Презентация и конспект к занятию "Птичьи голоса"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Повторить с детьми названия птиц и познакомить с новыми птицами

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Снится ночью пауку Чудо – юдо на суку. Длинный клюв и два крыла Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это….

Слайд 2

Птичьи имена.

Слайд 3

Эта птица никогда Не строит для себя гнезда. Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает.

Слайд 4

«Кукушка, кукушка. Сколько мне лет ещё жить?»

Слайд 5

Куликов, обитающих на территории России Насчитывается 76 видов.

Слайд 6

Пищуха осенью присоединяется к стаям синиц и кочует вместе с ними по лесам.

Слайд 7

У самца зеленушки желтовато-зелёная грудь Самка серая с зеленоватым отливом. Клюв толстый и светлый.

Слайд 8

Рябчик – имеет «рябое» оперение т.е. пёстрое. Птица покрыта чёрными, рыжими и белыми пятнами и полосами.

Слайд 9

Синица неугомонный труженик с осени и до весны. Основной наш помощник в борьбе с разными насекомыми

Слайд 10

В чаще лесной у полянки Рада вечерней поре Птичка лесная- зарянка - Песню запела заре.

Слайд 11

Соловьи считаются лучшими певцами во все времена.

Слайд 12

Есть в природе такая милая маленькая птичка - Белая трясогузка

Слайд 13

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…

Слайд 14

Девиз для всех ребят. И мы не будем разорять! Вот слово все ребят. Пусть птичьи песенки опять В саду у нас звенят!



Предварительный просмотр:

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА  МОСКВЫ

 

             

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 992 «ИЗЛУЧИНА»

Конспект

Тематического занятия на тему:

«Птичьи голоса».

Выполнила и провела: воспитатель ГПД

Герасименко Оксана Петровна.

2012года.

Классный час в ГПД на тему:

« Птичьи голоса».

Цели и задачи.

- Расширить кругозор детей о птицах.

- Показать обычное явление под новым углом зрения.

-Продолжать развивать творческое воображение, фантазию, смекалку.

- Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование.

1.Презентация Power Point с изображением  птиц и их голосам

Ход занятия.

Воспитатель: О чём будет наша беседа, вы узнаете, отгадав загадку:

( слайд №1)

Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…

Значит наше занятие будет посвящено теме: «Птицы». Каких птиц вы знаете и можете назвать?

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся  в гости к птицам – нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни живут в лесу, другие  - в поле, третьи – на болоте или в горах. Не беда, что многие улетели зимовать в тёплые края. Многих пернатых друзей мы собрали вместе на нашей классной доске.

Мы поближе познакомимся с ними и узнаем, как и почему птицы получили своё название.

Послушайте рассказ Н.Сладкова «Имена птиц»:

Забавные у птиц встречаются имена. Ну вот, например, птица поганка. Поганка , да ещё рогатая! Или птичка завирушка, или юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просенка, коноплянка, малиновка и даже чечевица.А разве плохое имя чиж или чечётка? И вот, пожалуйста: зеленушка, синехвостка, сизиворонка. Названия – прозвища лучше всего. В них и внимание, и радость встречи, и счастье открытия. Зарянка – это та, что поёт на заре. Лунь – это тот, что «сед, как лунь». Кукушка… «Кукушка, кукушка сколько мне лет ещё жить?». А она «ку-ку» да «ку-ку». И чем дольше кукует, тем ты больше доволен. Бывают названия скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная. Птица – и вдруг « обыкновенная». Вы только к ним присмотритесь, прислушайтесь. Живое не бывает « обыкновенным».

Замечательный отрывок из рассказа русского знатока и любителя природы Н.Сладкого. Действительно, живые, любопытные неугомонные хлопотуньи – птицы не бывают скучными и обыкновенными. А сейчас ребята расскажут нам, как и за что, птицы получили свои названия, а за  одно и прослушаем их пение и голоса. Для начала прослушайте отрывок из стихотворения:

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает

(слайд № 2)

- О ком идёт речь?

- Правильно, о кукушке.

Итак,  первой нам встретилась кукушка. Как ,по- вашему, за что она получила своё название?

