Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Волшебная водица"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Быкова Елена Николаевна

опытно-экспериментальная деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_o_vode.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» города Алейска Алтайского края.

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе: «Волшебная водица».

                                                                                Разработала воспитатель:

                                                            Быкова Е. Н.

2018 г.

Цель: Способствовать развитию творческой, познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Задачи:

  1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  2. Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
  3. Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире. Познакомить с некоторыми свойствами воды. (безвкусная,  бесцветная, без запаха). Расширить представления детей о необходимости воды для живых организмов.
  4. Воспитывать бережное отношение к воде, коммуникативные качества.

Подготовительная работа:

  1. Беседа о воде.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Отгадывание загадок о воде.
  4. Рассматривание фотографий, иллюстраций, фотографий о воде.
  5. Слушание звуков воды в природе.
  6. Заучивание стихов о воде.
  7. Просмотр мультфильмов: «Беги ручеёк», «Заяц Коська и родничок», «Радуга», «Самый маленький дождик».

Материалы к занятию:

Письмо, ноутбук, видеокамера, серия картинок (ручеёк, река, море, океан). Стакан с водой, пипетка; вырезанная из картона капелька; два комнатных растения, хлорафитума, лейка с водой, мольберт.

  1. На первом столе – 3 стакана с водой, 3 розетки с солью, сахаром, долькой лимона, 3 ложки, 3 соломинки.
  2. На втором столе – кубик, шарик, узкая и широкая банки.
  3. На третьем столе – 3 стакана с водой, гуашь (красная, жёлтая, зелёная), 3 кисти, подставки под кисти.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздароваемся. (дети здороваются).

Воспитатель: - Доброе утро! Я вам говорю!

- Доброе утро! Я всех вас люблю!

- Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться!

(дети и воспитатель берутся за руки)

- Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Стук в дверь. Принесли письмо.

Воспитатель: - Это письмо от детей младшей группы.

- Тут загадка «Меня льют, меня пьют, всем нужна я, кто я такая?» (вода)

- Включите компьютер и посмотрите наше «видеописьмо».

(Дети и воспитатель подходят к ноутбуку и стоя смотрят видеообращение).

- Дорогие ребята, мы очень любим лето. Любим купаться летом в реке, но мы ничего не знаем о воде. Помогите, нам, пожалуйста узнать как можно больше о свойствах воды.

Воспитатель: - Поможем детям узнать о свойствах воды? (Да)

Воспитатель: - Вот сюда мы поставим нашу видеокамеру. Она будет снимать все, что мы будем делать и потом снятый видеоматериал мы отправим детям младшей группы.

Воспитатель: - Ребята, вы знаете откуда берётся вода?

Дети: - Текут ручейки, они впадают в реки, реки в моря, моря в океаны.

(Показ картинок на ноутбуке)

Воспитатель: - Океаны – это самые большие водоёмы на Земле. Кто – нибудь из вас знает, какая на вкус вода в океане? (солёная). Солёную воду мы не пьём, она не утоляет жажду. А вот не солёной воды – которую мы называем пресная, то есть безвкусная, очень мало на земле.

Она находится в реках и озёрах. Если сравнить всё количество воды на Земле со стаканом воды. И в этот стакан воды капнуть из пипетки три капельки, то эти три капельки и будет вся пресная вода на Земле.

(опыт «сколько пресной воды на Земле»).

Воспитатель: - Ребята, а кому нужна вода на земле?

Игра: «Кому нужна вода».

(Дети передают друг другу «капельку» и называют: «вода нужна человеку, птицам, цветам, рыбам, деревьям, грибам, животным и т.д).

Воспитатель: - Значит всем живым существам на Земле, нужна вода. (воспитатель вешает картинку алгоритм на мольберт).

 

- Ребята, посмотрите, у нас на столе стоят два растения. Кто знает, как они называются? (хлорафитум)

- Посмотрите, это растение мы полили, а это забыли полить. Что с ним произошло? (оно завяло, засохло)

- Матвей, возьми лейку и полей его.

- Ребята, пройдите в нашу лабораторию и сядьте за первый стол. Перед вами стоят стаканы с водой. Попробуйте, какая вода на вкус в стаканах?(безвкусная). Понюхайте, имеет ли она запах? (нет).

