Перспективный план работы кружка по «Петербурговедению» в старшей группе детского сада.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Санкт-Петербург - удевительный город , один из красивейших городов мира, с выдающейся архитектурой, с запоминающимся обликом!
Поможем нашим детям узнать и полюбить наш город.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №29 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Перспективный план работы кружка по «Петербурговедению» в старшей группе детского сада.
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5–6 лет.
Срок реализации-1 год
Составитель: Воспитатель Антипова Э. С.
Санкт – Петербург 2016г
Пояснительная записка
Петербурговедение — это отдельная отрасль знаний, которую нужно преподавать и изучать особенно тщательно. История названий улиц, проспектов, переулков, легенды жителей города, тайны домов и дворцов, пригородов и парков — вот основные опорные точки изучения данного предмета. В настоящее время петербурговедение приобретает статус не только краеведческой, но и культурологической дисциплины.
Мир истории , архитектуры, искусства Санкт – Петербурга – разве это не бескрайнее небо, где каждый пробивающейся лучик солнышка – это новое открытие, где каждая тучка – это новое приобретение, для души и сердца маленького петербуржца?
Санкт Петербург! И оживают картины Петропавловской крепости, Дворцовой площади, Стрелки Васильевского острова, Невского проспекта, вечно прекрасная Нева и отражённые в её водах, сверкающие как драгоценные алмазы, дворцы, соборы, гранитные набережные.
Санкт – Петербург! Почему его однажды увидишь и уже не забудешь никогда? Почему его не спутаешь ни с каким другим городом? – Да, потому, что он имеет своё удивительное, неповторимое «лицо», свой удивительный и неповторимый характер.
Он необыкновенно сказочно красив, необыкновенно щедр, радушен и гостеприимен, необыкновенно талантлив и богат.
Тип программы: познавательно-развивающая.
Цели и задачи программы:
Цели:
-дать детям возможность познакомиться с историей и культурой Петербурга.
-помочь почувствовать красоту и неповторимость архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга и исторических памятников.
- обогащение знаний детей о своем районе.
Основные задачи:
- организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственных цивилизованному человеку.
- развитие у ребенка эмоционально – ценностных ориентиров через осмысление истории культуры СПб в контексте российской, европейской и мировой культур.
- социальная адаптация дошкольника, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку в освоении городского пространства и формирование образа своего города.
-способствовать отражению представлений о городе в рисунках, играх-фантазиях, сказках, загадках.
Виды деятельности ребенка на занятиях:
-Практическая работа
-Беседа
-Сюжетно-ролевые игры
-Дидактические игры
-Целевые прогулки
-Творческие задания (рисование, аппликация, поделки)
Прогнозируемые результаты:
В процессе работы дети:
-Научатся грамотно произносить, термины и понятия, указанные в программе
-Научатся ориентироваться по упрощённой схеме города
-Смогут находить основные географические ориентиры по карте (река, исток, устье, правый и левый берег, остров)
-Смогут находить городские объекты на карте
-Научатся ориентироваться в реальном городе (на улице, в своём районе, в центре города)
-Узнают о необходимости соблюдения правил поведения горожанина
-Познакомятся с основными правилами этикета в общественном транспорте и на улицах города
-Научатся узнавать по изображению достопримечательности города
Срок реализации программы – 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в месяц.
