«Угощение для Карлсона»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Андриянова Ольга Ивановна

Научить детей сравнивать два  вещества  используя экспериментальную деятельность и распознавать их по определённым свойствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Конспект

                     организованной образовательной  

                 деятельности образовательной области

                             «Познавательное развитие»

                        Тема: «Угощение для Карлсона» 

Цель: Научить детей сравнивать два  вещества  используя экспериментальную деятельность и распознавать их по определённым свойствам.

Задачи:

образовательные: побуждать детей ставить цель, планировать работу. Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

развивающие: развивать интерес детей к экспериментальной деятельности через сравнение и опыт.  Развивать мыслительную активность, воображение, тактильное восприятие . Активизировать слова: форма, цвет, величина, вкус, обогатить словарь детей словами: вещество, кристаллики.

воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность. Соблюдать правила безопасности.

. Оборудование на каждого ребёнка:  два стаканчика, две чашечки с веществами, лупа, чёрная бумага, ложка, эмблемы.

Методы и приёмынаглядные, словесные, практические.

Ход занятия:

Дети входят в группу,  воспитатель обращает внимание детей на гостей и предлагает  им поздороваться с ними и  друг с другом.

Встанем рядышком по кругу,

Скажем  «Здравствуйте» всем и друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «привет» и «Добрый день».

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся –

Дети: - «Доброе утро»

Воспитатель: - Здравствуйте, мои дорогие

                            И маленькие и большие!

 

Затем дети слышат чей-то плач, обернувшись, видят мальчика.

 Воспитатель: Ты кто и что случилось, почему ты плачешь?

Малыш:  Я Малыш, а плачу я, потому что не знаю, что мне делать. Я в гости пригласил Карлсона, который живёт на крыше и хотел угостить его вкусными конфетами. А когда стал их делать, то обнаружил, что сахар и соль у мамы в одинаковых баночках. Вот теперь я и не знаю, как мне быть, как их распознать.

Воспитатель:  Ребята, а давайте поможем  Малышу.  Ведь мы как раз сегодня собирались проводить опыты. Малыш, ты согласен принять от нас помощь? (Да)  Ну, тогда я вас всех приглашаю в нашу мини-лабораторию, но сначала давайте вспомним правила поведения и работы.

- Соблюдать тишину, не выкрикивать, а поднимать руку;

- без разрешения  ничего не трогать;

-  после работы всё убирать на место;

Воспитатель: А сейчас ,ребята, я превращу вас в юных экспертов. Закрываем глазки и считаем до пяти.(я в это время детям надеваю эмблемы).

Приглашаю всех в мини-лабораторию.

Дети и Малыш   присаживаются за столы,  на которых разложены вещества и инвентарь.

Воспитатель:  Ребята, и так, что же мы сегодня будем делать?

Дети:  Мы будем распознавать сахар и соль.

Воспитатель: А как мы может это сделать?

Дети: Провести исследования.

Воспитатель:  Правильно,  для этого мы должны провести несколько опытов.

Опыт № 1.

Ребята, посмотрите у вас в чашечках два вещества, в одной -  соль, в другой – сахар. Просто глядя на них,  по внешнему виду, мы можем определить,  где что?  Что вы можете сказать о цвете этих веществ?  (белого цвета)

 Вывод:  по цвету они одинаковые

Опыт № 2.

Ребята, а может быть их можно отличить по запаху, как вы думаете, они чем-нибудь пахнут,  давайте проверим. (Дети нюхают вещества, делают вывод )Вывод: вещества  имеют разный  запах  (соль  № 1 - не пахнет, сахар № 2 -  пахнет )

Опыт № 3.

А теперь аккуратно потрогайте вещества пальчиками. Что они вам напоминают? (песчинки)

Воспитатель:  эти песчинки называются кристаллами.

Кристалл-это твердое состояние вещества, он имеет определённую форму и определённое количество граней. Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и различаются размерами. В природе очень  много  веществ, которые образуют кристаллы.  Вода одно из самых распространённых.

Ребята,  сейчас мы рассмотрим частицы этих веществ и узнаем одинаковой ли они формы.  Положите несколько кристаллов этих веществ на черную бумагу, возьмите лупу и рассмотрите эти вещества в увеличительное стекло. Одинаковые или разные кристаллы  по форме? На что похожи одни частицы? А другие? (ответы детей).

Воспитатель: Верно,  кристаллы   одного вещества похожи на кубики, а другого на кирпичики. Что можно сказать об их величине? (ответы детей).

Вывод:  по форме  и по размеру  они разные.

Опыт № 4.

 Ребята, а если эти вещества добавить в воду, как  вы думаете, что с ними произойдёт?

Дети: они растворятся. 

Воспитатель: А что растворится быстрее? А давайте проверим ваши предположения, дети выполняют опыт самостоятельно. Вывод: вещества хорошо растворяются.

Опыт № 5.

Дети,  я знаю, что вы все  пробовали эти вещества, а  какие  они  на вкус? (сахар –сладкий, соль – солёная)

Ребята, а теперь давайте попробуем водичку сначала из одного стаканчика, а потом из другого. Какая водичка на вкус в первом стаканчике, а во втором?

