нашу мастерскую и занять свои места. Здесь есть все для превращения обычной досточки в настоящую расписную городецкую доску (дети занимают места за столами)

(Под русскую народную мелодию дети начинают работать)

«Сделаешь наспех – сделаешь на смех», «Есть терпение будет и умение» 

  1. Итог.

(Разложить работы на стол. Всем вместе полюбоваться творением. )

- Давайте посмотрим получился у нас городецкий узор на разделочной доске? Как вы думаете справились ли вы с заданием

Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Дети: С городецкой росписью.

Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Дети: Купавка, бутон, листик

Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?

Дети: Она выполняется на деревянных изделиях (шкатулках, мебели, предметах быта, посуде, игрушках).

Спасибо всем, доски на славу удались.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

«Глазам — радость, душе — отрада!»


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с городецкой росписью Старший воспитатель Бурлакова Наталья Владимировна

Слайд 15

Купавка Подмалевка Тенёвка Оживка

Слайд 16

Бутон

Слайд 17

Листья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД По образовательным областям «Познавательное развитие»- формирование элементарных математических представлений, «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. В старшей группе. «Добрые дела Крокодила Гены»

«Добрые дела Крокодила Гены»Задачи:     Развивать  логического мышления, комбинаторику, аналитические способности;Формировать умение выявлять в объектах разнообразные сво...

"Мастерская - Дымковская кукла" (конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию - рисование) в старшей группе

"Мастерская - Дымковская кукла" (конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию - рисование) в старшей группе...

Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."

Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....

Конспект открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый»

Конспект  открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый...

Конспект итогового интегрированного занятия по образовательным областям «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) в старшей группе на тему: «По дорожкам радуги в подготовительную группу»

Цель: обобщение  и  закрепление  знания  у  детей  старшей  группы.Образовательные:1.закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев, дней недели.2.упр...

Авторская разработка конспекта НОД Художественно- эстетическое развитие (рисование в старшей группе) «Нетрадиционная техника рисования свечой и акварелью «Волшебная картина»»

Конспект НОД по рисованию. На тему : " Нетрадиционная техника рисования свечой и акварелью "Волшебная картина"" в старшей группе...