конспект по окружающему миру "Грибы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сулейманова Зилара Минисламовна

конспект ООД "Грибы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gribn.zanyatie.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 16 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

образовательная область «Познание»

тема: «Грибы»

возрастная группа: логопедическая подготовительная к школе группа

                                                                     Выполнил:

                                 воспитатель  

                                                                             Сулейманова З. М.

                                                                                                     категория: высшая  

                                                                                                              стаж: 23 года

г. Туймазы – 2015

Цель: закрепить обобщающее понятие «грибы»;

Задачи:

Образовательная – познакомить с особенностями грибов; активизировать словарь детей по теме; развитие связной речи; упражнять в согласовании существительных с местоимениями «мой, моя»; формировать умение составлять описательные  рассказы;

Коррекционно-развивающая – развитие общей и мелкой моторики; познакомить с многозначными словами;

Воспитательная – воспитать дисциплинированность, усидчивость; воспитать умение выслушивать друг - друга;

Оборудование: иллюстрации с изображением грибов; схема – строение гриба; предметные картинки: стул, шляпа; схемы для составления рассказа.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель:  Здравствуйте! Сейчас сядет тот, кто назовет мне садовую ягоду (лесную ягоду).

2. Основная часть

2.1 Вводная беседа

В: Сегодня мы с вами будем говорить о грибах.  Посмотрите на этот гриб (Белый гриб). Как называется этот гриб, кто знает? Это белый гриб. А называют его белым, потому что когда его сушат, он не чернеет, как остальные грибы, а остается белым. Он растет в лесах, на открытых полянах. А как называется этот гриб (Подосиновик)? А почему он называется подосиновиком? Его так называют, потому что он растет под деревом, которое называется осина. А как называется этот гриб (Подберезовик)? Почему его так называют? Называют его так, потому что он растет под березой. А как называются эти грибы? (Лисички) Лисички растут в лесах в траве или во мху. А этот гриб называется сыроежка, свое название он получил, потому что его можно есть сырым. Растет он также в лесу в траве.  А это опята. Они растут на пнях и корнях деревьев.  Все эти грибы мы с вами можем есть и поэтому они называются съедобными, но у нас есть и ядовитые, несъедобные грибы. Это такие грибы как мухомор и бледная поганка. Их нельзя ни в коем случае есть, ведь в них содержится яд. Грибы можно сварить, замариновать, пожарить, или засушить.

2.2 Игра «Жадина»

В: Сейчас поиграем в игру «Жадина». Представьте, что это ваши грибы. Когда я буду одного из вас спрашивать, например, чей это опенок, он должен ответить «Это мой опенок». Поняли задание.

Это мой боровик

Это моя лисичка

Это моя сыроежка

Это мой подосиновик

Это мой подберезовик

Это мой мухомор

Это моя поганка

2.3 Физминутка

По грибы все пойдём,

Их в лукошко соберём.

Под берёзкой, под осинкой

Мы наклоним свои спинки.

Это - белый, будем брать.

Это - красный, всем стоять.

Сыроежки собираем

И в корзинки отправляем.

Груздь, лисички и опята,

Очень дружные ребята.

Полезай и ты в лукошко:

В красной шапке, с синей ножкой.

Этот, бледный, весь дрожит.

С ним нам лучше не дружить.

Ядовитый не берём,

Лучше мы домой пойдём.

3.Закрепление пройденного материала

3.1 «Назови части гриба»

В: Посмотрите на картинку, здесь вы видите из каких частей состоит гриб. (Воспитатель вывешивает на доске схему «строение гриба») У гриба есть ножка. Ножку гриба можно сравнить с ножкой стула. (Воспитатель демонстрирует картинку «стул») У гриба также есть шляпка, которую можно сравнить со шляпкой, которую носит человек. (Воспитатель демонстрирует картинку «шляпа») Также у гриба есть грибница.

3.2 «Расскажи- ка»

В: Сейчас вы должны будете составить небольшие рассказы о грибах, а помогут вам в этом наши схемы. Вы должны назвать гриб, его цвет, где растет, съедобный или несъедобный, что с ним можно сделать.

Это белый гриб. Его шляпка коричневого цвета, а ножка белая. Растет он в лесу, на поляне. Это съедобный гриб. Его можно засушить, пожарить, сварить, замариновать.

3.3 Работа в тетрадях

В: А сейчас откройте свои тетради и зарисуйте только ядовитые грибы, которые есть нельзя. А потом обведите их в квадрат красным карандашом.

Итог        

В: О чем мы сегодня говорили на занятии? Какие бывают грибы? Из каких частей состоит гриб? На этом наше занятие подошло к концу до свидания!

I. Организационный момент

1. Логопед раздает детям по одной картинке с изображением осени.

- Сядет тот, кто назовет осеннюю примету.

