Проект: « Эти удивительные цветы »
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дадаханова Фатима Тулягановна

Познавательно -исследовательский проект.  Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна. Как приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагает:
  1. воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  2. формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  3. развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  4. участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eti_udivitelnye_tsvety.docx41.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района

Санкт-Петербурга

Проект: « Эти удивительные цветы »

Воспитатель высшей квалификационной категории

Дадаханова Фатима Тулягановна

       2016год.

Санкт-Петербург

«Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила…»

А. Эйнштейн

Тип проекта.  Познавательно -исследовательский.

Участники проекта. Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуры.

Продолжительность проекта.   Март, апрель, май месяц.

Актуальность. Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна.

Как приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

 В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одном занятие. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой.

 

Поэтому главная цель проекта - развивать познавательный интерес к живой природе, воспитывать любовь к природе, уважительного и заботливого отношения к ней, расширить знания о природе, о цветах. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, сажают семена цветов, готовят рассаду цветов, высаживают цветы в клумбы, поливают, ухаживают за цветами, рисуют, лепят, знакомятся с литературными и музыкальными произведениями. Очень важно развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие,  художественный вкус, творческие способности.

Проблема. «Для чего нужны цветы? », «Какие бывают цветы»

Цель проекта: 

  • Познакомить с разнообразием цветущих растений, научить бережному отношению к природе; развивать творческие способности детей.
  • Расширять и систематизировать знания детей о цветах (комнатных растениях, садовых и полевых цветах); об условиях, необходимых для их роста и развития, об уходе за ними;
  • Формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту природы.

Задачи проекта: 

  • Научить сажать семена цветов (подготовка рассады), правильно ухаживать за рассадой, высаживать цветы в клумбы и уход за ними.
  • Дать знания детям о цветах и их разнообразии.
  • Научить  сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
  • Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые цветы.
  • Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
  • Формировать бережное отношение к цветам.
  • Развивать желание ухаживать за цветами.
  • Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
  •  Обогащать словарный запас детей и их знания о цветах;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде.
  •  Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе; стремление создавать прекрасное;
  •  Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами;
  •  Воспитывать коммуникативные навыки: самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Ожидаемый результат.

  • расширится представлений о цветах;
  • Научаться наблюдать за ростом и развитием растений
  • Выражать свои творческие способности при придумывание сказки…, изготовления открыток;
  •  Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  • Будет сформировано экологическое сознание и ответственность у  детей  и родителей.
  • У детей сформируются навыки коллективной работы.
  • На участке в детском саду будут созданы цветочные клумбы.
  • Дети стали более уважительно относиться к труду.
  • Наблюдение за растениями были зафиксированы фото дневнике наблюдений.

Аннотация проекта

Мероприятия проводятся в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей  в виде:  бесед,   наблюдений за комнатными цветами, рассадой луковичных и семенных цветов, цветочных клумб, чтение художественной литературы, отгадывания загадок;  развивающие, познавательные, подвижные игры, оформление цветочных клумб, изготовление поделок и рисунков, беседы с родителями.

Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают поисково-познавательную творческую работу.   Проект (в отличие от прежних занятий в традиционной практике) может длиться столько дней, сколько:

- у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;

- взрослым удаётся поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими её материалами;

-будет сохраняться творческая и методическая готовность взрослых поддерживать проект новыми идеями и ресурсами.

Благодаря продолжительности проекта дети получают возможность для реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. При этом каждому ребёнку обеспечивается право и возможность выбора способа познания в соответствии с его особенностями и потребностями.

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

-   принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

* признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

* признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

*уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Этапы реализации проекта.

I этап. Организационно-ознакомительный.

Разработка карты проекта, определение его цели и основных задач. Определение содержания проекта, его участников; разработка перспективного планирования по работе с детьми, составление плана взаимодействия с родителями и педагогами. Знакомство взрослых участников проекта с идеей проекта.

Мотивация детей. Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну к 8марта мы задаем себе вопрос «А что подарить любимой мамочке?» Вот и возникла у нас идея посадить цветок для мамы.   В группе на подоконнике дети решили сами попробовать посадить и вырастить первые весенние цветы: тюльпан, нарцисс, цикламен за которым сами и будут ухаживать. У детей возник вопрос «А как посадить  и вырастить?

Первый шаг – Обсуждение темы проекта с детьми. Исходя из интересов детей, проводится встреча-беседа с родителями. Выявление первоначальных знаний детей о цветах.  Создание предметно-развивающей среды.  Определение форм и методов работы

 Второй шаг – Проведение цикла бесед с детьми. Наблюдения детей за цветами. Рассматривание картин, фотографий, чтение художественных текстов.  Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры. Экологическое моделирование.  Создание информационного поля для родителей по теме проекта.

 

 Третий шаг Оформление альбомов стихов, пословиц, загадок. Сочинение сказки и зарисовка на теме « Сказочный цветок».  Конкурс чтецов на тему «Мой любимый цветок».  Выставка детских работ «Эти удивительные цветы».  Выставка работ  родителей  «Наши руки не от скуке».  

II этап. Информационный.

Мероприятия для детей.

  1. Социально-коммуникативное развитие.
  •  Рассматривание семян растений;  наблюдение за рассадой;  наблюдение за ростом и развитием растения
  • «Магазин цветов»

Цель:   упражнять детей в составлении описания растений; находить его по описанию; развивать речь; интерес к комнатным растениям.

Сроки: В течении всего проекта

  • Кукольная сказка «Радостный цветок»

Хороводные игры.

  • Весенний хоровод.
  • Большой хоровод
  1. Познавательное развитие.

Чтение художественной литературы:

  • Ж. Санд «О чем рассказывали цветы»,
  • Н. Соколов-Микитов «Цветы леса», «Легенды о цветах»
  • Андрей Платонов. Неизвестный цветок
  • Сказки Х. Андерсена «Дюлмовичка», «Цветы  маленькой Иды»
  • В.Катаев «Светик - семицветик»
  • Сказка «Аленький цветочек»

Рассматривание иллюстраций

  • «Такие разные цветы»- Познакомить детей с разнообразными цветами, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; классифицировать цветы по их месту произрастания.
  • «Путешествие в мир комнатных растений»

Развивать познавательную активность детей вы процессе формирования представлений о комнатных растениях, о правилах уходах за ними.  

  • «Луговые цветы» Познакомить детей с разнообразными цветами, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки.
  1. Речевое развитие.
  • Беседа «Для чего нужны цветы »Цель: выявить знания детей по теме; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы.
  • Беседа «Красота садовых цветов» Продолжать знакомить детей с многообразием цветов, развивать кругозор детей, воспитывать бережное отношение к цветам как части природы.

         Разучивание стихотворений «Ромашка», «Фиалки» с использование мнемотаблицы

  • Творческое рассказывание детей «Мой любимый цветок» Составление описательных рассказов по схемам, словарная работа.

Художественно-эстетическое развитие.

  • Рисование «Фантастические цветы».
  • Лепка «Цветочная Фантазия».
  • Конструирование «Тюльпаны» оригами. «Цветочное панно»

Разучивание песен о цветы.

Слушанье музыки: В.Моцарт «Цветы»,  П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»,  Ю.Антонов «Не рвите цветы»,

Мероприятия для родителей:

  • Родительское собрание «».?

Информация на стенд «Лучшие луковичные цветы для сада»

«Какие цветы лучше ставить в детскую комнату»

Мастер-класс «Наши руки не от скуке» (изготовление цветов из бисера и атласных ленточек»

Совместное творчество детей и родителей.

 

III этап. Заключительный.

Продукты проекта.

Выпуск экологической газеты «Цветы»

Подбор иллюстраций, загадок, стихов для оформления газеты

Цель: способствовать развитию поисково-исследовательской

деятельности, сотрудничества педагогов, родителей, детей.

«Клумбы дружбу» Высаживание цветов к клумбы выращенные детьми.

