Перспективный план работы кружка по «Петербурговедению» в старшей группе детского сада.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Антипова Эмма Сергеевна

Санкт-Петербург - удевительный город , один из красивейших городов мира, с выдающейся архитектурой, с запоминающимся обликом!

Поможем нашим детям узнать и полюбить наш город.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №29 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

 

Перспективный план работы кружка  по «Петербурговедению» в старшей группе  детского сада.

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5–6 лет.

Срок реализации-1 год

Составитель: Воспитатель Антипова Э. С.

Санкт – Петербург 2016г

Пояснительная записка

Петербурговедение — это отдельная отрасль знаний, которую нужно преподавать и изучать особенно тщательно. История названий улиц, проспектов, переулков, легенды жителей города, тайны домов и дворцов, пригородов и парков — вот основные опорные точки изучения данного предмета. В настоящее время петербурговедение приобретает статус не только краеведческой, но и культурологической дисциплины.

Мир истории , архитектуры, искусства Санкт – Петербурга – разве это не бескрайнее небо, где каждый пробивающейся лучик солнышка – это новое открытие, где каждая тучка – это новое приобретение, для души и сердца маленького петербуржца?

Санкт Петербург! И оживают картины Петропавловской крепости, Дворцовой площади, Стрелки Васильевского острова, Невского проспекта, вечно прекрасная Нева и отражённые в её водах, сверкающие как драгоценные алмазы, дворцы, соборы, гранитные набережные.

Санкт – Петербург! Почему его однажды увидишь и уже не забудешь никогда? Почему его не спутаешь ни с каким другим городом? – Да, потому, что он имеет своё удивительное, неповторимое «лицо», свой удивительный и неповторимый характер.

Он необыкновенно сказочно красив, необыкновенно щедр, радушен и гостеприимен, необыкновенно талантлив и богат.

Тип программы: познавательно-развивающая.

Цели и задачи программы:

Цели:

-дать детям возможность познакомиться с историей и культурой Петербурга.

-помочь почувствовать красоту и неповторимость архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга и исторических памятников.

- обогащение знаний детей о своем районе.

 Основные задачи:

- организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственных цивилизованному человеку.

- развитие у ребенка эмоционально – ценностных ориентиров через осмысление истории культуры СПб в контексте российской, европейской и мировой культур.

- социальная адаптация дошкольника, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку в освоении городского пространства и формирование образа своего города.

-способствовать отражению представлений о городе в рисунках, играх-фантазиях, сказках, загадках.

Виды деятельности ребенка на занятиях:

-Практическая работа

-Беседа

-Сюжетно-ролевые игры

-Дидактические игры

-Целевые прогулки

-Творческие задания (рисование, аппликация, поделки)

Прогнозируемые результаты:

     В процессе работы дети:        

-Научатся грамотно произносить, термины и понятия, указанные в программе

-Научатся ориентироваться по упрощённой схеме города

-Смогут находить основные географические ориентиры по карте (река, исток, устье, правый и левый берег, остров)

-Смогут находить городские объекты на карте

-Научатся ориентироваться в реальном городе (на улице, в своём районе, в центре города)

-Узнают о необходимости соблюдения правил поведения горожанина

-Познакомятся с основными правилами этикета в общественном транспорте и на улицах города

-Научатся узнавать по изображению достопримечательности города

Срок реализации программы – 1 год.

Занятия проводятся 2 раза в месяц.

«Петербурговедение»

Тема

Цели

Совместная деятельность

Сентябрь

1

«Это моя улица, это мой дом»

-Познакомить детей с улицами на которых они проживают;

 -дать определение - старый дом, современный дом.

Чтение: Л. Барбас «Жили – были улицы»

-Конструирование ( из крупного деревянного конструктора по схеме) -«Дома на нашей улице»

-Рассматривание карты своего района.

2

«Мы очень любим наш район, он растёт и мы растём».

- ознакомление детей с районом, в котором они проживают;

- учить ориентироваться по карте;

- познакомить детей с историческим прошлым нашего района;

- вызвать желание познавать историю нашего города.

