Познавательно- исследовательская деятельность. Тема : « Вода»
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тупицына Светлана Аркадьевна

Вода – самое удивительное вещество, она везде и всюду.

Среди всех благ, подаренных нам природой, вода занимает особое место. Вода – это уникальное богатство живой природы. Нет такого человека, который бы не знал, как выглядит вода.

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»                                                         

 Антуан де Сент-Экзюпери

Только там, где есть вода, есть жизнь. Нет жизни, если нет воды.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка Разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: «ВОДА» старший возраст по курсу «Актуальность проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС» Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного профессионального образования Нижегородский институт Развития образования Слушатель курсов повышения квалификации Тупицына Светлана Аркадьевна Воспитатель высшей категории МБДОУ детский сад № 19 г. Павлово Нижегородская область Нижний Новгород 2015год ВОДА»

Слайд 2

Вода - это жизнь! Кто знает, откуда берётся вода! Бытьт может, из снега? Быть может, из льда? А может, с подземных ключей она бьёт И всем она жизнь и цветенье даёт?

Слайд 3

Ц е л ь : Формировать представление детей о воде Систематизировать знания детей о том, что вода- важная составляющая всего живого. Создать условия для формирования у детей познавательного интереса. Развивать любознательность, мышление и умение анализировать. Воспитывать бережное отношение к природе. Задачи

Слайд 4

Методы и приёмы Выдвижение новых гипотез - Вопросы педагога: побуждающие; помогающие прояснить ситуацию; стимулирую- щие на самоконтроль и само- оценку; определяющие успех в познании- «Доволен ли ты?» - Схематическое моделирование опыта: - рассматривание схем, таблиц, простейших рисунков -Наблюдения в природе. -Художественное слово -Проблемные ситуации: «Куда исчезла вода из баночки?», «Почему на крышке чайника появились капельки?». -Экспериментальные игры. -Анализ эксперимента.

Слайд 5

Структура детского экспериментирования Проблемные ситуации Уточнение правил безопасности Выдвижение гипотез (что, как и с помощью чего получится ) Выдвижение новых гипотез Реализация действий Не подтвердилось Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии) Подтвердилось Формирование выводов Не подтвердилось Выдвижение новых гипотез

Слайд 6

Выдвижение новых гипотез развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира Задачи: 1) развитие мыслительных процессов 2) развитие мыслительных операций 3) освоение методов познания 4) развитие причинно-следственных связей и отношений Цель: Мотив: познавательные потребности; познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что это такое?»; «Узнать - научиться – познать»

Слайд 7

Опыт 1. Свойства воды - Опыт № 1- «Вода прозрачная» Цели : - Систематизировать знания детей о свойствах воды. -Развивать познавательную активность, умение размышлять, преобразовывать и делать выводы. -Воспитывать коммуникативные умения и аккуратность при работе с водой.

Слайд 8

Опыт 1. Свойства воды - Цели: Учиться устанавливать связи между объектами и явлениями природы. -Развивать мышление и умение анализировать. -Воспитывать « Вода растворяет многие вещества» сахар Опыт №-2

Слайд 9

Опыт 1. Свойства воды - Цели: Дать представление о том, что чистая вода не пахнет "Вода не пахнет" Опыт:

Слайд 10

2.Три состояния воды Цель: Вода - это жидкость Формировать представления о переходе воды из одного состояния в другое (снег)

Слайд 11

СНЕГ – ЭТО ТОЖЕ ВОДА

Слайд 12

Опыт с замораживанием цветной воды Цель : Формировать представления о переходе воды из одного состояния в другое (лёд)

Слайд 13

Формировать представления о переходе воды из одного состояния в другое(пар) опыт "вода - пар" Цель:

Слайд 14

Вода нужна всем

Слайд 15

Опыт : «Не всякую воду можно пить» Цель: «Формировать представление о качестве питьевой воды»



Предварительный просмотр:

                  Познавательно-  исследовательская деятельность.

                                      Тема  :  «  Вода»

                                                                            МБДОУ детский сад № 19

                                                                    Воспитатель – Тупицына  Светлана  

                                                                                              Аркадьевна

1 – слайд

Вода – самое удивительное вещество, она везде и всюду.

Среди всех благ, подаренных нам природой, вода занимает особое место. Вода – это уникальное богатство живой природы. Нет такого человека, который бы не знал, как выглядит вода.

2- слайд        

 «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»                                                          Антуан де Сент-Экзюпери

Только там, где есть вода, есть жизнь. Нет жизни, если нет воды.

3 – слайд

Работу по систематизации представлений о воде начали с определения цели.

У детей старшего возраста уже имеются какие-то представления о воде, их только нужно систематизировать и поддерживать интерес к исследованию.