Итог проекта.

 Выставка творческих работ детей «Цветочная полянка»

Выставка работ родителей «Фантазия цветов»

 Праздник «День цветов»

Презентация проекта  «Эти удивительные цветы»

  Представить творческий отчет о проделанной работе.

Список используемой литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспекты занятий. – М.: УЦ. Перспектива, 2008.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айриспресс, 2008.
  4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  5. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар-практикум/авт.-сост. В.Е. Лампман (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013.
  6. Метенова Н.М. Родительское собрание. Методика проведения и практические материалы.- Ярославль: 2009.
  7. Севостьянова Е.О. Страна Добра: социализация детей 5-7 лет.- М.: Творческий центр Сфера, 2012.
  8. Интернет-ресурсы:

Приложение.

Беседы:

  • Тема: «Цветы на клумбе».
  • 2. Тема: «Как растет цветок».
  • 3. Тема: «Давайте беречь природу».

Дидактические игры

  • Дидактическая игра «Найди растение по названию». Цель: закрепить знания детей о характерных признаках наиболее часто встречающихся цветов
  • Дидактическая игра «В поле, в саду, в лесу, в доме» .Цель: закрепить знания детей о разнообразии цветов; различать и называть от места их произрастания по тем признакам, которые приводятся в загадках.
  • Дидактическая игра «Собери цветы». Цель: развивать зрительную память, внимание.
  • Дидактические игры «Кто быстрее соберет цветок» (разрезные картинки) .
  • Дидактическая игра «Назови лишний цветок», «Кто знает, тот отвечает» Цель: закрепить знания о цветах, различать их по названиям.
  • Дидактическая игра «Что как размножается»

Цель: Закреплять представления детей о видах размножения комнатных растениях.

  • «Четвертый лишний»
  • «Назови первый звук»
  • Состав цветок из палочек.

  • Подвижная игра «Цветы и пчелы». Доставить детям радость, воспитывать эмоциональную отзывчивость. Закреплять знания о значении цветов в жизни насекомых
  • Подвижная игра «Цветы, солнышко и дождик». Развивать быстроту реакции, двигательную активность.

Опыты и эксперименты

  • «Может ли растение дышать?»

Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

  • «Что выделяет растение?»

Цель. Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

  • «Кому лучше?»

Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

  • «Что потом?»

Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Картотека пальчиковых  игр на тему «Цветы»

           Картотека  Стихов

          Картотека Загадок

          Картотека опытов и экспериментов

Просмотр видео

  • Жизнь цветов и растений.
  • Жизнь цветов
  • Комнатные растения
  • Первые цветы

Танцы для праздника

  • Самый волшебный цветок
  • Таней цветов

- Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Поведение в природе»

-  Здоровье:  «Польза от цветов»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Мир удивительных цветов"

Актуальность и значимость экологического воспитания детей дошкольного возраста становится жизненно необходимой, приоритетной задачей для всех педагогов и родителей.Для меня эта задача личностно значим...

ПРОЕКТ НОД "Мир удивительных цветов"

Составила: Могильная Елена Павловнавоспитатель МБ ДОУ «Детский сад №11» г. Новокузнецк...

ПРОЕКТ НОД "Мир удивительных цветов"

Составила: Могильная Елена Павловнавоспитатель МБ ДОУ «Детский сад №11» г. Новокузнецк...

Проект "Мир удивительных цветов"

Формировать экологическую культуру детей младшего дошкольного возраста,  познакомить детей с цветами земли....

"Детский исследовательский проект "Удивительные цветы - бархатцы"

Цель: Узнать, для чего можно использовать цветы бархатцы.Задачи:·       Пересадить цветы в группу.·       Собрать с помощью родителей...

Краткосрочный проект "Эти удивительные цветы"

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействовать на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Начинать экологическое воспитание...

Конспект проведения совместной деятельности с детьми младшей группы по теме: Проект «Мир удивительных цветов».

Цель:  Формировать экологическую культуру детей младшего дошкольного возраста....