- просмотр слайдов на тему «Наш район, история названия»;

- познакомить детей с картой нашего района;

- рассматривание иллюстраций с изображением нашего района.

Октябрь

3

« В чудном городе живём, «горожане» всех зовём»

-Познакомить детей с понятием «город», с происхождением слова «город»;- формировать у детей образ города как «живого» объекта

( город меняется, растёт, украшается);- развивать образное мышление, внимание, память, диалогическую речь.

-Беседа с детьми на тему:

« Кто такие горожане?», «Кто такие петербуржцы?»

-Настольно – печатные игры: «Пазлы с видом Санкт-Петербурга»,

«Узнай по силуэту»

-Чтение отрывка  из поэмы А. Пушкина

«Люблю тебя, Петра творенье»

Домашнее задание; нарисовать « Городской пейзаж»

4

«Рождение города Санкт-Петербурга»

-Продолжать знакомство детей с историей города, кто его основал;

- рассказать детям как начинал строится Санкт-Петербург;

- на каком острове построена Петропавловская крепость.

-Беседы на тему:

 «Закладка первого камня», «Петербург построен по приказу ПетраI»

-Cловесная  игра «Назови красивым словом» (Петербург..какой?)

-рассматривание изображений Петропавловской крепости, Медного всадника.

-Ручной труд: изготовление закладки из бумаги для книг « Мой любимый Петербург» C:\Users\antip\Desktop\WP_20141010_002.jpg

Ноябрь

5

«Визитная карточка города» (символы нашего города: гимн, герб, флаг)

- сформировать знание о символах города;

- закрепить понятия «Мы - Петербуржцы»;

- изучение истории СПб через символы

-Беседы по теме: «Что такое герб, гимн, флаг».

- просмотр слайдов на тему «Визитная карточка города»;

- рассматривание каталога «Герб СПб и его пригородов»;

- пазлы, разрезные картинки по теме.

6

« Вот памятник Петру и царскому коню…»

 -рассказать о создании памятника

«Медный всадник» ;

-дать понятие, что такое архитектурный памятник

-Чтение стихотворения П.Кускова «Люблю я памятник Великому Петру»

-аппликация «Медный всадник» : вырезать по трафарету силуэт из чёрной бумаги, приклеить на тонированную бумагу

Декабрь

7

«В гранит одета красавица Нева»

- формирование начальных знаний о главной реке нашего города;

- закрепить понятие о бережном отношении к природе;

- учить устанавливать простейшие связи явлений, выражать в речи результатов размышлений (…Чтобы было, если бы не было Невы?);

- развивать интерес к жизни родного города;

 - просмотр слайдов на тему «Главная река нашего города»;

- игры  с картой города «Петербург – город загадка»;

- рисование на тему «Корабли на Неве»

- Чтение стихотворения «Нева», Н. Поляков см. Картотеку стихотворений по СПб. C:\Users\antip\Desktop\20180324_223108.jpg

8

«Чудо -великаны над Невою встали»

-уточнить и активизировать понятия «река», «берег», «мост»

-уточнить временные исторические представления (создания мостов над рекой Невой).

-- подвести детей к понимаю того, что мосты необходимы нашему городу;

-рассказ об истории создания мостов (Аничков, Дворцовый, Литейный)

-загадывание загадок

-рассказ воспитателя «Безопасное поведение на мостах»

Домашнее задание: нарисовать «Разведённые мосты».

Январь

9

«Великие люди нашего города».

- изучать историю СПб через судьбы замечательных петербуржцев;

- развивать интерес к жизни наших соотечественников;

- воспитывать уважение к старшим;

- просмотр слайдов на тему «Великие люди нашего города»;

- чтение стихов А.С. Пушкина, басней И.А. Крылова и т.д.;

- рассматривании иллюстраций;

- рассматривание альбома с портретами известных петербуржцев.

10

«Подвиг Ленинграда в дни блокады»

- беседа с детьми о жизни блокадного Ленинграда;

- продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города;

- воспитывать чувство любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады;

- воспитывать уважение к прошлому.

- просмотр слайдов на тему «Подвиг Ленинграда в дни блокады»;

- прослушивание песни «Пусть всегда будет

солнце»;

- тематическое задание на тему «Цветок жизни»;

- чтение рассказа «Кукла».

