«Экологическая тропинка нашего детского сада»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Илюшина Наталия Николаевна

1.  Cоздание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и  фауны;

2.   Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Название проекта:  «Экологическая тропинка нашего детского сада»

Подготовила: воспитатель Илюшина Н.Н.

Проблемная ситуация:     Дети небрежно обращаются с  природой

Проблема:  отсутствие у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и  фауны;

 Цель проекта: ·    

 1.  создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и  фауны;

2.   изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

 Задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

 2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;

  3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

  4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности;

  5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;

  6. Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным,  птицам, человеку.

Тип проекта:

     •    Познавательный,  опытно -экспериментальный

  • По продолжительности:  долгосрочный.

Участники проекта:  дети  старше - подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.  

Запланированный результат:   

1.Разработанть экологическую тропу;

2.Создание  «Волшебной поляны»,  как место для интересного проведения мероприятий объединяющих детей и педагогов   общими интересами для получения новых знаний о родном крае;

3.Создать условия для  совместной  исследовательской и трудовой деятельности по экологическому воспитанию.

 Предполагаемые результаты:

  1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода).

  2. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

  3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

  4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.

 5. Дети будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

  6. Ребята узнают значение воды в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.

  7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

  8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

  9.  Ребята  узнают много интересного из жизни растений   ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка).

11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями

 12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :

      *  Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

      *  В природе все взаимосвязано.

      *  В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

 13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

 14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности  в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

 15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Цель :

Формирование у детей знаний о дереьях рустущих на территории детского сада,, воспитание осознанно – бережного отношения к ним.

Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) .

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями

по охране и защите природы.

Основные задачи:

1. Формировать и обогащать представления о значении леса в природе и жизни человека, о разнообразии растительного мира.

2. Дать детям знания о людях, охраняющих и восстанавливающих лесные богатства;

3. Познакомить с лесом как с сообществом растений и животных, с приспособлением животных к условиям определенной экологической ниши;

4. Расширить, уточнить знания о правилах поведения в лесу. Вызвать желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе;

5. Формировать у детей осознанно – бережное отношение  к объектам природы;

6. Формировать у детей потребность видеть и понимать прекрасное в природе, в природоохранной деятельности.

7. Привлечение семьи  к сотрудничеству с ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников;

Описание проекта

1 этап -  создания и оформления экологической тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех т«Стаций» тропинки».

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую «Стацию»

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой «Станции».

Общие рекомендации по работе с детьми  на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Виды «Станций»

По экологической тропе дети проходят по видовым «Станциям» в виде красивых указателей. Время и информация будут зависеть от возраста детей от простого к сложному.

В состав экологической тропинки входят видовые «Станции», такие как:

1.  «Птичья столовая»

2.  «Деревья и кустарники»;

3.  «Здоровье»;

4.  «Волшебная поляна»;

5.   «Опытно –экспериментальная площадка» -     для узучения растений,  

      воды, воздуха,  почвы:

     - на  участке  (частично в группе)

    - в  песочнице.

2 Этап  - реализация проекта

Работа с детьми и  родителями:

  • Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками;
  • Познавательное чтение (помощь родителей в нахождении доступной для детей литературы  );
  • Чтение художественной литературы
  • Беседы о деревьях в сочетании с дидактическими играми.

     •   Рассказывание легенд о деревьях. Создание сказок.

  • Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова.
  • Продуктивная деятельность:

- изготовление альбома  наблюдений;

- изготовление книги «Деревья и кустарники  нашего детского сада».

- рисование  рисунков «Планета Земля в опасности» - сотворчество детей и родителей;

 

  • Лаборатория  (опыты и эксперименты);
  • Экологические дидактические игры;
  • Эколого-познавательное мероприятие «Планета Земля в опасности»  

     

           

    •    Создание презентаций,интерактивных игр;

По работе с детьми прилагаются:

   - Конспекты по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками; КВН, викторина, эколого-познавательное мероприятие , стихи, загадки, пословицы, экологические  подвижные и дидактические игры.

 

1 станция «Птичья столовая» - - «Подарок птицам» (изготовление совместно с родителями кормушек для птиц),акция –сбор корма для птиц.

Познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц,  их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Наблюдение за жизнью птиц в разное время года.         

2 станция –«Деревья и кустарники»  - наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками.

Цель:

 Воспитать эмоционально-положительное бережное отношение к природе.

 Научить видеть красоту и неповторимость мира деревьев.

 Уточнить знания детей о роли деревьев в жизни человека.

 Расширить кругозор

 Создать атмосферу заинтересованности

 Развивать инициативу и самостоятельность

Задачи:

 Познакомить детей с особенностями разных видов деревьев.

 Уточнить представление детей об основных частях дерева: ствол, ветки, листья.

 Упражнять детей в различении деревьев по плодам, листьям, стволам.

 Закрепить умения сравнивать объекты по ярким признакам: форма листьев, цвет, размер ствола, расположение веток.

 Вызвать у детей эстетические переживания от восприятия красоты деревьев в разное время года.

 Выявление совместно с детьми возможных вариантов рисования лиственных и хвойных деревьев (ствол и крона).

Словарная работа:

    Берёза,  березовая роща, , дуб, дубрава,   сосна, сосновый бор,

   лиственный лес,  хвойный лес, смешанный лес, аллея,  листопад.

   Береза,клён, рябина, тополь, ива

   Части дерева: ствол, ветки, листья, почки, побеги.

3 станция - «Здоровье» - проведение экологических подвижных игр, физкультминуток,  досуга - представление возможности для  психологической разгрузки. 

4  станция «Волшебная поляна»  - место для интересного проведения мероприятий объединяющих детей и педагогов   общими интересами для получения новых знаний о родном крае:

 -НОД

- Познавательное чтение (помощь родителей в нахождении доступной

  для  детей литературы);

- Чтение художественной литературы;

- Рассказывание легенд о деревьях. Создание сказок

5 .Опытно –экспериментальная площадка  для узучения растений,  воды, воздуха,  почвы.  Развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир

- на  участке  (частично в группе)

- в  песочнице.

3 Этап –заключительный

  • Выставка рисунков «Планета Земля в опаснсти»- сотворчество детей и родителей
  • Продуктивная деятельность:

- изготовление альбома  наблюдений;

     •    Викторина   - старше-подготовительная  группа

     .

Предметная область

Межпредметный  проект  («Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Физическая культура», «Социализация»)

 Техническое оснащение

•Интерактивная доска,ноутбук.

Литература

 1.Журавлева Л.С. Солнечная тропинка – М, 2006.

 2.Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». – М., 1986. - №5.

 3.Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.

 4.Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях /С.Н.Николаева. – М.: Новая школа, 1993.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: 1998.

5.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.– М., 2003.

6.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. /Н.А.Рыжова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

7.Рыжова Н.А. Я и природа.– М., 1996.

8.Энциклопедия Почемучки \ Под ред. Кутузова С.М. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологическая тропинка нашего детского сада»

Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы...

Проект "Экологическая тропинка нашего детского сада"

Долгосрочный проект ориентирован на детей младших, средних, старших и подготовительных групп, их родителей и педагогов ДОУ....

«Экологическая тропинка нашего детского сада»

Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны; Изучение детьми объе...

Проект «Экологическая тропинка нашего детского сада»

Актуальность: В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению э...

Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.

В презентации раскрывается  понятие " Экологическое пространство",виды  пространств и т.д...

Проект «Экологическая тропинка нашего детского сада»

Название проекта:«Экологическая тропинка нашего детского сада»Подготовила:  Воспитатель первой квалификационной категории Прокурова Людмила Антоновна.Проблемная ситуация:...