План работы по самообразованию.Тема «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Безносенко Оксана Валентиновна

 

 

 

Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к  новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr-e_2016-2017.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ручеёк»

План работы по самообразованию

воспитателя старшей разновозрастной группы – Безносенко О.В

Тема «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

 и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

 кто такой школы не прошел.

                    К.Е.Тимирязев

 

Пояснительная записка

Тема «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» по самообразованию выбрана мною не случайно. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Так же в 2016 – 2017 учебном году мы провели проект по теме «Мы маленькие

волшебники» и отметили для себя, что детей очень заинтересовала эта тема.

Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и

экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих

опытов. На педагогическом семинаре по данной теме, который проходил на базе

нашего детского сада педагоги, занимающиеся этой темой в работе с детьми, как

дополнительной образовательной деятельностью, поделились своим опытом.

Показали мастер-класс по проведению некоторых интересных опытов и

экспериментов. Где я подчеркнула для себя некоторую информацию. Из всего

вышеперечисленного могу сказать, что в течении учебного года и

общеобразовательного процесса к сожалению не всегда хватает времени для

более углубленного изучения какого либо дополнительного материала.

Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более  углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и  методов  обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

 

Актуальность темы

Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к  новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.

Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.  И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. 

Но для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий:

  • проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
  • нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
  • объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
  • не оставлять вопрос без внимания;
  • радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.

Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. 

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

 Задачи:

Педагог:

  • Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме
  • Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста
  • Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
  • Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей
  • Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
  • Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников
  • Разработать консультации и памятки для родителей
  • Подготовить и провести семинар-практикум для родителей.

Дети:

  • Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
  • Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
  • Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);
  • Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
  • Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
  • Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

Формы работы:

  • Совместная деятельность взрослого и ребенка
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Наблюдения
  • Чтение художественной литературы
  • Изобразительная деятельность
  • Трудовая деятельность

Сотрудничество с семьёй:

  • Консультация «Знакомим детей царством цветов»
  • Участие родителей в фотовыставке «Экспериментируем дома» Развлечение «Волшебная страна»
  • Индивидуальные беседы.
  • Выпуск буклетов
  • Памятки
  • Участие в проектах

1 этап – теоритический

Учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

Подбор методической литературы по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»

  • Изучение содержание программы по данной теме.
  • Нормативно-правовое обеспечение программы
  • Изучение актуальности темы.
  • Изучение рекомендации к организации работы.

Сентябрь

Октябрь

Подобрана методическая литература

Памятка для родителей по развитию любознательности

Ознакомление с методическим пособием «Организация опытно экспериментальной работы в ДОУ» под редакцией Н.В. Нищева выпуск 1, выпуск 2

  • Организация исследовательской деятельности в ДОУ
  •  «Детское экспериментирование – средство познавательного развития дошкольника»
  • «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»
  •  «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
  • «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ

Планирование работы в разных возрастных группах

Ноябрь

Декабрь

Январь

Ознакомление с  перспективным – тематическим планированием опытно – экспериментальной  деятельности

  • Средняя группа
  • Старшая группа

Февраль

Март

Апрель

Консультация для педагогов

  • «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»

Апрель

Оформление буклета для родителей

  • «Опыты и эксперименты с веществами и материалами в летний период» сделать

Май

Буклет оформлен

2 этап - практический

Сроки выполнения

Результат

Составление  перспективно – тематического планирования опытно – экспериментальной  деятельности

  • Средняя группа
  • Старшая группа

1 квартал

 

Оформление картотеки по ОЭД

  • Проведение опытов и экспериментов
  • «Игры  с водой и песком. Это интересно!»
  • «Белый снег пушистый»
  • «Что тяжелее вата или камень»
  • «Изучаем листья фиалки»

2 квартал

фотоотчёт

  • Разработка НОД
  • «Удивительное мыло»
  • «Что могут рассказать камни»

1 квартал

Разработаны конспекты НОД

  • Публикация в социальной сети работников образования

НОД  «Удивительное мыло»

октябрь

Диплом 2 место Воспитатель. РУ.

  • Проведение открытого занятия для воспитателей и родителей

на тему «Удивительное мыло»

2 квартал

декабрь

фотоотчет

  • Опыты эксперименты «Сеем семена укропа и петрушки»

  • Создание проекта

«Удивительные льдинки»

Январь-февраль

  • Защита проекта на педагогическом совете

«Удивительные льдинки»  в форме презентации

февраль

Проект защищен на педсовете

  • Публикация на сайте презентации

«Удивительные льдинки»

март

Опубликована на сайте МААМ

  • Мастер – класс для педагогов

 на тему

 «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

апрель

Презентация

  • Консультация для педагогов

 «Значение ОЭД в развитии ребенка»

май

Консультация подготовлена

  • Проведение опытов и экспериментов
  • Приключение песчинки»,
  • «Куда исчезает вода после дождя»,
  • «Что такое почва и для чего она нужна»,
  •  «Воздух-невидимка»

4 квартал

июнь

июль

август

Фотоотчёт в форме презентации

2018/19

3 этап - заключительный

Сроки выполнения

Результат

  • Оформление опыта работы педагогической деятельности

сентябрь - апрель

  • Создание проекта

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится»

декабрь

январь

  • Защита проекта на педагогическом совете

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится»» в форме презентации

февраль

Проект защищен на педсовете

  • Публикация на сайте презентации

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится»

3 квартал

Опубликована на сайте МААМ

  • Оформление сненгазеты для родителей

на тему «Как мы работали над проектом «Белый снег пушистый

В воздухе кружится»

март

Стенгазета оформлена

  • Опыты эксперименты с луком

«Луковичные барышни»

 февраль

фотоотчёт

  • Публикация в социальной сети работников образования  детских работ в соавторстве с педагогом «Луковичные барышни»

3 квартал март

Опубликована на сайте МААМ

  • Консультация

«Познавательная активность ребенка»

апрель

Проведена на мини педсовете

  • Разработка и проведение НОД
  • Как веточка берёзы весну встречала»,
  • «Дружит ли семечко фасоли с водой?»).
  • «Как сделать сок из фруктов»

апрель

фотоотчёт

  • Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
  • Фотовыставка «Экспериментируем дома».
  • Выпуск буклета  «Экспериментируем дома».

май

фотоотчёт

  • Публикация

 Собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

май

  • Игра – КВН для детей и родителей

«Волшебная лаборатория»

     4 квартал

конспект НОД

Выводы:

1.Продолжить работу с детьми по теме.

2.Корректировка планов.

3.Работа с литературой

в течении года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с педагогами по познавательно – исследовательской деятельности.

Данная разработка плана предназначена для работы с педагогами по познавательно - исследовательской деятельности...

Перспективный план работы по экспериментальной и познавательно - исследовательской деятельности детей средней группы.

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение«Детский сад   № 69»ЭМР Саратовской областиул. Маршала Василевского А.М., д.69 413124, г. Энгельс, Саратовская область,те...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в младшем возрасте».

Актуальность: Ребёнок раннего возраста активно познает мир. Эффективным методом познания окружающей действительности является экспериментирование.Я обратила внимание на то, что познавательная активнос...

План работы по самообразованию. Тема: «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает...

План по самообразованию Тема самообразования: «Познавательно-исследовательская деятельность» детей старшего дошкольного возраста. на период с 2022 -2023.

Цель работы по теме самообразования:  создание условий для формирования основного целостного мировидениядетей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. ...