Февраль

11

«Невский проспект»

-  познакомить детей с жизнью главной улицы нашего города;

-дать понятие «Что такое проспект?», «Чем отличается улица от проспекта»

- вызвать чувство гордости и восхищения родным городом;

- показ презентации «Невский проспект»

-чтение стихотворения «Кони на Аничковом мосту»

-Дидактич.игра «Какая бывает погода на Невском?»

Подвижная игра «Мы по Невскому шагаем» C:\Users\antip\Desktop\20180324_222841.jpg

12

«Транспорт нашего города»

- познакомить детей с различными видами транспорта;

- рассказать о необходимости транспорта для большого города;

- побеседовать с детьми о том как выгладил транспорт много лет назад;

- напомнить детям о правилах дорожного движения;

- просмотр слайдов на тему «Транспорт нашего города»;

- исследовательская деятельность «Для чего нужен транспорт?»;

- аппликация «Транспорт на улицах нашего города»

- конструирование перекрестков. C:\Users\antip\Desktop\20180324_222943.jpg

Март

13

«Дворцовая площадь: триумф и парад, дух мощи российской и царский наряд»

-рассказать детям об истории названия;

 Почему достопримечательности на Дворцовой площади называют ансамблем?;

-Уточнить понятие «архитектор».

-рассказ воспитателя:

 о  местонахождение Дворцовой площади, история названия. Что такое ансамбль?

-показ слайдов с изображением объектов, которые находятся на Дворцовой площади

 ( Зимний дворец (Эрмитаж), здание Главного штаба, Александровская колона)

-конструирование (из деревянного конструктора «Мой город»)

14

«Дворец – самый важный в столице»

-- познакомить детей с крупнейшим в России и одним из крупнейшим в мире художественным и культурно-историческим музеем мира – Эрмитажем;

-- рассказать о разнообразии экспонатов хранившихся в этом музеи;

-- провести беседу о том, в каких музеях дети бывали, и  напомнить о правилах поведения в музее;

просмотр слайдов на тему «Музеи нашего города – Эрмитаж»;

- работа с картой – местонахождения музея;

- рассматривание репродукций картин из Эрмитажа;

C:\Users\antip\Desktop\20180324_222800.jpg

Апрель

15

« Ведь мы – островитяне, живём на островах»

-Дать представление о географической особенности Санкт-Петербурга.

-Расширять представления об островах города.

-Воспитывать интерес к изучению родного края.

-просмотр слайдов: панорама Невы, разводные мосты, карта Невы с отмеченными на ней островами;

- рассказы на темы: « Что такое остров», «Почему в городе так много островов», « Сколько островов в городе  и их названия»

-рассмотреть острова на карте.

-чтение отрывка из стихотворения Н. Некрасова «Дед Мазай  зайцы» (спасение зайцев от наводнения). C:\Users\antip\Desktop\WP_20140926_002.jpg

16

«Летний Сад и Дворец Петра I»

- познакомить детей с историей Летнего Сада – одной из достопримечательностей Санкт - Петербурга;

- беседы с детьми о самом старом саде нашего города;

- продолжать знакомить с достопримечательностями нашего города;

- познакомить детей с постройками, находящимися в Летнем Саду;

- просмотр слайдов на тему «Летний Сад и Дворец Петра I»;

- рассматривание фотографий Летнего Сада, Летнего дворца Петра I;

- оснащение книжного уголка группы книгами с произведениями И.А. Крылова;

- организация выставки детских рисунков «Летний Сад»;

- чтение и заучивание стихотворений  В. Блейкова «Прекрасный Летний Сад», М. Борисовой «Решетка Летнего Сада», Л.Федосеевой «Памятник Ивану Крылову»  см. Картотеку стихотворений по СПб.

- рисование: фантаны в Летнем саду.

Май

17

«Празднуем день рождения Санкт -Петербурга»

рассказ о подготовки города к празднованию дня рождения;

- развивать интерес к жизни родного города;

- рассказать детям о подарках которые дарят нашему городу в день рождения;

- просмотр слайдов на тему «С Днём рождения наш любимый город!»

