Конспект "Экскурсия по экологической тропе. Наблюдение за кедром"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Яценко Ирина Михайловна

В конспекте дается описание наблюдения за кедром в ходе экскурсии по экологической тропе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ekologicheskaya_tropa.docx194 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Экскурсия  по экологической тропе»

Цель: Познакомить детей с наиболее интересными и особо охраняемыми объектами экологической тропы.  

Задачи:

Познакомить детей с кедром, как с интересным, особо охраняемым объектом. Отметить его отли 

  1. чительные особенности, уточнить, какие места благоприятны для роста кедра. Рассмотреть кедровую шишку, уточнить какую пользу приносит дерево для человека и обитателей тайги.
  2. Обогащать представления детей о лиственнице, как представителе хвойных деревьев. Уточнить какими полезными для человека свойствами обладает лиственница.
  3. Воспитывать интерес к объектам наблюдения. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Предварительная работа:  Экскурсия по экологической тропе. Рассматривание изображение  деревьев. Знакомство с репродукциями картин  И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, А. Васильева. Тонированные листы   бумаги.

Материалы, инструменты, оборудование: 2 корзины для сбора шишек, шишки хвойных деревьев, мольберт, картинки животных, птиц, деревьев .

Организационный момент

Тренинг, природа красива в любое время года. А сегодня такой солнечный день! Закройте глаза и попробуйте почувствовать, смотрит ли на нас солнышко, греет ли оно вас? Когда солнышко греет, кажется, что оно гладит своими лучиками, как будто мама.

1. Рассматривание карты-схемы "Экологическая  тропа"

2. Ребята мы продолжаем  нашу экскурсию по экологической тропе, а куда мы отправимся, вы догадаетесь, отгадав загадку:

 Шишка с загадкой:

Это дерево большое,

На ветвях его растет,

Не листва - густая хвоя

Зеленеет круглый год,
  И всегда на шишки щедр

Исполин сибирский -..... (Кедр).

Правильно сегодня мы отправимся на экскурсию по экологической тропе  "Хвоинки" и познакомимся с ними поближе, и вы узнаете о них что-то новое и интересное. Вся природа спит, кругом бело, а наши хвоинки стоят зеленые.

Почему эти деревья стоят зеленые?

Дети: это хвойные деревья и в отличие от лиственных деревьев они всегда зелёные.

- А где обычно растут хвойные деревья?

Дети: в лесу, в парке, в питомнике и в нашем детском саду.  

- А какие хвойные деревья у нас растут?

Дети: Ель, сосна, кедр.

Ребята, а вы знаете легенду о том, как эти деревья стали вечно зелёными?

- тогда послушайте:

Легенда о "Живой воде"

Собрались птицы на опушке леса и выбрали гонца за живой водой. Этим гонцом оказалась ласточка. Когда она набрала в Лукоморье живой воды и летела обратно, захотела она оповестить окружающих о своем прилёте, приоткрыла клювик и выронила несколько капель "живой воды". Попали эти капли на три дерева сосну, пихту и ель. Стали эти растения "вечнозелёными". Зелёная одежда украшает хвойные деревья во все времена года. Периодически деревья сбрасывают хвою, но не всю сразу, поэтому человек не замечает листопада.

- Так почему ребята деревья стали вечнозелеными?

Сегодня нам предстоит узнать много интересного об удивительном дереве. О, каком,  догадайтесь сами:

Ему немало сотен лет.

В тулуп зеленый он одет.

Хотя в глухой тайге растет,

Ему всегда большой почёт.

Ведь и для взрослых, для ребят

Он очень шишками богат.

А в шишках, то не говори,

Орешки вкусные внутри..

Что за дерево? ....(Кедр)

Ребята!.  Послушайте  легенду о кедре.

С давних пор люди считали кедр одушевленным и объясняли это такой легендой…

Однажды в глухой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним раскидистым кедромКедр был очень стар, весь покрыт извилинами, с кривыми ветвями, а на земле под кроной, опавшая за всю его жизнь хвоя лежала толстым слоем.

Крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Перед утром он проснулся оттого, что до его слуха донесся чей-то стон и тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым кедром, стоявшим рядом. Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять. «Что же ты не падаешь, ведь я слышал об этом ещё вчера?» – удивленно заметил молодой кедр«Да» – ответил старый кедр – «Я упал бы ещё вчера, но подо мной лёг спать уставший человек». Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Закачался старый кедр и со вздохом облегчения упал на землю.

Вопросы по легенде:

1. Какие чувства вызвала у вас легенда?

2. Почему?

3. О чём говорит эта легенда?  

Эта легенда говорит о том, что кедр, даже умирая, жалеет человека за то, что человек бережно и с любовью относится к нему.

