« Друзья из Простоквашино»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Корчагина Анна Александровна

 

Направление образования и развития (образовательная область): Познавательное развитие.

 

Цель: Уточнить и расширить знания детей о рыбах; дать представления об осетре. Закрепить знания о бережном отношении к экологии. Развивать фантазию, воображение.

 

Задачи:

 

Образовательные: закрепить у детей навыки счёта в пределах 5; формировать представление детей о рыбах, как о живых существах, живущих в воде. Расширять и активизировать словарный запас: чешуя, плавники, жабры.

 

Развивающие: развивать творческую фантазию детей, совершенствовать технические приёмы исполнения; развивать навыки коммуникативного общения.

 

Воспитательные: вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоёмах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой. Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, чувства взаимопомощи, умение трудиться, положительный эмоциональный отклик в ходе изучения нового материала.

 

Виды детской деятельности:

 

Игровая

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Продуктивная

Чтение (восприятие) художественной литературы

Музыкально – художественная

Двигательная

 

Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, решение проблемных ситуаций, физкультурная минутка.

 

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

 

Методические приёмы: мотивация, показ, объяснение, напоминание, вопросы – ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostokvashino.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: « Друзья из Простоквашино»

Возраст: 4-5 лет (средняя группа)

Направление образования и развития (образовательная область): Познавательное развитие.

Цель: Уточнить и расширить знания детей о рыбах; дать представления об осетре. Закрепить знания о бережном отношении к экологии. Развивать фантазию, воображение.

Задачи:

Образовательные: закрепить у детей навыки счёта в пределах 5; формировать представление детей о рыбах, как о живых существах, живущих в воде. Расширять и активизировать словарный запас: чешуя, плавники, жабры.

Развивающие: развивать творческую фантазию детей, совершенствовать технические приёмы исполнения; развивать навыки коммуникативного общения.

Воспитательные: вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоёмах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой. Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, чувства взаимопомощи, умение трудиться, положительный эмоциональный отклик в ходе изучения нового материала.

Виды детской деятельности:

Игровая

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Продуктивная

Чтение (восприятие) художественной литературы

Музыкально – художественная

Двигательная

Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, решение проблемных ситуаций, физкультурная минутка.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методические приёмы: мотивация, показ, объяснение, напоминание, вопросы – ответы.

 

Предварительная работа: беседа с детьми о рыбе, их образе жизни, разучивание стихотворений.

Создание среды для организации и проведения НОД, оборудование, материалы:    игрушка Галчонок, оформление интерьера согласно тематике – картины с изображением речных рыб, мультимедийный проектор, экран, слайды; музыкальное сопровождение –

Две колбы, вода, ватные диски, воронка. Имитация мусора, песок. Шарики – орбис разноцветные, цветные круги на липучка, многофункциональный планшет – липучка, цветные шерстяные нити, рыбки из фетра.

Критерии оценки деятельности на занятии:

Дети

    - активное участие в ходе НОД;

    - проявление самостоятельности и фантазии;

    - эмоциональное реагирование;

    - проявление интереса к познанию.

Педагог

    - Одобрение детей.

    - Похвала детей за усердие, желание выполнять задание.

Ожидаемый результат: дети считают в пределах 5, расширили знания о рыбах.

План НОД

  1. Вводная часть

Эмоциональный настрой

Создание проблемной ситуации

   2. Основная часть

Просмотр кадров из мультфильма

Просмотр слайдов о НИИ

Закрепление понятия «столько, сколько»

Эксперимент с водой

Изучение водорослей под микроскопом

Сортировка предметов по их составу

Пальчиковая гимнастика

Ниткография «Солнце»

Работа с планшетом – липучка.

3. Заключительная часть

Подведение итогов

Длительность НОД

20 мин.

Примерное содержание

непрерывной образовательной деятельности

Этап

образовательной

деятельности

Организация

рабочего

пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-

педагогические

условия задачи

1. Вводная часть

       

        Создание

проблемной

         ситуации

2. Основная часть

Появление игрушки Галчонка.

Герои мультфильма  «Простоквашино» Шарик и почтальон Печкин рассуждают об отсутствии рыбы осетра в реке Волга на экране мультимедиа.

Слайды мультимедиа с экскурсией детей в НИИ рыбного хозяйства.

Фото НИИ на слайде мультимедиа

Планшет – липучка и круги разных цветов.

Три ёмкости для разного вида мусора, имитация мусора, песок, сито, короб с песком.

Две колбы, с чистой и грязной водой, ватные диски, воронка.

Микроскоп.

Проекция на мультимедийном экране грязных водорослей и чистых.

Планшеты для пальчиковой гимнастики.

Планшет – липучка, шерстяные нити жёлтого цвета.

Рыбки из фетра, большой планшет - липучка, нитки для ниткографии зелёного цвета – водоросли.

Вам понравилось работать в нашей мини лаборатории? Что понравилось больше? Что вы узнали нового? Чем мы с вами занимались?

- Здравствуй, солнце золотое!

- Здравствуй, небо голубое!

- Здравствуй, маленький дубок!

- Здравствуй, в поле ветерок!

- Здравствуй, утро!