II. Основная часть. 2. Чтение стихотворения:

«Чух-чух-чух»,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит, —

«Тороплюсь», — гудит:

«у-у-у…»

3. Дидактическая игра «Сбор грибов»

Дети «приезжают» в лес.

— Какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Какой сегодня день?

- Какая погода?

- Сколько много грибов в лесу, давайте их соберем.

Дети собирают грибы (по  очереди  снимают  грибы  с  ковролина)

4. Рассказ логопеда о грибах.

Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?

Далее логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке с изображением гриба и рассказывает о нем.

БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.

В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня.

ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Подберезовик хорош.

На опавший лист похож.

ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Лисички рассыпались

Желтою стайкой,

Как будто погнались

За солнечным зайкой.

ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Опята букетом

Стоят на пеньке.

Найдется им место

В твоем кузовке.

СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд…

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.

МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка  длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня — отравится.

5. Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке                  Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,                             Скачут вприсядку,

Рыжики срывали.                           Срывают «грибы».

Лисичка бежала,                                     Бегут, собирают «грибы».

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,                         Скачут, срывают «грибы»

Искали опятки.

Медведь проходил,                          Идут вразвалку,

Мухомор раздавил.                         топают правой ногой.

6. Упражнение «Что за гриб?»

- Как называется  этот гриб?

— Где он растет?

- Под каким деревом?

- Срежем откуда?

- Положим куда?

7. Игра с мячом «Большой – маленький»

В лесу растут большие грибы и маленькие.

Большой мухомор — маленький мухоморчик

белый гриб – беленький грибок                сыроежка — сыроежечка

подберёзовик – подберезовичек                поганка — поганочка

подосиновик — подосиновичек

8. Игра «Сколько грибов собрали?»

-  В лесу много…

- Мы собрали много … ? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.)

- В корзинку не положили…?

9. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять!                           «Шагают»  пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,                      Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел,                      начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

10. Упражнение «Четвертый лишний»

Логопед выставляет на наборное полотно три  картинки с изображением грибов и одну картинку с изображением ягоды. Предлагает назвать детям что лишнее и почему.

11. Работа в тетрадях (раскрашивание грибов)

12. «Доскажи словечко»

Возле леса на опушке,                     Вдоль лесных дорожек

Украшая темный бор,                    Много белых ножек.

Вырос пестрый, как петрушка,    В шляпках разноцветных,

Ядовитый…                                    Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Посмотрите-ка, ребятки:             Это…

Тут лисички, там – опятки.

Ну, а это на полянке,

Ядовитые…

III. Окончание занятия

 

 

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Сядет тот, кто назовет предмет коричневого (желтого, красного и т.д.) цвета.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята, отгадайте загадки! Не забывайте, что спрашивать буду того, кто не кричит с места, а поднимает руку.

Под осинкой

Стоит мальчик-с-пальчик,

На нем сер кафтанчик,

Шапка красненькая.                                             (Подосиновик)

А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке горошки.                                               (Мухомор)

Что за ребятки в пеньках

Столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой?                                (Опята)

Кто шляпу на ногу надевает?                 (Гриб)

Эти славные сестрички

Не едят цыплят.

Эти дружные сестрички

Рядышком стоят.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись возле тропки.                        (Лисички)

Крепкий маленький грибок,

Маслянистый, как блинок.                                  (Масленок)

Очень бледная на вид,

Яд опаснейший хранит.                            (Бледная поганка)

- Молодцы, ребята! Вы уже, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы с вами будем изучать… что? (грибы).

3. Закрепление и уточнение ранее усвоенного материала.

- Правильно. Давайте вспомним, на какие две большие группы делятся все грибы? (Съедобные и несъедобные).

- Молодцы! Поиграем в игру «Съедобные и несъедобные грибы». У каждого на столе лежат карточки. Если я назову съедобный гриб, то вы поднимаете карточку с вилкой и ложкой, если несъедобный – то карточку, где нарисованные ложка и вилка зачеркнуты. Я называю грибы: сыроежка, опенок, бледная поганка, лисички, подосиновик, мухомор, белый гриб, подберезовик, масленок. (Дети поднимают нужные символы).

- Теперь давайте вспомним, какие мы знаем части гриба. Кто подойдет и покажет на рисунке? (Вызвать одного ребенка.) У гриба есть… (У гриба есть шляпка и ножка.)

- Правильно, а как называются корни у грибов? (Грибница)

- Как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники)

- Развитие грамматического строя речи – закрепление правильного употребления форм мн. ч. существительных.

Давайте поиграем в игру «Один-много». Я ходила в лес за грибами, но собрала мало грибов, всего по одному грибу. А вы у меня хорошие грибники, вы собрали много грибов (Игра проводится с мячом).

У меня одна сыроежка, а у … много … (сыроежек).

Аналогично: один опенок – много опят, одна лисичка – много лисичек, один подосиновик – много подосиновиков, один белый гриб – много белых грибов, один подберезовик – много подберезовиков, один масленок – много маслят.

