Экспериментируем дома и в детском саду
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Иванова Александра Николаевна

Ранний врзраст - период активногоэксперементирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша, вызывает у него интерес.Он любит исследовать новые предметы, эксперементировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире. Ребенок получает мощный импульс для развития интелекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentiruem_doma_i_v_detskom_sadu.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментируем дома и в детском саду.

        Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при   целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными  действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия.   Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх  ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

         Ярко выраженная любознательность ребёнка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

1. Активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим.

2. Быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его.

3. С интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком.

4. Подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому  и изобретая новые  действия.

5. Радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребёнком   деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

        В группах раннего возраста опыты используют  для ознакомления детей с основными свойствами воды. Для проведения опытов с водой не нужна специальная лаборатория. Всё что для этого необходимо, можно найти дома. Количество  проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц, на усмотрение воспитателя и с учётом индивидуальных особенностей детей. Длительность проведения опытов чётко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап. Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

        Тема: " Вода"          

        Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей раннего возраста.

         Дидактическое упражнение: "Помоем ручки". Цель: Учить детей манипулировать с водой.  Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в неё руки и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно- гигиенические навыки и желание играть сообща. На занятиях дети получили представление о том, что  вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим "Напоим куклу"),  что вода не имеет цвета, но её можно покрасить (рисование" Разноцветная водичка"), что вода может быть теплой и холодной (ознакомление  с окружающим" Кукла замаралась"). С помощью дидактических игр "Чистые ручки" и "Помощники" дети узнали, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой. Совместно с детьми можно провести опыт с целью получить представления о том, что вода  прозрачная, что прозрачная вода может стать мутной, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус, что вода превращаться в лёд, что лёд может превращаться в воду. На прогулке дети получают элементарные представление о процессе испарения воды, также убедились в том, что влажные салфетки высыхают на солнце быстрее, чем в тени.

        Тема: "Песок".

        Знакомясь с данной темой, проводились различные опыты с песком. Дети поняли,  что слепить из сухого песка ничего нельзя, а из мокрого песка руками и с помощью формочек можно слепить любую нужную форму. На мокром песке остаются следы.  При проведении опыта просеять мокрый песок через ситечко, а затем сухой, дети поняли, что сухой песок может сыпаться.

        Тема:"Бумага".

        При помощи опытов дети узнали, что бумага лёгкая: её можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличии   от камней, что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться, салфетку очень легко смять и порвать в отличии от плотного картона.          Тема "Камни".

        На занятиях по ознакомлению с окружающим "Лёгкий-тяжёлый", дети получили представление о том, что камни бывают тяжёлые и лёгкие, и что камни имеют различные формы.  Опытным путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому  что тяжёлые. Для этого  в таз с водой опускали рыбки, бумажные кораблики и камни. И камни тонули, а кораблики плавали. А когда сжимали в руках кусочек ваты и камень, пришли к выводу, что камни твёрдые.

        Опыт дома с родителями.  

        1. Налить в один стакан воды в другой   стакан налить молоко. Опустить ложку вначале в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Дать детям рассмотреть, объяснить почему в одном стакане ложка видна  полностью а в другом нет.

        2. Налить в стакан немного воды и понаблюдать, за сколько дней вода испарится.

        3. Состояние воды. Положить на поднос снег и лёд и понаблюдать, во что они постепенно превращаются. Рассмотреть лёд и снег через лупу.

        4. ТОНЕТ- НЕ ТОНЕТ.

        Материалы: две пол-литровые банки, поваренная соль, два яйца.

Наполнить банки на 2/3 водой. В одной из банок приготовить насыщенный раствор поваренной соли, для этого  добавить две столовые ложки соли и перемешать. Опустить одно сырое яйцо в банку с чистой водой, второе опустить в банку с солёным раствором. Проверить результат. В какой воде яйцо утонуло, а какой  осталось плавать на поверхности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Здоровье ребенка дома и в детском саду"

родительское собрание  по области"Здоровье"...

Рекомендации инструктора по физической культуре. «Закаливание детей дома и в детском саду».

Закаливание - мощное оздоровительное средство, которое в 2 -4 раза снижает число простудных заболеваний.Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус центральной нервной ...

Рекомендации инструктора по физической культуре. «Закаляемся дома и в детском саду!»

За последние годы значительно выросло число болеющих детишек по причинам неблагоприятного состояния окружающей среды, плохой наследственности, некачественного уровня здравоохранения, сидячего об...

Детские сказки дома и в детском саду

Детские сказки дома и в детском саду...

Детские сказки дома и в детском саду

Консультация для родителей и педагогов «Влияние сказки на развитие ребенка»...

Детские сказки дома и в детском саду

Детские сказки дома и в детском садуС самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь ...

Детские сказки дома и в детском саду

С самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н. Афанась...