НОД по познавательно-исследовательской работе во второй младшей группе «Воздух невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Шатрова Галина Васильевна
Цели:
• знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, бесцветный, движется, ощущаем, бесформенный);
• развивать умение детей решать проблемные задачи;
• воспитывать интерес к экспериментированию;
•  закреплять понятия, обозначающими признаки воздуха.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_poznavatelno.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

 ЧДОУ Детский сад № 232 ОАО «РЖД»

НОД по познавательно-исследовательской работе во второй младшей группе № 4

«Карапузы»

« Воздух невидимка»  

 

                                                                                                         

 

     воспитатель: Шатрова Г.В.                    

Цели:

• знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, бесцветный, движется, ощущаем, бесформенный);

• развивать умение детей решать проблемные задачи;

• воспитывать интерес к экспериментированию;

•  закреплять понятия, обозначающими признаки воздуха.

Задачи:

 обучающие:  дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;  способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; закреплять порядковый и  количественный счет, цвета и их оттенки. продолжать учить исключать лишний предмет.

развивающие: способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

 воспитательные: воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Материал, оборудование:

1.Демонстрационный материал: воздушные шарики, схематические картинки с изображением свойств воздуха,  

2.Раздаточный материал: для каждого ребёнка: стаканы с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, бумажные веера, карточки для дидактических игр.

Словарная работа: бесцветный, невидимый, прозрачный, бесформенный.

Методические приёмы: использование  ТСО, практическое   задание с полиэтиленовыми пакетами, веерами, коктейльными трубочками, дидактические игры, физкультминутка, беседа, нетрадиционное рисование воздухом.

Интеграции: коммуникация, худ. литература, здоровье, познание, социализация, музыка.

Ход  НОД

Воспитатель: 

Утром встали малыши,

В детский сад свой пришли.

Вам мы рады, как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

Дети: Здравствуйте! С добрым утром!

1. Сюрпризный момент. Побудительная беседа (коммуникация).

 Инопланетянин (забегает с воздушными шарами)

- Здравствуйте! (дети здороваются). Ой, куда я попал,  

Воспитатель:

- Здравствуй  Инопланетянин, ты попал в детский сад  , во вторую младшую группу, проходи, ты как раз во время у нас  много гостей, погости и ты у нас немного, а шарики мы тебе попозже поймаем!   Ребята, а вам нравятся шарики? (Да!) Давайте вместе посчитаем. Сколько их? ( дети считают шарики) Какого они цвета? (голубой, розовый, фиолетовый, оранжевый, сиреневый)   Какой формы? (круглые)

Воспитатель:

Ребята у меня тоже есть шарик, но он почему-то не такой красивый. Почему? (потому что он не надут) Что же находится внутри шариков, кто знает?  (воздух).

Воспитатель:

- Как вы думаете, чтобы шарик мой стал большим и  красивым, что надо для этого сделать? (надуть)

- Что будет внутри шарика, когда мы его надуем? (воздух)

- Как он там оказался (появился)? (мы запустили его туда)

2. Отгадывание загадки (худ. литература).

Воспитатель:

- Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.                                                                     

Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)                                                                                                      И обратный держит путь (выдох ртом)                                                                                                                  Он невидимый, но, всё же,                                                                                                                                                                    Без него мы жить не можем . ( воздух)

Дети отгадывают.

-Подуйте на руку, что вы чувствуете? (ветер)

 3. Дыхательная гимнастика (здоровье).

«Вдыхаем счастье;

Выдыхаем  –добро»

 4.  Экспериментирование (познание).

Воспитатель:

- Ребята, а как вы думаете, мы без воздуха можем жить?  (Нет)

- Для чего нам нужен воздух? (Что бы дышать и жить)

 Инопланетянин:

- Ой! Получается, что вы все дышите воздухом, а у нас в космосе где я живу воздуха нет?!  - А где же он есть? Мне его надо побольше набрать! Инопланетянин ловит воздух, но  не может поймать) Ребята, вы не знаете где можно взять побольше воздуха? ( Он везде, но его не видно)

Воспитатель:

- Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе с  Иней и детьми пытаются поймать воздух ладонями.)

Инопланетянин :

- А у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?