Давайте вспомним, как называются грибы, которые растут под березой? (Подберезовики)?

Какой еще гриб получился свое имя от дерева, около которого он растет? (Подосиновик)

Грибы рыжего цвета… (лисички)

На пеньках растут… (опята).

Грибы с масляными шляпками… (маслята).

Грибы, которые морят мух… (мухоморы).

Нехорошие «поганые» грибы называются… (поганки).

- Развитие грамматического строя речи – закрепление правильного употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов

Сегодня, ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Незнайка очень любит собирать грибы. Как мы называем людей, которые собирают грибы? (Грибники). Правильно, и Незнайка у нас тоже грибник. Он очень любит грибочки и хочет назвать их ласково, но у него ничего не выходит, потому что он не ходит на занятия в детский сад и не знает, как нужно назвать грибы ласково. Ребята, поможем Незнайке назвать грибы ласково?

Подберезовик – подберезовичек,

Подосиновик – подосиновичек,

Масленок – масленочек,

Опенок – опеночек,

Мухомор – мухоморчик,

Поганка – поганочка,

Сыроежка – сыроежечка,

Белый гриб – белый грибочек.

3. Физминутка.

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки

Белочки скакали,

Рыжики срывали

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.            Дети идут в хороводе.

Скачут вприсядку, срывают воображаемые  грибы.

Бегут, собирают воображаемые грибы.

Скачут стоя, «срывают» грибы.

Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.

4. Давайте вспомним, какие блюда можно приготовить из грибов? (Из грибов можно приготовить суп, нажарить их с картошкой, засолить на зиму)

Описание гриба по плану.

А теперь поиграем в игру «Забывчивый покупатель». Покупатель пришел в магазин, но забыл название гриба, который он хочет купить. Он должен рассказать, какой это гриб. Мы выберем сейчас одного покупателя, а все остальные ребята будут продавцы и постараются догадаться, что же хочет купить покупатель.

Грибы: опята, лисички, мухомор, белый гриб.

4. Итог урока.

Пойдет отдыхать тот, кто назовет мне грибы, которые он запомнил.


В старшей группе«Опята».Рисование.

 

Программное содержание:

Учить рисовать округлые формы. Продолжать учить детей закрашивать аккуратно, не выходя за края. Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: образцы, иллюстрации о грибах,  краски, бумага, баночки с водой, кисточки, салфетки.

Ход занятия:

1 часть.

Загадки о грибах с рассматриванием картинок.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня узнаешь за версту

  Зовусь я подосиновик                                                 

 

Возле леса на опушке

     Украшая тёмный бор

Вырос пёстрый как петрушка

Ядовитый мухомор 

Удивляется народ:
Водят чудный хоровод
Рыжие сестрички —
То грибы... 
(лисички).

                                                           Нет дружней грибов чем этих

                                                              Знают взрослые и дети

                                                        - На пеньках растут в лесу

                                                                 Как веснушки на носу

                                                                   Эти дружные ребята

                                                                   Называются опята     

2. Отгадывание загадок.

3. Рассматривание иллюстраций о грибах.

4. Воспитатель показывает красивые пенёчки, приклеенные на бумаге и объясняет, что опята любят расти на пеньках, поэтому предлагает детям изобразить эти грибы.

 Физ-минутка:

Раз, два, три, четыре, пять, (В соответствии с текстом поочередно разжимать сжатые в кулак пальцы)

Пошли пальцы в лес гулять. (Сжать пальцы в кулак и разжать их)

С собой корзиночку берут

 И грибы в нее кладут. (Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальцы образуют ручку)

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал

 Ну а этот всё поел,

 От того и потолстел. (Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом поочередно разгибаем пальцы).

2 часть:

Сначала дети изображают ножки, затем шляпки, потом можно изобразить траву вокруг пенька, деревья итд.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект по окружающему миру на тему:"Дикие животные и их детёныши"

занятие по окружающему миру,очень понравилось легко проводить....

Конспект по окружающему миру "Наш край родной"

Аннотация:  Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (Формирование целостной картины мира) в подготовительной группе. С помощью ЭОР ...

Конспект занятия окружающий мир (средняя группа)

Закрепить представление о назначении бытовых приборов. Приобщить к способам безопасного поведения при использовании бытовых приборов. Обогощать словарь детей....

Конспект по окружающему миру в подготовительной группе "День народного единства".

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы. Углублять знания о защитниках нашей Родины. Воспитывать гордость за свою страну и свой народ....

Конспект по окружающему миру в старшей группе "История возникновения Москвы".

Закрепить знания детей об истории возникновения родного города. Познакомить с основателем родного города....

1Конспект занятия по рисованию(6.09.) 2 Конспект по математике(16.09) 3 Конспект по окружающему миру.

Рисование Тема: "Летний пейзаж"Математика .Тема:"Весёлый счёт"Окружающий мир Тема: Грибы О.Б.Ж....