Кедр  издревле считался священным деревом, рубить его было запрещено.  

Ребята, давайте с вами рассмотрим кедр

Игра - моделирование  «Часть дерева и тела»

– Как вы думаете, действительно ли мы похожи на Кедр, или нет?

/ответы детей/.

 - Мне кажется, что мы с кедром больше похожи друг на друга, чем с другими деревьями.

 - Как вы думаете, почему? /ответы детей/.

- Сколько у нас пальцев на одной руке?

– Да у нас, у всех по пять пальцев на каждой руке.

– А теперь, давайте посчитаем, сколько у кедра листиков- иголочек в одном пучке, /ответы детей/.

У кедра из одной чешуйки, всегда выходит ровно 5 длинных, мягких иголок-хвоинок, темно-зеленого цвета, длиной 60-140 мм  

Из чего вырос Кедр? /ответы детей/.

– Как называется это семечко? /ответы детей/.

– Каждое растение появляется из семени. У Кедра это семя называется орешки. Но каждое орешко - семечко спрятано в домике, что за домик?

 отгадайте  загадку.

Есть в тайге сибирской кедры,      

На орехи кедры щедры.

Знают белки, знают мышки,

Что искать их надо в… (шишке)

– Когда Кедру исполнится 30 или 70 лет в его жизни произойдет маленькое чудо. Весной, когда природа просыпается, и все вокруг зацветает, кедр тоже начинает цвести маленькими бордовыми цветочками, похожими на свечку. После того как кедр отцветет, на том месте появляются маленькие шишечки. В одном месте их бывает от 2 до 7 штук. Но эти шишки еще нельзя употреблять в пищу, а как вы думаете, почему? /ответы детей/.

Да, они еще зеленые и не созрели. Для того, чтобы шишка созрела, нужно время.

Два года шишка зреет на дереве. На третий год летом шишка начинает созревать. В сентябре от жарких солнечных лучей шишка побуреет и, выжимая из себя янтарную смолу, поспеет.

 Вот тут-то кедр устроит пир, в гости к нему придет много лесных жителей.

Показываю картинки с изображением диких животных/ + 1 домашнее.

Исключение.

- Как вы думаете, зачем они к нему приходят? /ответы детей/.

Звери приходят к кедру, чтобы полакомиться кедровыми орешками.

 Вот произошло то чудо в природе. На кедре появились семена, шишки, в которых орешки спрятались в орешки. Но как же кедр сам сможет посадить свои семена? Ветром их далеко тоже не отнесет, потому что они тяжелые и у них нет крылышек, как у семян березы /высказывания детей/.

– К Кедру в гости приходят не только животные, но и прилетает маленькая рябая птичка, которая, называется Кедровка. (обогощ. словаря)

– Вот она и помогает вырасти кедру в любом месте. Делая запасы себе на зиму, Кедровка и сама не знает, какое доброе дело делает.

Принесет кедровка орешки и спрячет их в укромное место чтобы ни кто не нашел их. Много кладовых делает себе Кедровка. Часть своих запасов съедала зимой сама, а остальные орешки съедят мыши.

Но некоторые семена, спрятанные осенью, сохраняются до весны. Весной орехи набухают и прорастают. У него появится маленький росточек, который ему, пригревшись, захочется посмотреть на солнышко, выглянет из-под земли. Солнышко примет его очень ласково, и маленький кедр начнет потихоньку расти. Когда пройдет 70 лет, этот маленький росток превращается в могучий Кедр.

Ой, ребята, что-то на этой шишке написано?

Дидактическая   игра

"С какой ветки детки?" (сортировка)

Мальчикам и девочкам дается по одной корзине и предлагается собрать шишки - девочкам лиственные , мальчикам- кедровые

Кто это сделает быстрее.

Потом идет счет шишек.

Исследовательская деятельность

Сравнить шишки лиственницы и кедра, разложи по размеру, форме. 

Экспериментирование  

 При помощи лупы осмотрите, нет ли на деревьях вредителей?

Ребята. мы продолжаем нашу экскурсию и я хочу рассказать об одном дереве, которое есть у нас на нашем участке. Если вы внимательно послушаете мою загадку, то сразу отгадаете, о каком дереве пойдёт речь в дальнейшем.

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок?

Какое это дерево?

Чем оно похоже на кедр?

- Правильно, это лиственница. Давайте найдем её на участке и рассмотрим внимательно.

