Экология.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Грязнова Татьяна Михайловна

Занятие по Экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Конспект игры- занятия

                                           «Путешествие в лес»

                                                                            Выполнила: Грязнова Т.М.

Цель:

- формировать знания детей о растительном мире через игры экологического характера;

- закрепить знания детей о деревьях, лекарственных растениях;

- показать зависимость всего живого от растительного мира;

- развивать экологическое мышление и экологическую культуру;

- воспитывать  и прививать желание беречь природу.

Предварительная работа:

- чтение литературы о лесе;

- наблюдения на прогулках;

- разгадывание загадок о травах, деревьях;

- рассматривание иллюстраций о растительном мире.

Оборудование:

- модель дерева;

- изображения лекарственных трав;

Словарная работа:

- лекарственные растения

Методические приемы:

- игры экологического характера;

- вопросы поискового характера.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришла телеграмма. Сейчас мы ее прочтем:

“Я хочу вас пригласить на поляне погостить.
Собирайтесь скорее в необычный поход
Ждут вас тайны лесные, вдаль тропинка зовет.
Здесь найдете вы меня,
В добрый путь, смелей друзья”!

Воспитатель: На такое приглашенье нам нельзя ответить нет. Да чтобы в лес попасть, нужно отгадать его тайны. В путь, ребята! И мы узнаем, кто прислал эту телеграмму.

                                              Физминутка

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. А вот и тайны, которые мы должны отгадать.

Тайна 1. Кто главные жители леса (деревья) Самые большие растения.

Что такое дерево? Как оно питается? Что есть у дерева? Что у некоторых деревьев вместо листьев?

Игра “Части дерева” (Дети выкладывают части дерева)

Найдите место, где ствол дерева переходит в корни? А где ветки переходят в ствол? А где ствол переходит в корни? Зачем дереву корни? Что есть на ветках? Почему дерево не падает? Как оно держится?

(Корни поглощают воду и питательные вещества из почвы. Корни удерживают дерево. По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям, цветам и плодам. На ветках есть листья, цветы, плоды.

Листья выделяют кислород. Плоды падают, семена, падая в землю, прорастают)

Тайна 4. Друг за другом вы поспевали,
Деревья правильно одевали.
А сейчас хочу узнать
Что растет в родном краю.

Если это дерево растет в наших лесах – поднимите красную карточку если нет желтую.

Яблоня, груша, малина, ель, облепиха, береза, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин, слива, осина, рябина, платан, дуб, кипарис, тополь, сосна, верба, ель.

Тайна 5. Это тайна посвящается травам. На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Почему травы называются лекарствеными? Как их применять?

Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Узнайте и назовите лекарственные растения и расскажите, чем полезна эта трава.

Подорожник - хорошо лечит, если разобьешь коленки.

Крапива - полезные и вкусные щи, укрепляет волосы. Почему крапива жжется? (Благодаря содержанию муравьиной кислоты в 
«сосудиках» с острым концом. При соприкосновении с кожей острое горлышко отламывается и под кожу попадает кислота.)

Ромашка - если горло заболит.

календула - при простуде.

Зверобой - если обожгли ноги.

Воспитатель: Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Тайна 6.

Чтобы сохранить все растения Земли, нужно знать правила, предлагаю собрать их в виде запрещающих знаков и назвать что они означают.

Игра “ Запрещающий знак”

  1. В природе, в лесу, на лугу нужно стараться ходить по тропинкам, так, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
  2. Нельзя срывать растения с корнем.
  3. Есть редкие растения, в какую книгу они занесены? Почему эта книга красная, а не синяя не зелёная?
  4. Нельзя рубить деревья.
  5. Не ломай ветки деревьев.
  6. Нельзя громко слушать музыку.
  7.  Почему нельзя бросать жвачку? Почему нельзя кормить птиц геркулесовой кашей и геркулесовой крупой? Почему нельзя пугать голубей и других птиц?\

Охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных, потому что в природе все взаимосвязано: не будет животных - исчезнут растения. РИТУАЛ (встали в круг, взялись за рукиакройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать все живое. Откройте глаза.

Входит Лесная Фея:

Здравствуйте мои друзья, я Лесная Фея. Молодцы все мои тайны разгадали. Много вы знаете о растениях.

Запомните, ребята, что когда растение питается, оно выделяет много кислорода. Поэтому на Земле всегда имеется большой запас кислорода, и все это благодаря растениям. Кислородам дышат все живые существа.

Фея: Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились.

Фея: Ну а теперь я хочу с вами поиграть в игру «Знатоки природы» Экологический КВН – это не только увлекательная игра, конкурсы, вопросы, с помощью которых я проверю ваши знания, умения и находчивость, но и новые знания.
Итак, сегодня будут соревноваться команда воспитателей «Спасатели» и команда дошколят «Капитошка». 
Команда «Капитошка» (дети)
Уважаемые знатоки, первый конкурс называется
Конкурс «Занимательные вопросы». Кто знает ответ поднимает руку.
Воспитатели будут поднимать карточку если ответ правильный – желтую, если нет - красную
1. Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)
2. Чем в основном питаются птицы? (Насекомыми.)
3. Сколько лет живут дубы? (300-400лет, до 1000лет)
5. Сколько ног у паука? (Восемь.)
6. Какой самый страшный враг лeca? (Лесной пожар.)
8. Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)
15. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)
1. Пингвин птица или животное? (Птица.)
5. Что делает ёж зимой? (Спит.)
6. Для чего рыбе жабры? (Дышать.)
7. Какие животные носят своих детенышей в сумке? (Кенгуру, коала.)
9. Как называется дом у муравья? (Муравейник.)
12. У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
17. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
20. Какое дерево является символом России? (Береза.)
Ведущий: Молодцы ребята, на все вопросы ответили! А сейчас интересные факты.
-Знаете ли вы, что на свете важнее всего?
(СОЛНЦЕ, ВОДА, ВОЗДУХ, ПОЧВА, РАСТЕНИЕ, НАСЕКОМОЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК, МИКРОБ). 
-Я - солнышко, я самое главное. Всем нужно тепло. 
-Я - вода, я главнее. Без меня вы погибнете от жажды. 
-Я - воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я- самый важный.
-Я - почва, я самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня 
ничего не вырастет.
-Я – растение - земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту. 
-Я - насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян! 
-Я - заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее. 
-Я - хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя. 
-Я - человек. Могу управлять водой и ветром, распахивать землю, посадить 
растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.
-Я - микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я 
главный! 

В природе все важны, все взаимосвязано.
А какие добрые дела можете сделать вы, ребята, чтобы наша Земля стала чуточку краше и чище? (Развесить кормушки, убрать свой двор, посадить деревья, разбить клумбу около подъезда, побелить деревья, рассказать младшим о правилах поведения в природе и т.д.)
- Разгадав все тайны, какой для себя вывод вы сделали?

Что узнали нового?

Молодцы! Я с Вами прощаюсь, закрыли все глаза (переодеваюсь)

Воспитатель: Ой ребятки вы уже здесь! Понравилась игра-путешествие если да поднимите желтые карточки, если нет красные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...