Конспект организованной образовательной деятельности "В гости к осеннему лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Организованная образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста, целью которого является закрепление с детьми знаний о сезонных изменениях в природе; о деревьях, а также в рамках экологического воспитания, закрепление правил поведения в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon В гости к осеннему лесу51 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

 по экологическому воспитанию в средней группе

«В гости к осеннему лесу»

Храпова Ю.Ю.,

воспитатель МДОУ детского сада

 общеразвивающего вида № 25 «Чебурашка»,

поселок Лесной Коломенского района

Цель: закреплять с детьми знания о сезонных изменениях в природе, деревьях, а также, в рамках экологического воспитания, закреплять правила поведения в лесу.

Задачи: дать представления о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Познакомить с явлением листопад. Развивать у детей умение узнавать, называть по листу – дерево. Содействовать развитию памяти, внимания, логического мышления, обогащать словарь. Воспитывать бережное отношение к живой природе, способность любоваться ее красотой.

Образовательная область: «познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие». 

Материалы, оборудование: кукла Красная Шапочка.  Иллюстрации с изображением времени года «Осень». Картинки с изображением деревьев (клен, береза, рябина, дуб и др.). Картинки с изображением листьев деревьев. Карточки разрезанные, с изображением деревьев. Листья деревьев. Музыкальный центр. Аудиозаписи: мелодия «Звуки осеннего леса», музыка «Танец осенних листочков», муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой.

Ход занятия.

В гости к детям приходит Красная Шапочка. У нее корзина, в которой опавшие листья  с разных деревьев (для игры «С какого дерева листок?»)

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам пришла Красная Шапочка. Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

- А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки Красной Шапочке. Молодцы!

Воспитатель обращается к гостье:

- Что, ты, принесла с собой, Красная Шапочка?

Красная шапочка:

-Букет из опавших листьев. Я шла к вам по лесу и по улицам поселка, и надо мной в воздухе кружили разноцветные листья. Что же происходит вокруг?

Воспитатель:

- Только листья разметешь,

Только станет чисто,

Вновь летят, как желтый дождь,

Листья, листья, листья. Что это?

Дети:

- Листопад!

Воспитатель:

- Правильно, листопад! Посмотрите, как по-разному падают листья: одни – медленно кружась, а другие сразу ложатся на землю. Когда мы ходим по листьям, слышно, как они шуршат. Ребята, почему падают листья?

Дети:

- Пришла осень.

Воспитатель. 

- Правильно, осень наступила, стало холодно. Дует ветер, он срывает листья с деревьев, и они медленно падают на землю – это листопад.

Воспитатель:

- Давайте совершим с вами путешествие в осенний лес и посмотрим, что же происходит в природе Осенью.

Дети идут в «лес» преодолевая препятствия – массажные коврики, ребристую дорожку, кубики – «кочки».

Дети:

-Мы шагаем, мы шагаем,

Выше ножки поднимаем!

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенёчки!

Выпрямили спинку.

Вышли на тропинку.

Звучит мелодия «Звуки осеннего леса». Группа украшена осенними листьями.

Воспитатель:

- Вот мы и в лесу. Поиграем с вами в игру.

Проводится дидактическая игра «Нарисуй Осень!»

Перед игрой выставляется готовая картинка: лесная полянка с цветами, бабочками, птицами, пчелками, яркое солнце с лучами.

Воспитатель начинает рассказ, дети по ходу рассказа изменяют силуэты предметов на картине.

- Наступила Осень, и солнышко стало не такое яркое, как летом. Каким стало Солнышко?

Дети:

- Солнышко стало неяркое, светит, но не греет.

Ребенок убирает лучи у солнышка.

Воспитатель:

- Яркие солнечные лучики спрятались от холодного ветра в листиках. И зелёные листочки стали какими?

Дети:

- Жёлтыми, красными, оранжевыми.

Ребенок  убирает зелёную листву на деревьях,  под ней -  жёлтые листочки.

Воспитатель: 

- От холодного ветерка стало зябко нашим комарикам и пчёлкам, и они спрятались где?

Дети:

- В коре дерева и пня.

Ребенок прячет насекомых за дерево и пень.

Воспитатель:

- Летают птички по лесу, ищут себе пропитание и не находят. Почему?

Дети:

- Насекомых нет.