- Здравствуй, день!

- Нам здороваться не лень!

Галчонок: - «Тук-тук-тук!!! Это группа «Знайки»? Очень долго я вас искал в надежде на помощь! Посмотрите, что происходит сейчас в нашей деревне «Простоквашино».

Шарик: - «Ты откуда путь держишь, Печкин?» Печкин: - «Из Саратова.

Герб их видел красивый с изображением рыбы осётр. Только сколько на рыбалку не ходил, так она мне и не попалась. Ты не знаешь, Шарик, а у нас в Волге водится осётр?

Шарик: - «Я сейчас это проверю!» Ныряет на дно реки. В разговоре с бобром выясняет, что такой рыбы давно не водится в реке Волга из-за плохой экологии!

В споре дядя Фёдор, Шарик и Матроскин решают заняться разведением осетра, но не знают с чего начать!

- Это не проблема, т.к. в нашем городе есть НИИ, который занимается разведением и  выращиванием рыбы. Наши дети были на экскурсии в институте и могут поделиться впечатлением.

Мы решили вместе с НИИ заключить согласие и создать на базе нашего детского сада мини лабораторию по выращиванию мальков осетра!

- Для того, чтобы рыба жила в реке и не погибала, что для этого нужно?

Ребята, чему эти стихи нас учат?

Приступим, ребята, к работе в нашей мини лаборатории?

С чего начнём?

Перед вами икринки каких цветов?

На планшете положите столько кругов красного цвета, сколько икринок этого же цвета вы видите!

Повторить действие с другими цветами.

Икринки готовы. Мы их уберём в специальные контейнеры.

Что будем делать дальше для создания благоприятных условий жизни рыбы?

Молодцы, ребята! Очистили вы водоём от мусора.

В какой воде будет комфортно жить рыбам? (Проведение эксперимента с водой по её очищению)

А что будет насыщать кислородом воду, чтобы рыбы могли дышать?

Рассмотрите в микроскоп водоросли грязные и чисты! В чём отличие?

Не пора ли нам всем встать, наши пальчики размять?

Рыбки весело плескались в чистой, тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То закружатся в воде.

Рыбки плавают в водице.

Рыбкам весело играть.

Рыбки, рыбки, озорницы.

Кто сумеет вас поймать?

Чтобы рыбе было тепло, светло кто поможет?

Чтобы солнышко тепло дарило, землю, воду прогревало, его нам нужно изобразить на планшете!

Ну что, ребята, подготовили мы свой водоём к запуску мальков!

Пойдёмте посмотрим, во что превратились икринки!?

Давайте все дружно выпустим их в реку!

Посмотрите, ребята, соответствует ли количество рыб количеству икринок определённого цвета, которые мы с вами складывали?

Возьмите каждый по одной рыбке и разместите её на планшете – липучке, нашей воображаемой реке.

Дети стоят в кругу, выполняют упражнение:

1. Поднимают вверх руки, сцепленные друг с другом в форме круга.

2. Вытягивают вперёд руки ладонями вперёд. Разводят в стороны.

3. Приседают на корточки.

4. Обмахивают лицо ладонями.

5. Поворот вправо. Руки вперёд.

6. Поворот влево. Руки вперёд.

7. Руки к груди. Движение головой – «отрицание».

Дети стоят в центре группы.

Дети находятся перед экраном мультимедиа.

Рассказ детей о том, как они видели процесс запуска мальков в воду.

Нужна чистая экология (чистый воздух, вода, много зелёных деревьев, отсутствие мусора).

Чтение стихов.

Давайте, дошколята,

Природу охранять!

О ней ни на минуту

Не надо забывать.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улице бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай!

Бережному отношению к природе.

Да.

Подготовим икринки.

Жёлтые, синие, красные.

Почистим берег от мусора. Рассортируем его: бумага, стекло, пластик.

Чистой, прозрачной. А для этого нужны на водоёмах фильтровальные установки.

Зелёные водоросли.

Клетки, из которых состоят водоросли. У грязных водорослей закупорены. Значит кислород не выделяют.

Выполняют движения по показу воспитателя.

Солнце!

(Дети самостоятельно изображают при помощи жёлтых ниток солнышко на планшете)

Из икринок появились мальки.

Благодаря нам река чистая и насыщена кислородом.

Ответы детей.

Создание условий для психологического комфорта в группе:

обеспечение интереса и эмоциональности детей.

Создание условий на развитие внимания.

Создание условий для активизации внимания.

Условия для  развития и стимулирования речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для развития познавательной активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Условия для развития познавательной активности

Тема НОД: « Милой России промыслы славные

                       На века сохранить – для нас это главное!»

Возраст: 4-5 лет (средняя группа)

Направление образования и развития (образовательная область): Художественно – эстетическое развитие.

Цель: Обобщить знания детей о русском народном декоративно – прикладном искусстве. Закрепить умение различать его виды (гжель, хохлома, матрёшка).  Развивать фантазию, воображение.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

2. Различать виды народного декоративно - прикладного искусства.

3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках росписей.

4. Различать и называть изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (матрёшка) разделочные доски, посуда (гжель, хохлома).