Воспитатель:

- Хотите я вас научу ловить воздух?

Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.

Воспитатель:

- Получилось? (ответы детей. Подвести детей к выводу, что воздух можно поймать).

- А какого он цвета? Мы его видим?

(Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух невидимый, бесцветный, прозрачный)).

Инопланетянин:

- Что-то этот воздух какой-то невидимый… И поймать его невозможно… А почувствовать-то его можно?

Воспитатель:

- А мы сейчас это узнаем. Возьмите ребята каждый по одному вееру и попробуйте помахать им на себя. Что вы ощущаете?

Опыт с веером

Воспитатель раздаёт каждому участнику НОД по одному вееру и, по своему примеру, предлагает помахать на себя веером (ответы детей. Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать). Демонстрирует карточку «движение воздуха (ветер)».

Воспитатель:

- А давайте мы с вами  поиграем в игру: (проводится подвижная игра.)

5. Физ. минутка:

 Что за чудо шарики

По небу летят.

Красные и желтые радуют ребят.

Зеленые и синие воздушные шары.

Ветерок подует домой скорей лети.

6. Воспитатель:

- Дети, давайте расскажем и покажем Ине, что нас окружает живая и неживая природа. (работа за столами). Девочки разложат карточки с живой природой, а мальчики с неживой природой (дети делают вывод, что такое живая и неживая природа).

Инопланетянин удивляется, что у него в космосе такого нет.

7. Воспитатель предлагает детям логопесенку о воздушном шарике (работа с компьютером) (здоровье)

Воспитатель предлагает подойти к столикам  

- Ребята, художник перепутал картинки, помогите найти лишнюю картинку. ( дети находят лишнюю картинку и делают выводы)

8.Дидактическая игра «Найди лишнее» (классификация предметов)

индивидуальная работа за столами (дети находят лишний предмет, обозначают его и делают выводы)

9. Экспериментирование (познание).

Воспитатель:

- Ребята, а я вам ещё кое-что хотела показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним. (Подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка, воспитателя).

- Что вы здесь видите? (салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки)

- Как вы думаете, для чего нам это нужно? (чтобы пить воду).

- Нет ребята, воду мы пить не будем, я хочу вам показать опыт!

Опыт с водой:

Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки.

 Инопланетянин:

- Ой! А что это булькает?! (воздух).

Если дети затрудняются воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух. Задаются наводящие вопросы:

- Откуда он появился? (мы его вдохнули, потом выдохнули)

- Почему он булькает? ( потому что лёгкий)

Вывод — воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков. Для закрепления этого вывода предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика: один наполнен воздухом, другой — водой. Предложить детям подбросить эти шары и проследить какой из шаров взлетит, а какой нет.

 Инопланетянин:

- Что-то я устал… Я-то думал, что детишки в детском саду всё время играют, а у вас тут одни сплошные опыты!  

 10. Подведение итогов (коммуникация).

 Инопланетянин:

- Как много я с вами сегодня узнал про воздух! Как бы мне это всё не забыть.  Мне нужно ничего не забыть рассказать всё дома.

 Воспитатель:

- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть?

                                                                                                                                                                    • воздух невидимый, прозрачный бесцветный, лёгкий,  но мы можем его почувствовать;                                                                                                      • руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде .

Воспитатель:

- Ребята, давайте Ине нарисуем рисунки воздухом и подарим ему на память.

Дети за столами с помощью трубочек рисуют выдуванием красок рисунки для Инопланетянина и дарят ему.

Инопланетянин:  До свидания, ребята!  

Дети прощаются.

 

 

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Познавательно -исследовательский проект с детьми второй младшей группы "Наш веселый огород на окне".

Познавательно -исследовательский проект с детьми второй младшей группы "Наш веселый огород на окне"....

Познавательно-исследовательский проект с детьми второй младшей группы "Птички прилетели"

познавательно-исследовательский, творческий, игровой проект с детьми второй младшей группы "Птички прилетели"...

Познавательно – исследовательский проект для детей второй младшей группы «Зеленый лучок»

В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности. В проекте участв...

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух повсюду»

Расширение представлений о свойствах воздуха. Активизация речи: невидимка, поместили, приобрел.Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментировани...