НОД в подготовительной к школе группе "Хранители рек"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Познакомить детей с бобром: с внешнем видом бобра, его повадками, питанием, приспособленности к среде обитания. Познакомить с сооруженичми бобра - плотиной, хаткой. Выявить пользу бобра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hraniteli_rek.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

I. Цель:

Формирование у детей познавательного интереса в процессе знакомства с жизнью бобров.

II. Задачи.

1. Обучающие задачи

1.        Формировать умение определять и называть объект по нескольким признакам;

2.        Формировать представление о внешнем виде бобра, его повадках, питании, его приспособленности к среде обитания;

3.        Формировать представление об образе жизни бобра;

4.        Познакомить детей с сооружениями бобров – плотиной, хаткой;

5.        Формировать умение делать выводы на основе экспериментальной деятельности;

6.        Выявить пользу животного в ходе бесед.

2. Развивающие задачи

1.        Развивать познавательную активность;

2.        Развивать связную речь в процессе диалога;

3.        Активизировать словарь детей: плотина, хатка, бобр, бобриха, бобренок, перепончатые;

4.        Способствовать развитию коммуникативных навыков: умение работать в подгруппе;

5.        Развивать любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

6.        Способствовать возникновению у детей желания добиваться результата в процессе их деятельности.

3. Воспитывающие задачи

1.        Воспитывать доброжелательное и бережное отношение к природе;

2.        Воспитывать усидчивость, интерес;

3.        Проявлять терпение и желание дослушивать ответы товарищей до конца;

4.        Воспитывать целеустремленность в поиске решения возникающих проблем.

IV. Длительность проведения НОД: 30 минут.

V. Методы и приемы:

игровой: капелька просит детей помочь молодому бобру; дидактическая игра «Меню бобра»;

наглядный: презентация, картинки;

практическая деятельность детей: экспериментирование;

словесные: вопросы к детям; рассказ.

VI. Материалы и оборудование:

Оборудование: 

  1. интерактивная доска;
  2. ноутбук, магнитная доска;
  3. 4 стола;
  4. стулья по количеству детей;
  5. ковер.

Демонстрационный материал:

  1. презентация со слайдами (капелька, хатки, плотина, заяц, лось, бабочки, рыбы, птицы);
  2. игра на интерактивной доске «Меню бобра»;
  3. картинки с изображением зубов, лап, хвоста бобра, с бобром;
  4. «хатка» с семейством бобров;
  5. запись голоса капельки;
  6. красная книга.

Раздаточный материал:

  1. карточки с изображением «строительного материала», по количеству детей;
  2. кувшины – 3 штуки;
  3. емкость для набора воды – 3 штук;
  4. хатки из разного материала – 3 штуки.


VII. Технологическая карта НОД:

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

- Я очень рада с вами познакомиться.

Звонок по телефону.

- Ребята, видео звонок. Давайте его посмотрим вместе.

Здравствуйте.

Давайте.

1 мин.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

На интерактивной доске появляется Капелька.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуй, Капелька. Мы рады тебя видеть.

- Ой, ребята, молодому хранителю рек нужна помощь, а я очень спешу, сами понимаете, конец осени. Я знаю, что вы справитесь.

- Капелька, а кто такой «хранитель рек»?

Капелька исчезает.

- Ребята, как вы думаете, кто такой хранитель рек?

- Капелька нам еще прислала картинки с изображением хранителя рек.

Здравствуй.

Ответы детей.

1,5 мин

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

- Давайте присядем и рассмотрим их.

Выставляю картинку с частичным изображением бобра (зубы).

- Что вы видите на картинке?

- Зачем нужны такие зубы?

- У кого из животных могут быть такие зубы?

Вывешиваю следующую картинку с частичным изображением бобра (лапы).

- А на этой картинке, что изображено?

- Что необычного у этих лап?

- Зачем нужны перепонки?

- У кого могут быть такие лапы?

Вывешиваю картинку с частичным изображением бобра (хвост).

- А это что такое?

- На что он похож?

- Кому может принадлежать такой хвост?

- Большие крепкие, острые зубы, лапы с перепонками, хвост похож на лопату. Как вы думаете, кто это может быть?

- Давайте посмотрим последнюю фотографию.

Вывешиваю картинку с бобром.

- Так вот кто такой хранитель рек.

- Зачем бобру такие зубы?

- Зубы у бобра очень крепкие. Ими он всё грызёт. Это для него и пила, и мотыга. Зубы бобра оранжевого цвета. Они сами затачиваются, чтобы быть всегда острыми, и постоянно растут.

- У бобра четыре лапы. Передние лапки обычные, а задние с перепонками. Зачем ему перепонки на задних лапах?

- Зачем бобру такой необычный хвост?

- Хвост помогает животному удерживать равновесие на воде. С помощью хвоста бобры регулируют температуру тела. И бобры, шлепая хвостами по воде или земле, предупреждают друг друга об опасности.

- Чем покрыто тело бобра?

- Да. У бобров очень тёплая шуба, густой мех. И ещё у бобров выделяется специальная жидкость, которая защищает мех зверька от воды. Расчесывают свою шубку бобры, когтями задних лап.

- А вы знаете, ребята, чем бобры питаются?

- Давайте подойдем к бобру и попробуем его покормить.

На экране появляется Бобр с картинками «еды».

Игра «Меню бобра» (классификация).

- Давайте предложим бобру меню и посмотрим, что он выберет.

- Подходите к бобру по одному и предложите ему то, что вы выбрали.

- Что же выбрал бобр?

- Значит, что можно сказать о бобре, какой он?

- На зиму бобры запасают много еды в виде веточек деревьев, так что беспокоиться о голоде им не приходиться.

Физ. минутка:

Рано встали два бобра – (потянуться)

Дело есть у них с утра:    (рывки прямыми руками поочередно вверх, назад).

Надо им бревно срубить

Да запруду смастерить.    (руки над головой, наклоны вперед)

В лес большой пошли бобры,

Топоры у них остры,      (шаги на месте, руки за спиной)

Размахнулись, наклонились…

Долго два бобра трудились,    (наклоны вперед)

Заготовили одно

Очень нужное бревно.(руки в стороны)

На экране появляется Капелька.

- Капелька, мы узнали, кто такие «хранители рек», но мы не знаем, почему их так называют.

Рассказ Капельки, сопровождается показом на экране.

- Бобры – животные умные. Они строят свои дома в воде. Такой домик называется хатка. Чтобы хищник не пробрался внутрь, построив плотину, бобры затапливают вход в хатку. С помощью плотин уровень воды в реке поднимается и не дает тем самым водоему пересыхать. Бобровые плотины создают условия для жизни многих животных, птиц, рыб. Спокойная вода привлекает рыб, поваленные бобрами деревья служат кормом для некоторых животных (зайцев, многих копытных), сок, вытекающий из подточенных деревьев, любят бабочки и муравьи, вслед за которыми появляются птицы. Поэтому бобров называют хранителями рек.

- Спасибо Капелька.

Капелька исчезает.

- Ребята, молодой бобр построил несколько хаток, и не знает в какой ему лучше поселиться. Давайте проверим, из какого материала домик будет самым лучшим, его и посоветуем выбрать.

Дети садятся перед магнитной доской.

Зубы.

Ответы детей.

Ответы детей.

Лапы.

Перепонки между пальцами.

Чтобы плавать.

Ответы детей.

Хвост.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

С их помощью бобр может перегрызть любое дерево.

Они помогают ему плавать.

Ответы детей.

Тело покрыто густой шерстью

Ответы детей.

Дети с воспитателем подходят к интерактивной доске.

Дети по очереди выбирают еду для бобра.

Растения

Растениеядный.

15 мин.

4.

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

- Перед нами три хатки. Нужно разделиться на три команды.

- Сейчас каждый из вас возьмет по одной карточке.

- У кого на карточке изображен песок, подойдет к хатке из песка, у кого изображен листик, подойдет к хатке с листиком, у кого изображена веточка, подойдет к хатке из веточек.

- Хатки стоят на суши, а должны стоять в воде.

- Давайте проверим наши хатки, выстоят они в воде?

Показываю схемы с очередностью выполнения задания.

- Для этого вам нужно договориться между собой кто из вас будет набирать воду в кувшин, кто будет выливать воду в наше озерцо и кто расскажет, что у вас получилось. Для тех, кто будет рассказывать, есть подсказка.

Показываю алгоритм.

- Из какого материала была хатка, что вы сделали, что произошло с домиком, и можно ли посоветовать молодому бобру этот материал для строительства хатки. - Приступайте к работе.

- Теперь один человек из команды расскажет нам об эксперименте, который они проводили, и какой вывод можно сделать.

- Вы все молодцы, у вас все получилось. А сейчас заглянем в хатку и посмотрим, как живут бобры.

- Посмотрите, в хатке всегда чисто и тепло. Кто живет в хатке, перечислите. Главной в семействе является мама. Как называют маму?

- Кого еще вы видите в хатке?

- В каждом семействе разное количество бобрят.

Показываю одного бобренка.

- Сколько детенышей в хатке?

Выставляю второго бобренка.

- А теперь сколько?

- А если в семействе пять детенышей?

На интерактивной доске показать бобриху с бобрятами.

- Бобрята рождаются зрячие, покрытые шерстью. Мама вскармливает их молоком. Плавать они могут сразу, а вот нырять нет. Они очень лёгкие, поэтому из хатки их не выпускают. Живут они с родителями два года, а потом заводят свою семью.

Дети вытаскивают карточки и подходят к столам.

Дети выполняют эксперимент.

Дети, по схеме рассказывают о своей работе и к какому выводу они пришли.

Дети вместе с воспитателем «открывают» хатку.

Под водой.

Бобриха.

Бобра.

Один бобренок.

Два бобренка.

Пять бобрят.

10 мин.

5.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- Ребята, вам понравились бобры?

- Смотрите, какие они трудолюбивые, чистоплотные, дружные.

- Одно время из-за ценного меха бобров сильно истребляли, и их оставалось очень мало. Но потом охоту на них запретили, бобров стали разводить в заповедниках. Занесли этих животных в «Красную книгу».

- Как вы думаете, есть ли памятники бобрам?

- Где об этом можно узнать?

- Постарайтесь вместе с родителями отыскать эту информацию.

Да.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

2,5 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»

Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной  к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...

Конспект товарищеской встречи по футболу среди команд в подготовительной к школе группе №6 «Колобок» и подготовительной к школе группы №10 «Улыбка»

Материалы к муниципальному конкурсу«Лучшая разработка внеклассного мероприятия «Новые идеи», Почкалова Ирина Владимировна,инструктор по физической культуре Муниципального автономногодошколь...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы №8 на тему: «Связная речь в подготовительной к школе группе»

.  Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему  легче высказывать свои мысли, тем шире  его возможности  в познании окружающей действительности, содержательнее и  полноценне...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...