Воспитатель:

- Что делать птицам?

Дети:

- Улетать в тёплые края, где много пищи.

Ребенок выстраивает птиц в караван.

Воспитатель:

- Но не все птицы улетели в тёплые края. Какие птицы остались зимовать в наших краях?

Дети:

- Ворона, воробей, голуби.

Воспитатель:

- Эти птицы перебрались из леса поближе к дому человека. Почему?

Дети:

 - Человек будет зимой этих птиц подкармливать.

Воспитатель:

- Итак, улетели птицы, спрятались насекомые, и в лесу стало очень тихо. Мы с вами увидели, какие изменения в природе происходят осенью, как готовятся к зиме растения, насекомые, птицы. А теперь давайте представим, что мы осенние листочки.

Физминутка "Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.

Воспитатель показывает картинку осеннего леса.

Воспитатель:

- Вот как выглядит нарядно лес осенью, он покрыт золотым ковром из листьев. Многие люди ходят любоваться этой красотой, дышать лесным воздухом.

Воспитатель:

- Что можно сказать про осенний лес? Какой он?

Дети:

- Красивый, разноцветный, багровый, праздничный, золотой, нарядный и т.д.

 Воспитатель:

- Дети, а какой воздух в лесу?

Дети:

- Чистый, очень полезный для здоровья.

Воспитатель:

- Почему?

Дети:

- Потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от машин.

Воспитатель показывает картинки деревьев: клен, береза, рябина, дуб, ель.

Дети называют деревья.

Проводится дидактическая игра «Собери картинку».        

Детям раздаются карточки с изображением деревьев, разрезанные на несколько частей (3, 4  части). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Например: Дуб – это дерево и т.д.

Воспитатель:

- Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель:

- Воздух свежий мы вдыхаем.

Руки к солнцу поднимаем.

Выдохнули, опустили

И ещё раз повторили.

Воспитатель:

- Все деревья разные и листья у них разные.

Красная Шапочка предлагает поиграть в игру с листочками, которые она для вас принесла.

Проводится дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Воспитатель раздает детям листья разных деревьев, а дети определяют, с какого они дерева.

Дети:

- Это лист с березы, поэтому он называется березовый.

- Это лист с дуба, поэтому он называется дубовый.

- Это лист с рябины, поэтому он называется рябиновый и т.д.

Воспитатель показывает картинку дерева и листочка с этого дерева. 

Воспитатель:

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

В путь обратный мы пойдём.

В детский садик попадём.

Звучит музыка «Танец осенних листочков», муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой.

Дети идут из «леса» преодолевая препятствия – массажные коврики, ребристая дорожка, кубики – «кочки».

-Мы шагаем, мы шагаем,

Выше ножки поднимаем!

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенёчки!

Выпрямили спинку.

Вышли на тропинку.

Воспитатель:

- Ну вот, ребята, мы и вернулись в детский сад. Вам понравилась наша прогулка в лес?

Дети высказывают свои мнения.

В конце занятия кукла Красная Шапочка благодарит детей за увлекательное путешествие и обещает вновь прийти к ним.

Ссылки на используемые источники:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

2. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 288 с.

3. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2002. - 128 с.

5. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по теме "Осень" открытое мероприятие.

Содержание:ЦелиОборудование.Ход деятельности (  игры и упражнения с детьми среднего возраста с диагнозом ОНР).Оценка....

Конспект Организованной образовательной деятельности "Прогулка в осенний лес"

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область "Коммуникация".  Если вам необходимо: закреплять знания детей о звуках, отрабатывать навык чёткого произнесения ...

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в осень» (средняя группа 4- 5 лет) (с использованием ИКТ и развивающих технологий )z

Задачи:Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные ...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ПАРК»

Возраст: группа для детей 5-6 летОбразовательные области: познавательная, речеваяВид деятельности: восприятие художественной литературыЦель: развитие познавательно – речевой активности средствам...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Осеннее дерево» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей 6-7 лет

     Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования (печать листьями) Задачи:- закрепить у детей умение подбирать краску характерную для окраски листьев в осеннее время...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: "Осенние посиделки. Беседа о домашних животных" для воспитанников средней группы.

Интегрированное занятие, которое позволяет расширять представления детей о жизни домашних животных в зимнее время года. Формирует желание заботится о домашних животных....