И наша роль  заключается в создании условий  в разнообразных видах детской деятельности.  

4 – слайд

Что бы увлечь детей экспериментированием применяли разнообразные методы и приёмы: это и беседы, и разнообразные вопросы, и игры, проблемные ситуации, художественную литературу и т.д.

5- слайд

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою

структуру;

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений.

6 - слайд

Наблюдения являются непременной составной частью любого эксперимента, но знания добытые самостоятельно , являются более осознанными и прочными.

Работу по теме «Вода» начали с задания – предложили , в течении всего дня  

( в детском саду и дома) запомнить где и какую воду они видели; как они её использовали, много ли им понадобилось воды. Конечно же родители были активно вовлечены в работу по этой теме. На следующий день – прошло обсуждение результатов наблюдения, а после вместе с детьми приняли решение -  подумать, где ещё можно обнаружить воду.

7 – слайд; 8 – слайд; 9 - слайд

Работу по теме мы проводили циклами:

 1цикл – «Свойства воды»  

               ( дети систематизировали свои представления о воде –

                  о том, какая она на вкус, на ощупь,  на цвет, что она не имеет

                 формы; вода растворяет многие вещества. Интересными

                 Были опыты по смешиванию воды с разными веществами.  

                 Прежде чем смешать воду с каким – либо веществом, спрашивали  

                 детей, что произойдёт, затем экспериментальным путём выясняли,  

                 правы были дети или нет).

10 – слайд; 11- слайд; 12 – слайд; 13 - слайд

2 цикл – «Агрегатные состояния воды»

              ( дети удовлетворяли свою любознательность, и могли сами  

                преобразовывать воду из одного состояния воды в другое:  

                жидкость в пар, пар в капельки воды, воду в лёд.  Они могли  

                убедиться, как меняется вода, в зависимости от температуры.

                «Круговорот воды в природе»

 14 – слайд;

 3 цикл – « Вода нужна всем»

                ( Развивая свои способности и наблюдательность, принимая  

                  непосредственное участие в экспериментировании, дети учатся  

                  обобщать свои наблюдения, не бояться высказывать свою точку    

                  зрения, даже если она окажется неверной.

                  «правила гигиены»,  «наблюдение  за растениями в группе» - за  

                   луком – три условия роста ( вода, тепло, свет).

15 - слайд

 4 цикл -  « Хорошая – плохая вода»

               ( не всякая вода пригодна для употребления – Закрепляя свои представления о мире , о нашей планете Земля, расширяя свои знания о том, что на земле много океанов и морей и вроде бы много воды, дети , тем не менее могли убедиться в том, что эта вода не пригодна для человека.

               ( эксперимент «Морская вода)

В реках, озёрах – вода пресная, т.е. не солёная, но её тоже нельзя пить, поэтому, воду пропускают через фильтр.

                ( эксперимент «Очистим воду через фильтр».

Китайский философ Конфуций говорил :  «Расскажи –и я забуду,  покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».  

Когда человек слышит, видит и делает что – то сам, то это всё прочно и надолго усваивается.

Так же это происходит и с детьми. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок видит, слышит и делает сам. Вот на этом и основана поисково - исследовательская деятельность.

Благодаря экспериментированию у детей развивается познавательная активность, расширяется кругозор, умение находить решения возникших проблем, устанавливать причинно- следственные связи, умение размышлять, анализировать, делать выводы, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов, связывать между собой результаты наблюдений и исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность. Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.

Цель:закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.Задачи:Выявить вещества, которые растворяются в воде.Выявить вещества, которые не растворяются в воде.Познакомить со спос...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Опытно – экспериментальная деятельность Тема: «Вода – волшебница» (младшая группа)

Опытно – экспериментальная деятельностьТема: «Вода – волшебница» (младшая группа) Программные задачи: Дать детям знания о свойствах воды (вкусе, цвете, запахе). Расширять активный словарь детей с...

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) Тема: «Вода»

Конспект предназначен для детей дошкольного возраста, с целью ознакомления со свойствами воды через экспериментальную деятельность....

Конспект НОД  «Познавательно-исследовательская деятельность». Тема: «Водичка, водичка…» 2 младшая группа

Конспект НОД  «Познавательно-исследовательская деятельность». Тема: «Водичка, водичка…» вторая младшая группа...

Опытно – экспериментальная деятельность Тема: «Вода-снег-лед» подготовительная группа Воспитатель: Ханина А.А.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознате...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию ( исследовательская деятельность) Тема: « Вода и её превращения»

Вода окружает нас везде. детям очень нравиться узнавать новое. Это занятие поможет в игровой форме познакомить детей с таким интересным веществом - водой....