(дети находят дерево и рассматривают)

- А кто-нибудь из вас, дети, знает - почему это дерево назвали лиственницей

(высказывания детей)

- Да, лиственница, как и все лиственные деревья, сбрасывает листву - хвою. Таким образом, дерево экономит энергию, потеря хвои – это защита от вымерзания в условиях нашей суровой зимы. Лиственница достигает высоты 35-40 метров. У нее прямой ствол, ажурная крона, пропускающая много света. Отличается от всех хвойных пород тем, что сбрасывает на зиму хвою. Дерево морозоустойчивое, засухоустойчивое, светолюбивое. Может переносить как холод, так и жару. Лиственница растет быстро.

Лиственница обронила хвою,

И стоит раздетая зимою.

Но придет в Бурятию весна,

И опять нарядится она.

Лиственница не только прекрасна, она еще обладает лечебными свойствами. Для использования в лечебных целях весной собирают почки, хвою и молодые побеги. Еще лиственница славится своей древесиной. Она очень тяжелая, упругая, смолистая, обладает особой прочностью.

- Ребята, а где у нас используют древесину лиственницы?

(ответы детей)

- Правильно, для отопления наших печей, строительства.

- Посмотрите, какое красивое у нас наше дерево на участке. Давайте вокруг него встанем вместе, взявшись за руки, и поводим хоровод.

Возле лиственницы нашей,

Встанем дружно в хоровод.

Снега выпало здесь много,

Мы наблюдение

Трудовая деятельность на участке

Ребята! В нашем  городе необходима помощь деревьям. И мы с вами тоже сможем им помочь. Зимой необходимо подгребать снег к стволу дерева, чтобы их корни не замерзали.

Цель: Развивать трудовые способности у детей, работать и добиваться цели сообща. Воспитывать любовь к растениям и желание ухаживать за ними.

 Подвижная игра:  «Метание снежков вдаль»

Цель: развивать координацию движений, меткость.   ловкость, быстроту реакции,  

Индивидуальная работа: «К нужному дереву – беги!»

Цель: закреплять названия деревьев, которые присутствуют на участке, развивать ловкость и быстроту.

Ребята! Какие деревья мы видели на нашем участке?

Цель: побуждать детей делиться собственными наблюдениями и впечатлениями с товарищами. Расширять кругозор и связную речь. 

Итог экскурсии:

Ребята! Вот и закончилась наша экскурсия по экологической тропе

Давайте подведем итог, что общего у хвойных деревьев и чем они отличаются?.

- С какими деревьями мы познакомились? (Кедр, лиственница)

- какие у этих деревьев отличительные особенности?

(разные хвоинка, шишки, у лиственницы иголки опадают)

Какие места благоприятны для роста кедра?

(лес, тайга)кедровая шишка?

(богата витаминами, которые необходимы человеку и является кормом для животных и птиц).

А какую пользу приносит лиственница?

 - она еще обладает лечебными свойствами. Для использования в лечебных целях весной собирают почки, хвою и молодые побеги. Еще лиственница славится своей древесиной.

Ребята, как вы понимаете выражение – бережное отношение к растительному ми

Как вы думаете, деревьям нужна наша помощь?

- Хвойные растения растут медленно, пройдет много лет пока росток превратиться в большое дерево.

Ведь говорят недаром: "Не мудрено срубить, мудрено вырастить».  

1. Какие чувства вызвала у вас легенда?

2. Почему?

3. О чём говорит эта легенда? После экскурсии предложить ребятам изготовление поделок из природного материала (чешуек шишек, скорлупы орешек, шишек кедра и лиственницы)

https://cf.ppt-online.org/files/slide/e/eVEocNxZFzWPpCs43mRwkdDaiy2IbG17XTSOM6/slide-51.jpg

 

 

 

 .

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ экскурсии по экологической тропе «В гости к рябинке и березке» (младшая группа)

     Цель: формирование экологической культуры  у детей младшего возраста через воспитание бережного отношения к природе.       Задачи:- формир...

Конспект экскурсии по экологической тропе для детей старшей группы.

Сообщить детям новые знания о растениях и животных, закрепить и обогатить имеющиеся знания детей; Пополнять словарь детей новыми для них словами. Воспитывать привычку заботиться о природе и её обитате...

Конспект экскурсии по экологической тропинке «Маленькое путешествие в большой мир природы» в подготовительной группе

Экскурсия по экологической тропинке «Маленькое путешествие в большой мир природы» в подготовительной группе...

Конспект экскурсии на экологическую тропу в младшей группе

Цель: познакомить детей с цветущими летом растениями цветника; помочь детям запомнить, как они называются; закрепить умение определять цвет.Задачи:- обучающие: уточнить с детьми названия цве...

Конспект-экскурсия по экологической тропе для второй младшей группы

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»                          (2 младшая группа)Цель создания...

Конспект экскурсии по Экологической тропе

Конспект экскурсии по Экологической тропе для детей старшей и подготовительных групп....