Вывод: в чашечке № 1 находится соль, а в чашечке № 2 – сахар.

 Малыш:  Я  понял, всё очень  легко, мне нужно было просто попробовать  эти вещества на вкус!

Воспитатель:  Ребята, именно на  этом свойстве и основано  использование  этих веществ в жизни человека.   Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру.  Выходите ко мне и вставайте в круг, я буду вам называть блюда, а вы будете, если в это блюдо добавляют соль – топать, если сахар – хлопать.

Физминутка:  Игра «Солёное- сладкое»

Компот-

 Суп-

Жареный картофель-

Кисель-

Варенье-

Котлеты-

Конфеты-

Чай-

Молоко-

Пельмени-

Квас-

омлет-

пирожное-

рыба жареная-

лимонад- 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете,  откуда  человек берет соль и сахар? (дети высказывают предположения, затем воспитатель приглашает детей на просмотр презентации по производству сахара и соли.(зрительная гимнастика).

- Соль добывают из недр земли – это полезное ископаемое, природный минерал, а сахар – продукт человеческой деятельности, его  получают промышленным способом из сахарной свеклы или сахарного тростника.  Сахар из свёклы  белого цвета, а из тростника – коричневый.  Как  вы думаете, сегодня  мы экспериментировали, с каким сахаром?

- Дети, а вы знаете, сахар обладает ещё одним очень интересным свойством. На этом свойстве и основано изготовление тех самых конфет- леденцов, которые так любит Карлсон. Кто-то из вас догадался, о каком свойстве я говорю? Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если соль и сахар нагреть?  (Дети высказывают свои предположения).

Тогда я вас снова приглашаю в лабораторию провести ещё один опыт. Но этот опыт с огнём,  поэтому я проведу его сама, а Малыш мне поможет.

Опыт № 6.

Воспитатель: Малыш, возьми в ложечку немного соли и нагрей её. Что происходит?

А я  возьму немного сахара и тоже нагрею. Что происходит?

Дети:  Сахар плавится.

Воспитатель:  Нагреваю до полного растворения и капаю на тарелочку.  Что произошло с жидким сахаром?

Дети:  Он стал твёрдым.

Воспитатель:  Ну, вот мы с вами и сделали любимые леденцы Карлсона.  Но чтобы леденцы были красивые,  на кондитерских фабриках сахарный сироп разливают в специальные формочки и тогда получаются  леденцы, изображающие разных животных.

Малыш: Ребята,  давайте наш леденец завернём в красивый фантик   и угостим  Карлсона. 

 (Звучит  шум моторчика,  в группу залетает  Карлсон)

Карлсон:  Здравствуйте! Вот ты где. Я пришёл к тебе в гости, а тебя нет дома.  А потом я подумал, и решил, что ты мог пойти в гости к ребятам. Вот я сюда и прилетел. Ой, а что это вы тут делаете?

Малыш:   Мы с ребятами экспериментировали.

Карлсон:  Что значит, экспериментировали, это как?

Воспитатель:  Ребята, расскажите, что мы делали (распознавали соль и сахар).

- Что нового вы сегодня узнали?

- А что мы научились сегодня делать? (леденцы) 

Вот, Карлсон, мы  для тебя сделали твои любимые леденцы (он пробует и хвалит ребят).

Карлсон:  А я тоже прилетел не с пустыми руками, подаёт детям коробочку.

  Воспитатель открывает и достаёт всем по петушку.  Дети благодарят Карлсона.

Карлсон: Ну, а теперь я приглашаю вас всех поиграть.

Воспитатель: Подожди, Карлсон, сначала нам нужно убрать свои рабочие места, а потом можно и поиграть (Дети убирают рабочее место ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логико-математическая игра "Угощения для медвежат"

Данный конспект занятия предназначен для педагогов ДОУ, которые в своей работе углублённо используют логико-математические игры....

Конспект занятия «угощение для Карлсона»

Закреплять чтение слов из четырех букв с пропущенной буквой, умение придумывать слово на определенную букву. Развивать логическое мышление. Упражнять в последовательном назывании дней недели. Закрепля...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Угощение из фруктов для Карлсона"

Расширять представления детей о фруктах, знакомить с продуктом питания - сахар....

Конспект непрерывно образовательной деятельности "Угощение из фруктов для Карлсона"

Конспект построен на задачи помочь герою Карлсону и приготовить ему угощения, дети закрепляют названия фруктов, устанавливают последовательность действий при приготовлениии салата....

Занятие по познавательному развитию с детьми младшей группы «Угощение из фруктов для Карлсона»

занятие для детей младшего дошкольного возраста по ознакомлению с фруктами и способами приготовления из них блюд. а также направлено на воспитание ответственности за порученое дело....

"Угощение для Карлсона"

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе "Угощение для Карлсона"...

НОД по ФЭМП "Угощение для Карлсона"

НОД по познавательному развитиюво второй младшей группе «Чебурашка»Тема: «Угощение для Карлсона».Воспитатель: Глебко С. В.Цель: Упражнять детей в использовании м...