План работы по самообразованию.Тема «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobr-e_2016-2017.docx | 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ручеёк»
План работы по самообразованию
воспитателя старшей разновозрастной группы – Безносенко О.В
Тема «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К.Е.Тимирязев
Пояснительная записка
Тема «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» по самообразованию выбрана мною не случайно. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Так же в 2016 – 2017 учебном году мы провели проект по теме «Мы маленькие
волшебники» и отметили для себя, что детей очень заинтересовала эта тема.
Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и
экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих
опытов. На педагогическом семинаре по данной теме, который проходил на базе
нашего детского сада педагоги, занимающиеся этой темой в работе с детьми, как
дополнительной образовательной деятельностью, поделились своим опытом.
Показали мастер-класс по проведению некоторых интересных опытов и
экспериментов. Где я подчеркнула для себя некоторую информацию. Из всего
вышеперечисленного могу сказать, что в течении учебного года и
общеобразовательного процесса к сожалению не всегда хватает времени для
более углубленного изучения какого либо дополнительного материала.
Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Актуальность темы
Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.
Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Но для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий:
- проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
- нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
- объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
- не оставлять вопрос без внимания;
- радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.
Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Педагог:
- Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме
- Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста
- Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
- Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей
- Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
- Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников
- Разработать консультации и памятки для родителей
- Подготовить и провести семинар-практикум для родителей.
Дети:
- Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
- Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
- Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
- Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
- Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Формы работы:
- Совместная деятельность взрослого и ребенка
- Самостоятельная деятельность детей
- Наблюдения
- Чтение художественной литературы
- Изобразительная деятельность
- Трудовая деятельность
Сотрудничество с семьёй:
- Консультация «Знакомим детей царством цветов»
- Участие родителей в фотовыставке «Экспериментируем дома» Развлечение «Волшебная страна»
- Индивидуальные беседы.
- Выпуск буклетов
- Памятки
- Участие в проектах
1 этап – теоритический
Учебный год | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
Подбор методической литературы по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
| Сентябрь Октябрь | Подобрана методическая литература | |
Памятка для родителей по развитию любознательности | |||
Ознакомление с методическим пособием «Организация опытно экспериментальной работы в ДОУ» под редакцией Н.В. Нищева выпуск 1, выпуск 2
Планирование работы в разных возрастных группах | Ноябрь Декабрь Январь | ||
Ознакомление с перспективным – тематическим планированием опытно – экспериментальной деятельности
| Февраль Март Апрель | ||
Консультация для педагогов
| Апрель | ||
Оформление буклета для родителей
| Май | Буклет оформлен |
2 этап - практический | Сроки выполнения | Результат | |
Составление перспективно – тематического планирования опытно – экспериментальной деятельности
| 1 квартал |
| |
Оформление картотеки по ОЭД | |||
| 2 квартал | фотоотчёт | |
| 1 квартал | Разработаны конспекты НОД | |
НОД «Удивительное мыло» | октябрь | Диплом 2 место Воспитатель. РУ. | |
на тему «Удивительное мыло» | 2 квартал декабрь | фотоотчет | |
| |||
«Удивительные льдинки» | Январь-февраль | ||
«Удивительные льдинки» в форме презентации | февраль | Проект защищен на педсовете | |
«Удивительные льдинки» | март | Опубликована на сайте МААМ | |
на тему «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» | апрель | Презентация | |
«Значение ОЭД в развитии ребенка» | май | Консультация подготовлена | |
| 4 квартал июнь июль август | Фотоотчёт в форме презентации |
2018/19 | 3 этап - заключительный | Сроки выполнения | Результат |
| сентябрь - апрель | ||
«Белый снег пушистый В воздухе кружится» | декабрь январь | ||
«Белый снег пушистый В воздухе кружится»» в форме презентации | февраль | Проект защищен на педсовете | |
«Белый снег пушистый В воздухе кружится» | 3 квартал | Опубликована на сайте МААМ | |
на тему «Как мы работали над проектом «Белый снег пушистый В воздухе кружится» | март | Стенгазета оформлена | |
«Луковичные барышни» | февраль | фотоотчёт | |
| 3 квартал март | Опубликована на сайте МААМ | |
«Познавательная активность ребенка» | апрель | Проведена на мини педсовете | |
| апрель | фотоотчёт | |
| май | фотоотчёт | |
Собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования. | май | ||
«Волшебная лаборатория» | 4 квартал | конспект НОД | |
Выводы: | 1.Продолжить работу с детьми по теме. 2.Корректировка планов. 3.Работа с литературой | в течении года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка «Весёлая мозаика» (познавательно-исследовательская и художественно-творческая деятельность) на 2012 – 2013 учебный год
Вариативная часть ООП ДОУ (дополнительное образование)...
План работы с педагогами по познавательно – исследовательской деятельности.
Данная разработка плана предназначена для работы с педагогами по познавательно - исследовательской деятельности...
Перспективный план работы по экспериментальной и познавательно - исследовательской деятельности детей средней группы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 69»ЭМР Саратовской областиул. Маршала Василевского А.М., д.69 413124, г. Энгельс, Саратовская область,те...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в младшем возрасте».
Актуальность: Ребёнок раннего возраста активно познает мир. Эффективным методом познания окружающей действительности является экспериментирование.Я обратила внимание на то, что познавательная активнос...
План работы по самообразованию. Тема: «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования
данный материал будет полезен воспитателям старшей группы...
План по самообразованию Тема самообразования: «Познавательно-исследовательская деятельность» детей старшего дошкольного возраста. на период с 2022 -2023.
Цель работы по теме самообразования: создание условий для формирования основного целостного мировидениядетей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. ...