Ученик: Многие птицы сами себя назвали, другие получили названия за свой голос, за песню, за песню, за то, как она кричит. Вот эту серую с полосками на груди птичку слышали все. Это кукушка. Как вы думаете, за что эта птица могла получить своё название? Конечно, за то, что кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Кукушка сама подсказала людям, как её  называть, и это услышали не только русские. Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на русское. Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», французы-«куку», болгары – «куковица», немцы – «кукук». Все народы обратили внимание на один и тот же признак – крик кукушки, поэтому и название птицы звучит очень похоже. Кукуют  только самцы, обычно они сидят на возвышении, на какой – нибудь горизонтальной ветке. Кукуют они  и днём и ночью, но охотнее всего в утренние часы. И произносят  свое «ку-ку» не больше 10 раз. Кукушки – являются предвестниками весны и лета.

Воспитатель: Кукушки, единственные из всех видов птиц, которые подкладывают свои яйца в чужие гнёзда, и никогда сами не выкармливают своих птенцов. Кукушка – полезная птица. Они питаются только насекомыми. Но главная их заслуга в том, что они поедают, таких гусениц, которых  не едят другие птицы, в том числе майских жуков и мохнатых гусениц. Этим они спасают большие участки леса от опасных вредителей.

( слайд №3)

Ученик: А вот над болотом  летит длинноклювая птица. А клюв – то у неё такой интересный, загнут вниз. Внимание – птица закричала: «Кууу – лик! Кууу-лик!». И всем понятно как её зовут. Послушайте, как описывает куликов В. Бианки (читает)

« Кулики – стройные такие птицы на очень длинных ногах и с очень длинным носом. Живут больше на болотах, по берегам рек, озёр. Но они не плавают, не ныряют, только бегают у воды и кланяются, кланяются носом до земли. Носом они достают себе еду в тине, иле, под камешками, в траве».

Кулики бывают разные: большие и маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв короче, у других длиннее, и все они по -  разному  называются.

Ученик: Вот по стволу дерева бежит маленькая птичка (показывает картинку). Своим тонким длинным клювом она ловко вытаскивает насекомых. Птичка издаёт тонкий писк. Поэтому её прозвали – пищухой. Пищуха – похожа на мышонка серовато – бурая птичка с белым шёлковым брюшком. Но мы – то уж с вами всегда узнаем этот скромный серый комочек с длинным упругим хвостиком и характерным писком. Увидеть её можно рядом с парком или лесом, по берегам реки. Основная пища пищухи – жуки, гусеницы, тля, пауки. Уничтожая зимующих   вредителей  птица приносит большую пользу садам и лесам.

Воспитатель:  Внешний вид птицы ( цвет перьев, необычный клюв или хвост) тоже послужили в определении названия многих птиц. Представьте  себе раннюю весну: снежинка растаяла – капелькой стала. Капля за каплей – ручеёк побежал. Ручеёк к ручейку и вся зима скатилась в реки, озёра и пруды. На деревьях не осталось снега. Но что это? Среди голых веток, вдруг зелёный листик появился. Да необычный. С ветки на ветку прыгает, с дерева на дерево перелетает. И во весь голос поёт. Конечно это не листик, это птица. А зовут эту птичку  Зеленушка. Послушайте почему её так зовут.

( слайд № 4)

Ученик: Зеленушка – маленькая птичка, ростом с воробья. Пёрышки у неё зеленоватые -  как первые свежие листики на дереве. За это и прозвали её – зеленушкой. Зеленушка поёт у всех на виду. Песня её похожа на звон колокольчиков. А гнездо строит в густой кроне дерева, поближе к стволу. Это наверное, для того чтобы никто не видел и не трогал его, когда появятся птенцы.

( слайд №5)

 Ученик: Рябчик – это небольшая , размером с галку, пухлая птица. У неё маленькая голова и короткий клюв. Большую часть времени проводит на земле, где ведёт скрытый образ жизни. Рябая окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов. Он может затаиться в лесу так, что в двух шагах пройдёшь – не заметишь. Это довольно молчаливая птица. Основной голосовой сигнал – протяжный и очень тонкий свист. Кормятся семенами деревьев , ягодами на болоте .А живут они по берегам рек, вблизи лесных родников.

Физминутка.

Встали. Отдыхая, будь внимателен.