- рисование на тему:

 «Салют над городом» (совместно с родителями, форма выполнения любая);

- чтение стихотворения К.Озеровой «Моему городу»

18

Итоговое занятие

- повторение пройденного материала;

- закрепление знаний полученных детьми в ходе занятий;

- дальнейшее расширение и закрепление представлений о нашем городе;

- на усмотрение педагога (в виде викторины, конкурса, загадок, работы на тематических листах и т.д.);

-выставка творческих работ детей за год.

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА (1 раз в квартал)

1. Осень в городе.

- развивать наблюдательность, внимание;

- показать красоту родного города осенью;

- отметить характерные особенности города его дома, улицы;

- научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения;

- формировать представление о названии улицы и адреса детского сада;

- активизировать словарь, познавательный интерес.

2. Главная ёлка нашего района.

- расширить сложившие у детей представления Красногвардейском районе;

- формировать представление об улице, её основных частях;

- закрепить знания об основных видах транспортных средств;

- вызвать познавательный интерес к одному из главных праздников нашей страны;

- обратить внимание детей на подготовку города к новому городу.  

3. Весна пришла в наш город.

- воспитание у детей любви к родному городу;

- учить видеть неповторимую красоту нашего города весной;

- показать красоту обновлений природы весной (сравнить с осенью, зимой);

- воспитывать бережное отношение к природе;

- учить заботиться о природе.  

Работа с родителями

- собеседование с родителями в начале учебного года (цели и задачи занятий, особенности организации учебного процесса);

- приглашение родителей на тематические и итоговые занятия (по желанию родителей).

Информационное обеспечение:

*Т.Ю. Толкачёва « Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга» ООО «Издательство « Детство-Пресс» 3012г.

* Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. СПб.: Паритет. 2008.

* «Легенды и мифы Санкт - Петербурга» Н.А. Синдаловский Санкт – Петербург 1994г. Издательство: «Ленинградская галерея»

* «Мы горожане» Е.А.Никонова Санкт – Петербург 2005г. Издательство: «Паритет»

*Е.В.Дмитриева «Санкт-Петербург» Пособие по истории города. «Корона принт»2012г.

*В. Суслов «Рассказы о Ленинграде» Ленинград « Детская литература»1998г.

* Методическое пособие, по курсу истории города.        Л. К. Ермалаева, И. М. *Лебедева. « Чудесный город» 2013г.

*Карты-схемы.

Мнемотаблица «Архитектура Зимнего дворца»

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/04/14/znakomstvo_s_arhitekturoy_spb_cherez_priemy_mnemotehniki.jpg

1) Сейчас это музей

2) Архитектор Бартоломео Франческо Растрелли

3) Дворец был построен по приказу Екатерина Второй

4) Здание из 3х этажей

5) Здание формы прямоугольника с обширным внутренним двором

6) Расцветка зимнего дворца:  цвет морской волны, белая и золотая лепнина

7) Здание украшено пилястрами и колонными коринфского ордера

8) На крыше расположена балюстрада с 186 статуями и вазонами

9) На главном входе 4х колонный портик

10) Окна прямоугольной и арочной формы

11) Над окнами есть сандрики

12) Здание украшено  ангелами-херувимами, львиными мордами

13) Здание украшено  волютами, курантами

14) Парадный вход со стороны площади украшают  кованные ворота

        

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ОБЖ в старшей группе детского сада.

В данном материале представлен план работы с детьми по ОБЖ на год....

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы сада

Планы занятий по познавательно-исследовательской деятельности...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА...

Перспективный план работы музыкального руководителя с педагогами детского сада.

Взаимодействия музыкального руководителя  с другими педагогами в детском саду благотворно влияют на развитие детей ,создают платформу  для повышения профессионального уровня каждого....

Перспективный план работы по петербурговедению в младшей группе детского сада.

Перспективный план работы по петербурговедению в младшей группе детского сада....

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в детском саду в средней группе 3-4 лет

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в детском саду в средней группе   3-4 лет...

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в детском саду в средней группе 5-6 лет

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в детском саду в средней группе 5-6 лет...