«Петербурговедение»
№ | Тема | Цели | Совместная деятельность | |
Сентябрь | ||||
1 | «Это моя улица, это мой дом» | -Познакомить детей с улицами на которых они проживают; -дать определение - старый дом, современный дом. | Чтение: Л. Барбас «Жили – были улицы» -Конструирование ( из крупного деревянного конструктора по схеме) -«Дома на нашей улице» -Рассматривание карты своего района. | |
2 | «Мы очень любим наш район, он растёт и мы растём». | - ознакомление детей с районом, в котором они проживают; - учить ориентироваться по карте; - познакомить детей с историческим прошлым нашего района; - вызвать желание познавать историю нашего города. | - просмотр слайдов на тему «Наш район, история названия»; - познакомить детей с картой нашего района; - рассматривание иллюстраций с изображением нашего района. | |
Октябрь | ||||
3 | « В чудном городе живём, «горожане» всех зовём» | -Познакомить детей с понятием «город», с происхождением слова «город»;- формировать у детей образ города как «живого» объекта ( город меняется, растёт, украшается);- развивать образное мышление, внимание, память, диалогическую речь. | -Беседа с детьми на тему: « Кто такие горожане?», «Кто такие петербуржцы?» -Настольно – печатные игры: «Пазлы с видом Санкт-Петербурга», «Узнай по силуэту» -Чтение отрывка из поэмы А. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье» Домашнее задание; нарисовать « Городской пейзаж» | |
4 | «Рождение города Санкт-Петербурга» | -Продолжать знакомство детей с историей города, кто его основал; - рассказать детям как начинал строится Санкт-Петербург; - на каком острове построена Петропавловская крепость. | -Беседы на тему: «Закладка первого камня», «Петербург построен по приказу ПетраI» -Cловесная игра «Назови красивым словом» (Петербург..какой?) -рассматривание изображений Петропавловской крепости, Медного всадника. -Ручной труд: изготовление закладки из бумаги для книг « Мой любимый Петербург» | |
Ноябрь |
5 | «Визитная карточка города» (символы нашего города: гимн, герб, флаг) | - сформировать знание о символах города; - закрепить понятия «Мы - Петербуржцы»; - изучение истории СПб через символы | -Беседы по теме: «Что такое герб, гимн, флаг». - просмотр слайдов на тему «Визитная карточка города»; - рассматривание каталога «Герб СПб и его пригородов»; - пазлы, разрезные картинки по теме. | |||
6 | « Вот памятник Петру и царскому коню…» | -рассказать о создании памятника «Медный всадник» ; -дать понятие, что такое архитектурный памятник | -Чтение стихотворения П.Кускова «Люблю я памятник Великому Петру» -аппликация «Медный всадник» : вырезать по трафарету силуэт из чёрной бумаги, приклеить на тонированную бумагу | |||
Декабрь | ||||||
7 | «В гранит одета красавица Нева» | - формирование начальных знаний о главной реке нашего города; - закрепить понятие о бережном отношении к природе; - учить устанавливать простейшие связи явлений, выражать в речи результатов размышлений (…Чтобы было, если бы не было Невы?); - развивать интерес к жизни родного города; | - просмотр слайдов на тему «Главная река нашего города»; - игры с картой города «Петербург – город загадка»; - рисование на тему «Корабли на Неве» - Чтение стихотворения «Нева», Н. Поляков см. Картотеку стихотворений по СПб. | |||
8 | «Чудо -великаны над Невою встали» | -уточнить и активизировать понятия «река», «берег», «мост» -уточнить временные исторические представления (создания мостов над рекой Невой). -- подвести детей к понимаю того, что мосты необходимы нашему городу; | -рассказ об истории создания мостов (Аничков, Дворцовый, Литейный) -загадывание загадок -рассказ воспитателя «Безопасное поведение на мостах» Домашнее задание: нарисовать «Разведённые мосты». | |||
Январь | ||||||
9 | «Великие люди нашего города». | - изучать историю СПб через судьбы замечательных петербуржцев; - развивать интерес к жизни наших соотечественников; - воспитывать уважение к старшим; | - просмотр слайдов на тему «Великие люди нашего города»; - чтение стихов А.С. Пушкина, басней И.А. Крылова и т.д.; - рассматривании иллюстраций; - рассматривание альбома с портретами известных петербуржцев. | |||
10 | «Подвиг Ленинграда в дни блокады» | - беседа с детьми о жизни блокадного Ленинграда; - продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города; - воспитывать чувство любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады; - воспитывать уважение к прошлому. | - просмотр слайдов на тему «Подвиг Ленинграда в дни блокады»; - прослушивание песни «Пусть всегда будет солнце»; - тематическое задание на тему «Цветок жизни»; - чтение рассказа «Кукла». | |||
