Конспект НОД по экологии в разных возрастных группах
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Хмелёва Ирина Николаевна

Конспекты НОД по методике экологического образования

для средней группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекты НОД по методике экологического образования

для средней группы.

№1

Тема: "Воздухоискатели".

Возрастная группа: средняя.

Интеграция областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Дидактический материал: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ; фартуки (по количеству детей); миски с водой 2 шт.;игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; фонарики; стаканчики и трубочки.

Цель: создать условия для расширения знаний детей о воздухе.

Задачи программного содержания

Предполагаемый результат

Пути достижения, приемы

Образовательные задачи

1. Создать условия для развития навыков детей в проведении опытов при наблюдениях за неживой природой.

Дети получают навыки проведения опытов.

Проведение с детьми опытов и дидактической игры.

2. Создать условия для закрепления представлений детей о воздухе, его свойствах.

Дети знают, что воздух прозрачный, что он легче воды, что он есть внутри человека и разных предметов.

Проведение опытов и дидактической игры.

Общеразвивающие задачи

1. Создать условия для развития у детей умения делать выводы на основе практического опыта.

Ответы детей на вопросы воспитателя. Сопоставление их предположений с результатами опытов.

Проведение опытов с детьми и задавание им вопросов по теме этих опытов.

2. Создать условия для развития у детей мыслительных операций, речи, умения аргументировать свои высказывания.

Дети размышляют, предполагают, доказывают свою точку зрения.

Вопросы детям.

Воспитательные задачи

1. Создать условия для воспитания у детей  самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Дети учатся по просьбе воспитателя самостоятельно выполнять различные задания.

Проведение опытов, дидактической игры, физкультминутки.

Ход НОД:

Части НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-организационная

А)-Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку: 
Через нос проходит в грудь, 
И обратный держит путь. 
Он невидимый, но все же, 
Без него мы жить не сможем. 
Он нам нужен, чтоб дышать, 
Чтобы шарик надувать. 
С нами рядом каждый час, 
Но невидим он для нас! 

-Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? 

-Раз мы его не видим, значит, какой воздух? 

б) -А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию.

-Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? 

-Воздух!

-Нет, не видим. 

-Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый! 

Дети проходят к столам, надевают фартуки.

-Да. 

Основная

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком). 
-Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? 

-Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? 

-Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? .

-На столах у нас фонарики. Волшебники, давайте посветим на пакет. Что вы увидели? 

-Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. 

-А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята?

-Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке». 
-Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? 

-Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух?


-Проверим.

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (звучит детская песенка «По морям, по волнам»).

-Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух…

Физкультминутка: 
Воздух-невидимка( руки вверху вправо-влево),
Выходи гулять!( «зовут»)
Воздух-невидимка (руки вверху вправо-влево),
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу (бегут на месте),
Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают руки).
Если вместе с дедушкой по лесу пойду (шаги на месте),
Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам).
Если вместе с папой в горы я пойду (тянутся вверх на носочках),
Самого кристального воздуха найду!     («фонарики»)

-Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом). 
-На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны

-Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже?

-Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров.

-Вам нравится?

-Ещё мы можем использовать для завершения наших композиций листочки деревьев, которые мы собрали с вами на прогулке!

-Он пустой. 

-Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. 

ответы детей

-Свет фонарика проходит через пакет. Проходит, не искажаясь. 

Ответы детей.

-Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха! 

ответы детей

дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика 

-…не утонут, будут плавать.

Дети повторяют за воспитателем движения.

Дети выполняют задание.

Ответы детей.

дорисовывают

-Да.

Дорисовывают.

Оценочно-рефлексивная

-Ребята, вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков что мы обнаружили?

Оформление выставки творческих работ.

Дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии: 
- что воздух постоянно нас окружает; 
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; 
- что воздух легче воды; 
- что воздух есть внутри предметов; 
- что воздух есть внутри людей.

№2

Тема: «Путешествие в весенний лес».

Возрастная группа: средняя.

Интеграция областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Дидактический материал: дидактические игры «Назови животное», « собери цветок», иллюстрации, медвежонок.

Цель: создать условия для расширения представлений детей о правилах поведения в природе.

Задачи программного содержания

Предполагаемый результат

Пути достижения, приемы

Образовательные задачи

1. Создать условия для уточнения представления детей об «экологических запретах».

Дети знают правила бережного отношения к природе.

Стихи, вопросы детям, их самостоятельные выводы.

2. Создать условия для ознакомления детей с новыми правилами безопасности.

Дети знают правила безопасности.

Стихи, вопросы воспитателя, самостоятельные размышления детей.

Общеразвивающие задачи

1. Создать условия для продолжения развития связной речи детей.

Дети умеют высказывать свою точку зрения, доказывать её.

Вопросы воспитателя.

2. Создать условия для развития у детей мыслительных операций, умения аргументировать свои высказывания.

Дети размышляют, предполагают, доказывают свою точку зрения.

Вопросы детям.

Воспитательные задачи

1. Создать условия для воспитания у детей заботливого отношения к природе.

Дети любят природу, заботятся о ней.

Стихи, наблюдения за природой, рассматривание картин.

Предварительная работа:чтение художественной литературы, рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения, труд на прогулках, заучивание стихов о весне.

Ход НОД:

Части НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-организационная

А)- Сегодня в гости к нам пришел Медвежонок. Поздоровайтесь с ним.

-Медвежонок просит вас о помощи-он не может разобраться, о каком времени года идет речь в этом стихотворении:

Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей

                 Ручейки в лесу поют

   И подснежники цветут.

