Конспект Организованной образовательной деятельности "Прогулка в осенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

 Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область "Коммуникация".  Если вам необходимо: закреплять знания детей о звуках, отрабатывать навык чёткого произнесения звуков, их дифференциации; развивать на основе игры представление о звуках «р» и «рь»,  развивать фонематический слух, то данный материал будет вам в помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie_i_proiznesenie_zvukov.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы

                                                                                 Воспитатель: Шашкова Е.Н.

 «Прогулка в осенний лес»

 Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкально – художественная, чтение, двигательная.

Цель: Формировать восприятие звуков языка, произнесение звуков речи.

Задачи:

Познавательные:

-Закреплять знания детей о звуках, отрабатывать навык чёткого произнесения звуков, их дифференциации;

- Формировать умение применять картинки для составления предложений;

- Активизировать словарь: подбирать слова для описания осеннего леса ;

- Закрепить умение подбирать глаголы к существительным;

- Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Воспитывающие:

- Прививать интерес к окружающему миру;

- Развивать нравственные качества, желание помочь, попавшему в затруднение.

Развивающие:

- Развивать на основе игры представление о звуках «р» и «рь»,  развивать фонематический слух;

- Развивать познавательные процессы.

Здоровьесберегающие:

- Использовать здоровьесберегающие элементы(физкультминутки, динамические паузы);

- Следить за выполнением санитарно – гигиенических требований.

Планируемые результаты:

- Чётко произносит звуки, допускает незначительные ошибки при дифференциации. Может по просьбе взрослого составить предложение, проявляет интерес к окружающему миру природы, правильно отвечает на поставленные вопросы, выполняет правила игры, следит за игровыми действиями взрослого и детей, проявляет эмоциональную отзывчивость на литературное произведение, проявляет активность во время совместной деятельности детей и взрослого.

Материалы и оборудование:

Фланелеграф, картинки(деревья, кусты, облака, грибы, белка, медведь, лиса, заяц, осенние листья), игрушка Рысёнок, корзина, синий и зелёный банты, конверт с загадками и картинками(животные, птицы, насекомые, в названии которых есть звуки «р» и «рь»);

Содержание образовательной деятельности:

  1. Организационный момент:

 Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Осень)

Ответы детей.

 Воспитатель: Мы живём в Волшебном мире слов. Они окружают нас везде. Давайте поищем их в осеннем лесу.

  1. Основная часть:

Воспитатель: Составим рассказ по картинкам на фланелеграфе. Я начну, а вы продолжайте. Итак, наступила осень… (Дети по очереди прикрепляют картинки к фланелеграфу, составляют предложения о приметах осени: Солнце светит, но не греет. Часто идут дожди. Птицы улетают в тёплые края. Листья желтеют и опадают.) Интересный получился рассказ. Давайте вспомним стихотворение об осени.

Дети по одной строке читаю стихотворение И. Белоусова «Осень». Последние слова «Жди -  весна вернётся, зацветёшь опять» -  хором.

Садик мой веселый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!

Ветер злой, холодный
Листья оборвал,
По дорожкам грязным
Все их разбросал.

Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди — весна вернется,
Зацветешь опять!

Воспитатель:  Эти строки напомнили, что к природе мы относимся с состраданием, бережём её. Вернёмся в наш лес. Кого -  то в нём не хватает. Кого – вы узнаете, если отгадаете загадки. Их прислали мои друзья. Кто загадку отгадает, тот получает картинку и составляет предложения со словом отгадкой.

В сосне дупло,

В дупле тепло.

Кто в дупле

Живёт в тепле? (Белка)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (Медведь)

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Кто зимой холодной

Бродит злой – голодный. (Волк)

Разгадав загадку, ребёнок берёт нужную картинку и размещает её на фланелеграфе, составляют предложения: Белка прыгает с ветки на ветку. Медведь  живёт в берлоге.  Волк воет на луну и т.д.

Воспитатель:  А теперь давайте произнесём слова, которые мы нашли в осеннем лесу. (Солнышко, дождик, пасмурная, опадает, собираем и т.д.)

Воспитатель обращается к детям с низким уровнем развития речи. Просит повторить слова, которые назвали дети.

Хорошо. А сейчас давайте поплаваем, как облачко, полетаем как птицы, покачаемся, как деревья. (Дети под музыку выполняют движения.)

Воспитатель:  Однажды в лесу я слышала такой разговор.

Рысёнок: Мама, а мы кто?

Рысь: Я – Рысь, а ты Рысёнок.

Рысёнок: А лисёнок  сказал, что нет такого животного. Я ему сказал, что я …ысёнок.

Рысь: Он тебя не понял, потому что ты неправильно сказал. Ты не выговариваешь один звук.

