Презентация "Сенсорное воспитание"
презентация по окружающему миру на тему

Оганесян Лидия Сергеевна

В презентации раскрываются понятия и значение сенсорного воспитания в развитии личности ребенка, содержание и условия сенсорного воспитания; ставятся цель и задачи сенсорного воспитания. 

Предлагаются дидактические игры и занятия в системе сенсорного воспитания, дидактические пособия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_sensornoe_vospitanie.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсорное воспитание Оганесян Лидия Сергеевна, методист ГБДОУ №55

Слайд 2

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Слайд 3

1. Понятия и значение сенсорного воспитания в развитии личности ребенка Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова « sensus » - «чувство», «ощущение», «восприятие», Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов «способность ощущения». Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения ( цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным , отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др. ), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы. Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель , М. Монтессори , О. Декроли , Е. И.Тихеева и другие.

Слайд 4

2. Цель и задачи сенсорного воспитания Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

Слайд 5

3. Содержание и условия сенсорного воспитания Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой деятельности. В противном значительно снижается эффект обучения и создаются определенные трудности при решении детьми изобразительных, конструктивных и других задач. В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ .

Слайд 6

Этапы усвоение сенсорных эталонов: 1 этап – предэталонный , происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства. 2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре « Спрячь мышку » дети знакомятся с эталонами формы и т.д. Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме. 3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными».

Слайд 7

Видный отечественный ученый Н.М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания. Отсутствие целенаправленного восприятия искажает представления детей о предмете. Они бывают неопределенными, иногда ошибочными. Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Сенсорная депривация — частичное или полное лишение одного или более органов чувств внешнего воздействия. Самые простые устройства для депривации , такие , как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух , в то время как более сложные устройства могут «отключать» обоняние, осязание, вкус температурные рецепторы и вестибулярный аппарат. Сенсорная депривация используется в нетрадиционной медицине, йоге, медитации , психологических экспериментах (например, с камерой сенсорной депривации), а также БДМС-играх и для пыток и наказаний

Слайд 8

Дидактические игры и занятия в системе сенсорного воспитания. Возраст Общие задачи перцептивного обучения Задачи дидактических игр и занятий Типы заданий Материал Характер педагогического руководства Словарь 0-1 Упражнение анализаторов. Формирование сенсомоторных предэталонов. Формирование предметного восприятия. То же Фиксация и слежение. Дифференцированное хватание. Поиск исчез­нувшего объекта. Крупные, яркие объекты простой формы. Объекты разных форм, размеров из разного материала для хватания. Смена объектов. Организация слежения Обучение дифференцированному хватанию объекта. 1-3 Формирование перцеп­тивных действий с применением ситуативных предметных предэталонов Обучение парным сопоставлениям объектов по их свойствам Выполнение «соотнося­щих» и орудийных предметных действий. Выбор по образцу. Пары геометрических тел и фигур. Объекты всех основных цветов. Игрушки типа башенок, матрешек, вкладок. Разрезные картинки. Парные картинки. Обучение внешним ориентировочным действиям. Создание условий для их интериоризации «Форма, величина, цвет; такой же, похожий; больше, меньше». 3-5 Формирование перцеп­тивных действий с при­менением устойчивых эталонных представ­лений, соответствую­щих общепринятой си­стематизации свойств. Обучение выделе­нию общепринятых эталонов из прочих свойств предметов Группирование объек­тов по «абстрактному» образцу. Игры типа «геометричес­кого лото». Образцы основных геометрических форм, цветов; мерки схемы пространственные отношений. Наборы объектов для группирования. Обучение внешним ориентировочным действиям и двигательном моделированию, создание условий для интериоризации. Названия всех геометрических форм, цветовых тонов, словесное - определение свойств - предметов и основных пространственных от­ношений. 5-7 Формирование перцеп­тивных систем с ис­пользованием систем эталонов. Обеспечение ус­воения связей и отношений между эталонами. Обуче­ние решению сложных познава­тельных задач с применением ряда перцептивных дей­ствий. Поиск заданного эле­мента и определение его места в системе. Построение систем. Преобразование свойств Построение моделей сложных свойств и от­ношений Воссоздание сложных свойств и от­ношений. Игры с использованием сериационных рядов и классификационных матриц. Наборы объектов для классификации и сериации. Геометрическая мозаика. Приспособления для преобразования цветов. Образцы и материа­лы для построения мо­делей и воспроизведе­ния образцов. Обучение рациональным способам движения по системам, использованию образце систем при их построении. Обучение построению и применении моделей. Название всех геометрических форм и цветовых тонов с указанием признака (длинный прямоугольник, - светло-красный цвет), - словесная формулировка результатов обсле­дования предметов.

Слайд 9

Дидактические пособия «Мозаика»

Слайд 10

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия: Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий. Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей в период от 2 до 2 лет 3 месяцев и старше. Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.). Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка (с 2 лет – 2 лет 3 месяцев). Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п. (с 2,5 лет). Активно используют « опредмеченные » слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.) (с 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев). Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски- « кирпичики » или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды). Начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет) (с 2 лет 9 месяцев – 3 лет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...