Прилетели птицы, я называю птиц, вы машете руками  если это птицы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, волки и чижи, аисты, кукушки, плюшки и ватрушки, лебеди и утки.

И спасибо шутке!

- А знаете ли вы, что –Кукушка за один час может съесть 100 гусениц.

- А знаете ли вы, что – сова уничтожает за лето 1000 мышей.

- А знаете ли вы, что –самый сильный из насекомых   жук – носорог. Сам весом 14 гр., а может тащить груз в 1 кг.

Показ следующего слайда № 6.

Ученик: Нет такого человека, который не знал  бы эту птицу. Синицы настолько заполнили нашу жизнь, что мы их порой просто не замечаем. Во время гнездования синицу почти не видно. В это время она в лесах, парках и садах. И только с наступлением холодов начинает перебираться ближе к человеческому жилью. Синицы приносят много пользы и в холодные и голодные времена нуждается в нашей поддержке. Многие из нас зимой подкармливают разных птиц, делая  кормушки  или  просто  насыпают  корм. И это правильно. Синица первый предвестник весны. Начинает наполнять улицы своим пением уже с конца февраля. Песенка синицы довольно своеобразна, но их звучные и чистые свисты весной, греют душу. Поют у синиц только самцы.

Воспитатель:  Послушайте стихотворение Е. Трутневой и скажите о какой птице идёт речь:

В чаще лесной у полянки,

Рада вечерней поре,

Птичка лесная зарянка

Песню запела заре.

(слайд № 7)

Ученик: У этой птички два имени – зарянка и малиновка. Малиновкой её прозвали за яркую  малиновую грудку. Зарянкой , потому что именно на утренних и вечерних зорьках, когда солнце ещё не взошло или уже село, особенно громко слышится её звонкая трель. Птица нежная и добродушная. Гнездится зарянка на земле под корнями деревьев или в кустах.

Воспитатель: Итак, как вы уже  убедились  все названия птиц произошли в зависимости  от какого-то определённого признака, присущего лично той или иной птице (кто-то красиво поёт, у кого-то яркое оперение и т.д.) А теперь послушайте, о чём просят нас наши птицы.

Ученик 1: Ты гнёзда разорять не смей,

                   Не трогай птичьих гнёзд.

                   Ты в наши гнёзда не смотри,

                    Не становись на пни.

Ученик 2: Яичек тёплых не бери –

                    Зачем тебе они?

                     Через неделю или две

                     Зайди послушать в сад –

                    Птенцы в молоденькой листве

                     Тихонько запищат.

Все хором: И мы не будем разорять!

                      Вот слово всех ребят.

                      Пусть птичьи песенки опять

                      В саду у нас звенят

И вот на этой позитивной ноте, мы с вами заканчиваем  нашу беседу о птицах. Надеюсь вы узнали много нового и интересного. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к конспекту музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Цель: воспитать в детях  интерес к миру музыки; познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами, развитие творческих способностей у детей средствами музыкиЗадачи:Познак...

Презентация к конспекту интегрированного занятия КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Презентация составлена в соответствии с ходом занятия и содержит дидактическую игру с иллюстрированным анимационным  материалом....

Презентация к конспекту интегрированного занятия с элементами нетрадиционной аппликации "В деревню к бабушке"

Цель: знакомство с бытом мордовской деревни.Задачи:Воспитательные:1. Воспитывать любовь к Родине.2. Воспитывать дружелюбные взаимоотношения и умение действовать в коллективе.Образовательные:1. Дать де...

План конспект интегрированного занятия "Птичий двор"

В материале сценарий занятия в группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром, тема" Птичий двор"- формировать умение детей рассматривать картину,отвечать на вопросы, воспитывать...

Конспект игрового занятия «Птичий двор»

Задачи. Вовлекать  детей в игровое и речевое взаимодействие. Учить вести диалог, отвечать на вопросы взрослого. Обогащать словарь . Учить соотносить слово и выразительные движения. Подводить дете...

Конспект открытого занятия "Я голосую За"

Конспект открытого мероприятия в старшей группе по сюжетной-ролевой игре "Я голосую За"...

Конспект интегрированного занятия : "птичий двор"

                                            Тема: «Путешествие на птичий...