Февраль | ||||||
11 | «Невский проспект» | - познакомить детей с жизнью главной улицы нашего города; -дать понятие «Что такое проспект?», «Чем отличается улица от проспекта» - вызвать чувство гордости и восхищения родным городом; | - показ презентации «Невский проспект» -чтение стихотворения «Кони на Аничковом мосту» -Дидактич.игра «Какая бывает погода на Невском?» Подвижная игра «Мы по Невскому шагаем» | |||
12 | «Транспорт нашего города» | - познакомить детей с различными видами транспорта; - рассказать о необходимости транспорта для большого города; - побеседовать с детьми о том как выгладил транспорт много лет назад; - напомнить детям о правилах дорожного движения; | - просмотр слайдов на тему «Транспорт нашего города»; - исследовательская деятельность «Для чего нужен транспорт?»; - аппликация «Транспорт на улицах нашего города» - конструирование перекрестков. | |||
Март | ||||||
13 | «Дворцовая площадь: триумф и парад, дух мощи российской и царский наряд» | -рассказать детям об истории названия; Почему достопримечательности на Дворцовой площади называют ансамблем?; -Уточнить понятие «архитектор». | -рассказ воспитателя: о местонахождение Дворцовой площади, история названия. Что такое ансамбль? -показ слайдов с изображением объектов, которые находятся на Дворцовой площади ( Зимний дворец (Эрмитаж), здание Главного штаба, Александровская колона) -конструирование (из деревянного конструктора «Мой город») | |||
14 | «Дворец – самый важный в столице» | -- познакомить детей с крупнейшим в России и одним из крупнейшим в мире художественным и культурно-историческим музеем мира – Эрмитажем; -- рассказать о разнообразии экспонатов хранившихся в этом музеи; -- провести беседу о том, в каких музеях дети бывали, и напомнить о правилах поведения в музее; | просмотр слайдов на тему «Музеи нашего города – Эрмитаж»; - работа с картой – местонахождения музея; - рассматривание репродукций картин из Эрмитажа; | |||
Апрель | ||||||
15 | « Ведь мы – островитяне, живём на островах» | -Дать представление о географической особенности Санкт-Петербурга. -Расширять представления об островах города. -Воспитывать интерес к изучению родного края. | -просмотр слайдов: панорама Невы, разводные мосты, карта Невы с отмеченными на ней островами; - рассказы на темы: « Что такое остров», «Почему в городе так много островов», « Сколько островов в городе и их названия» -рассмотреть острова на карте. -чтение отрывка из стихотворения Н. Некрасова «Дед Мазай зайцы» (спасение зайцев от наводнения). | |||
16 | «Летний Сад и Дворец Петра I» | - познакомить детей с историей Летнего Сада – одной из достопримечательностей Санкт - Петербурга; - беседы с детьми о самом старом саде нашего города; - продолжать знакомить с достопримечательностями нашего города; - познакомить детей с постройками, находящимися в Летнем Саду; | - просмотр слайдов на тему «Летний Сад и Дворец Петра I»; - рассматривание фотографий Летнего Сада, Летнего дворца Петра I; - оснащение книжного уголка группы книгами с произведениями И.А. Крылова; - организация выставки детских рисунков «Летний Сад»; - чтение и заучивание стихотворений В. Блейкова «Прекрасный Летний Сад», М. Борисовой «Решетка Летнего Сада», Л.Федосеевой «Памятник Ивану Крылову» см. Картотеку стихотворений по СПб. - рисование: фантаны в Летнем саду. | |||
Май | ||||||
17 | «Празднуем день рождения Санкт -Петербурга» | рассказ о подготовки города к празднованию дня рождения; - развивать интерес к жизни родного города; - рассказать детям о подарках которые дарят нашему городу в день рождения; | - просмотр слайдов на тему «С Днём рождения наш любимый город!» - рисование на тему: «Салют над городом» (совместно с родителями, форма выполнения любая); - чтение стихотворения К.Озеровой «Моему городу» | |||
18 | Итоговое занятие | - повторение пройденного материала; - закрепление знаний полученных детьми в ходе занятий; - дальнейшее расширение и закрепление представлений о нашем городе; | - на усмотрение педагога (в виде викторины, конкурса, загадок, работы на тематических листах и т.д.); -выставка творческих работ детей за год. |
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА (1 раз в квартал)
1. Осень в городе.