                  Кто скажет, кто знает,

                 когда это бывает?

-Сколько месяцев длится весна?

-Назовите их

-Молодцы!

б) -Медвежонок хочет вас позвать с собой на прогулку в весенний лес. Хотите с ним пойти?

-Но есть одно важное правило, правило безопасности, послушайте внимательно:

      «Должны всерьез все  уяснить:

Без взрослых в лес нельзя ходить!

       Ведь заблудиться там легко:

        Уйти от дома далеко

         И не найти назад пути…

         И больше к маме не дойти…

                                       

-Вы запомнили правило? Какое это правило?

-А как можно добраться до леса?

-Мы с вами пойдем пешком, полюбуемся красотой природы.

(Имитация дорожки) .

Здравствуй лес, дремучий лес,

          Полный сказок и чудес!

          Ты о чем шумишь листвой,

           Кто в глуши твоей таится –

            Что за зверь? Какая птица?

Все открой не таи:

Ты же видишь, -мы свои!

Здороваются.


-Весной.

-О весне.

-Три.

-Март, Апрель, Май.

-Хотим!

-Без взрослых в лес ходить нельзя!

-На машине, на автобусе, пешком…

Шагают с воспитателем.

Основная

-Мы с вами приближаемся к лесной поляне. Давайте представим, будто ярко светит солнце, синее чистое небо над головой, земля покрыта молодой зеленой травой, появляются первые цветы.

- Какие цветы появляются первыми?

Дидактическая игра «собери цветок».

-Весной  на деревьях набухают почки и распускаются первые листочки…Ой у дерева сломаны ветки. Кто же это натворил. Можно ломать ветки деревьев?

-Почему?

-Конечно же нет! Нельзя отламывать ветки на деревьях. Я с вами согласна.

-Пойдем дальше…Ой смотрите какой зайчик поскакал!..А вы знаете что происходит с животными весной?

-Медвежонок предлагает немного отдохнуть и поиграть в игру: « Назови животных и его детенышей»  

Игра: «Найди детеныша»

-Хорошо вы справились с заданием а теперь пошли дальше?..После того как сойдет снег, появляется трава и весенние цветочки. Они такие красивые и нежные и так хочется забрать с собой домой. Соберём букет?

-Послушайте стихи о том, что будет, если мы сорвем цветок:

«Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты, вместе мы сорвем цветы,

Опустеют все полянки, и не будет красоты.»

-Что же решаем: соберём букет или нет?

-Согласна!..Давайте и это правило запомним.

-А послушайте такое стихотворение:

«В лес зеленый я пойду,

 Зайку серого найду,

 Принесу его домой

 Будет этот зайка мой.

-Можно ли так делать?

-Нельзя брать никого из леса домой…Почему?

-Животным будет плохо без той среды обитания в которой они привыкли жить. Запоминаем и это правило.

 

Физминутка:

Маленькие птички, птички невелички

По лесу летают, песни распевают,

Буйный ветер налетел, птичек унести хотел,

Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

-Запомните еще одно правило:

«Весна! В поход спешат ребята!

Но знать туристам юным надо:

Чтоб не страдали звери, птицы,

 Природу портить не годится!

Костер в лесу не оставляйте,

Песком, землею засыпайте,

Чтоб не дымился, не искрил,

Беды в лесу не натворил».

-Какое из этого стихотворения мы извлечем правило?

-Подснежники.

Играют, собирают.

-Нет

-Растения, деревья –это  живые существа. Растут, дышат, питаются.

-Листья задерживают пыль.

-Растения дают нам кислород, очищают воздух.

.

-Меняют окраску, просыпаются от спячки, у некоторых появляются детеныши.

Сели на стульчики.

Играют.

Ответы детей.

-Нет..

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети повторяют за воспитателем движения.

-Нельзя в лесу оставлять непотушенный костер.

Оценочно-рефлексивная

-Ну что ж, а теперь нам пора возвращаться в детский сад…До свидания медвежонок.

-Вот сколько правил для друзей леса мы узнали. Давайте повторим их.

-Вам понравилось наше весеннее путешествие? Что больше всего понравилось?

Прощаются и шагают с воспитателем, «возвращаясь в детский сад».

Дети называют правила поведения в лесу.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подвижных игр в разных возрастных группах

Даны коспекты, рекомендация, методика и схемы проведения подвижных игр в разных возрастных группах....

Конспекты спортивных праздников, досугов, НОД в разных возрастных группах

"Знатоки дорожных правил" - познавательно - спортивный досуг."Зарождение Олимпийских игр" -  познавательно - спортивный досуг"Совместное занятие детей с родителями" - конспект для средней группы....

Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах

Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах (II младшая – подготовительная группы)....

Методы и приемы обучения физическим упражнениям на разных этапах обучения в разных возрастных группах

На первом этапе - первоначального разучивания движения ставятся следующие задачи: познакомить детей с новым физическим упражнением, создать первоначальное целостное представление обо всем двигательном...

Перспективное планирование Н. В. Нищева «Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ.Конспекты занятий в разных возрастных группах». Средняя группа

Перспективное планированиеН. В. Нищева  «Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах».Средняя группа...

Методическая разработка "Отбор произведений разных жанров детской литературы, подходящих для решения задач развития образной речи у детей разных возрастных групп"

Методическая разработка представляет собой таблицу отбора задач по развитию образной речи у детей разных возрастных групп и отбора детской художественной литературы, подходящей для решения этих задач....