Ребята, какой звук не выговаривает Рысёнок? (Звук «р»)

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня Рысёнок у нас в гостях, мы попробуем его научить выговаривать звук «р».

  1. Игра

Воспитатель:  Ребята назовите зверей, которые умеют рычать. (Тигры, львы, собаки, медведи.)

Ответы детей.

Воспитатель:  Вы встаньте в круг, закройте «лапками» «мордочки». Вы – звери.

Не стучите в эти двери,

Спят уже, наверно, звери!

Если будете стучать –

Звери могут зарычать!

(Р-р-р!)

Воспитатель встаёт в центре круга легонько постукивает по «лапкам»; после слова «зарычать» все выглядывают и рычат.

Воспитатель обращается к детям со среднем и низким уровнем развития речи:

- Аня, как рычит твой зверь?

- Кирюша, порычи ,пожалуйста, ещё раз.

  1. Игра

Воспитатель:  А сейчас я начну, а вы продолжайте.

Тигры …. рычат.

Вороны … кричат.

Ставни … скрипят.

Кони … храпят.

Воспитатель:  Посмотрите на картинки и произнесите слова. (слова содержат мягкий и твёрдый звук «р»).

В этих словах мы слышим звук «р» и «рь», мягкий и твёрдый.

  1. Игра

Воспитатель:  Жили – были две подружки Рая и Рита. Рая – хозяйка дома, где живёт твёрдый «р». Рита – хозяйка дома, где живёт мягкий «рь».

Стояла хорошая погода, все гуляли. Вдруг начался дождь, все бросились по домам. Но Рита и Рая пускают только своих.  Вы должны назвать слово со звуком «р» или «рь», и пойти в нужный дом.

Игра начинается. При слове «дождь» дети бегут к куклам и просятся пустить, называя слова: «Черепаха». Хозяйка даёт согласие, ребёнок остаётся.

Воспитатель: Давайте проверим. У кого поселилась стрекоза? У Риты, потому что в этом слове мягкий звук «рь».

Ответы детей.

Воспитатель оказывает помощь детям с низким и среднем уровнем развития речи.

Воспитатель: Рысёнок мне сказал, что у него ещё не получается звук «р».

Тогда давайте ещё поучимся, поиграем в другую игру.

  1. Игра

Построимся в шеренгу. Я первому скажу скороговорку, вы передаёте друг другу на ушко, а последний говорит громко. Мы проверим, правильно ли вы её произнесли.

                                   Скороговорки

Береги нос в большой мороз.

Наша Ирина спит на перине.

Волки рыщут, пищу ищут.

Рад Яков, что пирог с маком.

Воспитатель:  Ребята, я думаю, наш гость проголодался, давайте напоим его чаем.

Воспитатель берёт чашку, поит Рысёнка, наклоняется к Рысёнку.

Воспитатель: Мне Рысёнок сказал, что чай горячий. Я его поняла, потому что он научился говорить звук «р». Давайте порадуемся за него, похлопаем в ладоши. А на прощанье подарим корзину и сложим в неё все хорошие слова со звуком «р».

Воспитатель обходит детей с корзиной, дети «кладут» слова: друг, праздник, радость, дружба и т. д.

Рефлексия:

Ребята, вы сегодня очень хорошо играли, научили правильно говорить Рысёнка. Его теперь в лесу все будут понимать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект организованной образовательной деятельности "осень, осень в гости просим!"

Конспект  НОД для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности "Подарки осени" в старшей группе

Цель этого занятия - обогащение знаний детей о явлениях осенней природы, воспитание экологической культуры, любви к природе и доброго отнощения друг к другу, развитие любознательности, логического мыш...

Конспект организованно- образовательной деятельности "Золотая осень в гости к нам пришла" .Возрастная группа: 1 младшая.Направление образования и развития(образовательная область): художественно-эстетическая развитие.

Конспект организованно- образовательной деятельности "Золотая осень в гости к нам пришла".Возрастная группа: 1 младшаяНаправление образования и развития(образовательная область): художественно-эстетич...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Осеннее дерево» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей 6-7 лет

     Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования (печать листьями) Задачи:- закрепить у детей умение подбирать краску характерную для окраски листьев в осеннее время...

Конспект организованной образовательной деятельности "Золотая осень"

Конспект организованной образовательной деятельности для средней группы«В гостях у осени»Программные задачи: помочь детям увидеть многоцветие осени. Учить чувствовать и понимать красоту ок...

Конспект организованной образовательной деятельности во 2 младшей группе "Осень, осень, в гости просим"

Закрепить знания детей об осени, как времени года;Продолжить учить различать признаки осени (холодно, идут дожди, люди надевают теплую одежду, листья меняют цвет, опадают), закрепить знания детей о на...