- развивать наблюдательность, внимание;
- показать красоту родного города осенью;
- отметить характерные особенности города его дома, улицы;
- научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения;
- формировать представление о названии улицы и адреса детского сада;
- активизировать словарь, познавательный интерес.
2. Главная ёлка нашего района.
- расширить сложившие у детей представления Красногвардейском районе;
- формировать представление об улице, её основных частях;
- закрепить знания об основных видах транспортных средств;
- вызвать познавательный интерес к одному из главных праздников нашей страны;
- обратить внимание детей на подготовку города к новому городу.
3. Весна пришла в наш город.
- воспитание у детей любви к родному городу;
- учить видеть неповторимую красоту нашего города весной;
- показать красоту обновлений природы весной (сравнить с осенью, зимой);
- воспитывать бережное отношение к природе;
- учить заботиться о природе.
Работа с родителями
- собеседование с родителями в начале учебного года (цели и задачи занятий, особенности организации учебного процесса);
- приглашение родителей на тематические и итоговые занятия (по желанию родителей).
Информационное обеспечение:
*Т.Ю. Толкачёва « Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга» ООО «Издательство « Детство-Пресс» 3012г.
* Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. СПб.: Паритет. 2008.
* «Легенды и мифы Санкт - Петербурга» Н.А. Синдаловский Санкт – Петербург 1994г. Издательство: «Ленинградская галерея»
* «Мы горожане» Е.А.Никонова Санкт – Петербург 2005г. Издательство: «Паритет»
*Е.В.Дмитриева «Санкт-Петербург» Пособие по истории города. «Корона принт»2012г.
*В. Суслов «Рассказы о Ленинграде» Ленинград « Детская литература»1998г.
* Методическое пособие, по курсу истории города. Л. К. Ермалаева, И. М. *Лебедева. « Чудесный город» 2013г.
*Карты-схемы.
Мнемотаблица «Архитектура Зимнего дворца»
1) Сейчас это музей
2) Архитектор Бартоломео Франческо Растрелли
3) Дворец был построен по приказу Екатерина Второй
4) Здание из 3х этажей
5) Здание формы прямоугольника с обширным внутренним двором
6) Расцветка зимнего дворца: цвет морской волны, белая и золотая лепнина
7) Здание украшено пилястрами и колонными коринфского ордера
8) На крыше расположена балюстрада с 186 статуями и вазонами
9) На главном входе 4х колонный портик
10) Окна прямоугольной и арочной формы
11) Над окнами есть сандрики
12) Здание украшено ангелами-херувимами, львиными мордами
13) Здание украшено волютами, курантами
14) Парадный вход со стороны площади украшают кованные ворота
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ОБЖ в старшей группе детского сада.
В данном материале представлен план работы с детьми по ОБЖ на год....
Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы сада
Планы занятий по познавательно-исследовательской деятельности...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА...
Перспективный план работы музыкального руководителя с педагогами детского сада.
Взаимодействия музыкального руководителя с другими педагогами в детском саду благотворно влияют на развитие детей ,создают платформу для повышения профессионального уровня каждого....
Перспективный план работы по петербурговедению в младшей группе детского сада.
Перспективный план работы по петербурговедению в младшей группе детского сада....
Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в детском саду в средней группе 3-4 лет
Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в детском саду в средней группе 3-4 лет...
Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в детском саду в средней группе 5-6 лет
Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в детском саду в средней группе 5-6 лет...
- Мне нравится (1)