Различать материалы народных промыслов  (дерево, глина).

Развивающие:

1. Развивать речь, память, мышление.

2. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

3. Развивать творческие способности.

Воспитательные: Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, народным традициям.

Виды детской деятельности:

Игровая

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Продуктивная

Чтение (восприятие) художественной литературы

Музыкально – художественная

Двигательная

Формы реализации детских видов деятельности: изобразительная, решение проблемных ситуаций, физкультурная минутка.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методические приёмы: мотивация, показ, объяснение, напоминание, вопросы – ответы.

 

Предварительная работа:

Знакомство с народными промыслами и историей их  появления,чтение книг, рассматривание иллюстраций, предметов, игрушек. Знакомство с декоративными приемами рисования. Заучивание стихов, потешек.

Создание среды для организации и проведения НОД, оборудование, материалы: предметы народного декоративно -прикладного искусства (хохломская и гжельская посуда, матрёшки), герой «Петрушка», три картинки с изображением вазы «гжель», тарелки «хохлома», матрёшки, разрезанные на три части, многофункциональные планшеты – липучки, элементы декоративных росписей, аудиозапись русской народной музыки.

Критерии оценки деятельности на занятии:

Дети

    - активное участие в ходе НОД;

    - проявление самостоятельности и фантазии;

    - эмоциональное реагирование;

    - проявление интереса к познанию.

Педагог

    - Одобрение детей.

    - Похвала детей за усердие, желание выполнять задание.

Ожидаемый результат: дети легко различают виды росписей, знают отличительные особенности и главные элементы.

План НОД

  1. Вводная часть

Эмоциональный настрой

Создание проблемной ситуации

   2. Основная часть

Просмотр кадров из мультфильма

Просмотр слайдов о НИИ

Закрепление понятия «столько, сколько»

Эксперимент с водой

Изучение водорослей под микроскопом

Сортировка предметов по их составу

Пальчиковая гимнастика

Ниткография «Солнце»

Работа с планшетом – липучка.

3. Заключительная часть

Подведение итогов

Длительность НОД

20 мин.

Программные задачи:

1. Познавательные:

-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и т.д.

-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;

-приобщать детей к истокам русской народной культуры.

2. Социально-коммуникативные:

-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.

3. Речевые:

-активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка»,«Гжель»«Хохлома»«Городецкая игрушка»«Матрешка».

4. Художественно-эстетические:

-способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

-вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих матрешек.

5. Физические:

-развивать мелкую моторику рук.

Цель: закрепление знаний характерных признаков народных промыслов(гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписи)

Задачи:

Образовательная

1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках росписей, традициях.

4. Различать и называть изделия народных промыслов в повседневной жизни:народные игрушки (Дымка, посуда (Хохлома, Гжель, разделочные доски (Гродец, подносы (Жостово) и их характерные особенности.

5. Различать материалы народных промыслов (дерево, глина, жесть, фарфор).

Развивающая:

1. Развивать речь, память, мышление.

2. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

3. Развивать творческие способности.

Воспитательная:

1. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству,народным традициям.

Виды деятельности:

изобразительная, конструктивная, творческая, игровая

Формы реализации детских видов деятельности:

изготовление продукта детского творчества, дидактическая игра, решение«проблемной» ситуации, физкультурная минутка

Формы организации:

Групповая, подгрупповая, индивидуальная

Материали.

Предварительная работа: Знакомство с народными промыслами и их историей появления.

Чтение книг, рассматривание иллюстраций, предметов, игрушек, лепка дымковских игрушек из глины. Знакомство с декоративными приемами рисования. Заучивание стихов, потешек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Друзья из Простоквашино

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим....

Конспект театрализованного представления «Путешествие друзей из Простоквашино»

Театрализованное представление «Путешествие друзей из Простоквашино» для усвоения правил поведения на дороге и вблизи дороги, а так же для знакомства с работой светофора....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Друзья из «Простоквашино»

ldquo;Здравствуйте!” - хорошее, доброе слово. И сказав его, мы желаем человеку здоровья. Куда бы вы ни пришли, в гости к друзьям, в детский сад, в магазин или встретили знакомого человека, перв...

Бадӟым группаысь нылпиослы дышетон ужманеръя конспект Простоквашиное путешествие (Путешествие в Простоквашино)

Материал для педагогов, изучающих удмуртский язык с детьми дошкольного возраста...

Конспект по ОБЖ "Поможем друзьям из Простоквашино"

Пояснительная записка. В дошкольном детстве, когда у ребёнка формируют основы правильного образа жизни и культуры поведения, он должен получить элементарные сведения о правилах безопасного поведе...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОМОЖЕМ ДРУЗЬЯМ ИЗ ПРОСТОКВАШИНО ОТКРЫТЬ СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО»

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «ПОМОЖЕМ ДРУЗЬЯМ ИЗ ПРОСТОКВАШИНО ОТКРЫТЬ СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО»...

«Новый Год в Простоквашино» новогодний утренник в старшей группе по мультфильму «Трое из Простоквашино»

Веселый новогодний музыкальный праздник по мотивам нашего любимого мультфильма "Трое из простоквашино"...