- Перед вами стоят розетки с разными веществами. Василиса, что в твоей розетке? (сахар).Матвей, в твоей? (соль). Даша, у тебя что в розетке? (долька лимона).

- Возьмите ложку и положите в свой стакан вещество из розетки. Размешайте. Что произошло с вашим веществом? (оно растворилось)

 - Значит сахар и соль растворяются в воде, а долька лимона целая, но сок от лимона смешался с водой.

- Закройте глаза я поменяю ваши стаканы. Откройте глаза. Матвей, попробуй, какая вода у тебя в стакане? (сладкая). Что в неё добавили? (сахар)

- Василиса, попробуй свою воду, какая она на вкус? (кислая). Что в неё добавили? (дольку лимона).

- Даша, какая у тебя на вкус вода? (солёная, в неё добавили соль).

- Ребята, значит вода принимает вкус того вещества, которое в неё добавили. Повторите.

(картинка алгоритм вывешивается на мольберт).

- А сейчас встаньте на ковёр и сделаем пальчиковую игру.

Пальчиковая игра «По воду».

Рассказать, вам, где мы были?(разжимать и сжимать ладони)

К речке по воду ходили (идут пальчиками)

Принесли в ведре водицы (показ ведро)

Чтоб детишкам всем умыться («умываются»)

Вымыть ушки, глазки наши (показ)

И сварить на завтрак каши (мешают указательным пальчиком в ладошке).

- Подойдите ко второму столу в нашей лаборатории (на столе лежат шарик и кубик).

- Какой формы эти предметы? (кубик – квадратный, шарик круглый).

- Давайте посмотрим, имеет ли форму вода?

- Возьмём узкую баночку, наполним её водой.

- Вода приняла форму этой узкой баночки.

- А сейчас перельём эту воду в широкую баночку

- Вода приняла форму широкой баночки.

- Значит, какой мы сделаем вывод?

- Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода не имеет формы.

(На мольберт вывешивается алгоритм).

- А сейчас давайте поиграем в игру: «Что я делаю с водой?»

Воспитатель: - Наливает воду в стакан.

Дети: - Вы налили воду в стакан.

Воспитатель: - Переливает воду из одного стакана в другой.

Дети: - Вы перелили воду из одного стакана в другой.

Воспитатель: - Доливает воду в неполный стакан.

Дети: - Вы долили воду в стакан.

- Ребята, а сейчас перейдите в нашу лабораторию за третий стол.

- Перед вами стаканы с водой. Имеет ли вода цвет? (нет, она бесцветная)

- Перед вами баночки с гуашью разного цвета. Добавьте гуашь в ваш стакан с водой, какая у вас стала вода? (красная, жёлтая, зелёная).

- Какой делаем вывод?

- Вода изменяет свой цвет, на цвет того вещества, которое в неё добавили.

(На мольберт вывешивается алгоритм).

- Молодцы, подойдите к мольберту.

- Передавая «капельку» скажите, как человек использует воду?

Дети: - Вода нужна для умывания, купания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, для питья, полива и т.д.

- А сейчас, глядя на эти картинки -  алгоритмы, перечислите свойства воды.

Дети: - Первое, вода безвкусная. Вода принимает вкус того вещества, которое в неё добавили.

Второе, вода не имеет формы. Вода принимает форму того сосуда, в который её налили.

Третье, она бесцветная, она изменяет цвет на цвет того вещества, которое в неё добавили.

- Ребята, вы много нового узнали о воде, кто хочет прочесть о воде стихотворение.

Волшебница – вода!

Если руки наши в ваксе

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без воды!

- Видеофильм с нашими опытами мы отправим детям младшей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»

Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...

конспект опытно-экспериментальной деятельности "Загадка листа бумаги"

Разработка представлена в форме исследовательской деятельности. Дети проводят опыты с бумагой. Открывают для себя новые знания о том, что бумагу можно сделать в домашних условиях....

Открытое мероприятие по опытно-экспериментальной деятельности "Царица-водица" в подготовительной группе

25.02.2015  в МБДОУ «Детский сад № 26 «Жемчужинка» города Смоленска в рамках деятельности областной инновационной площадки по теме: «Организация сопровождения  процесса детской общности в ус...