Конспект НОД по познавательному развитию и природному окружению в старшей группе общеразвивающей направленности полного дня." В гостях у тигра. "
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Руденцова Татьяна Викторовна

Уточнить и расширить представления детейоб образе жизни хищников семейства кошачьих, обитающих на Дальнем Востоке. Формировать представление о преспособленности хишников к добывании пищи( выносливость, чуткий слух, сила.), умению маскироваться. Упражнять в сравнении и описании внешнего вида хищников. Воспитывать желание беречь и охранять этих животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_gostyah_u_tigra.docx63.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   «Центр развития ребенка - детский сад №140 г.Владивостока»

Конспект НОД по познавательному развитию и природному окружению в старшей группе общеразвивающей направленности полного дня

«В гостях у тигра»

Воспитатель: Руденцова Татьяна Викторовнаimage1

Владивосток 2018 г.


Цель:

Уточнить и расширить, представления детей об образе жизни хищников семейства кошачьих, обитающих на Дальнем Востоке. Формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи (выносливость, чуткий слух, сила), умению маскироваться. Упражнять в сравнении и описании внешнего вида хищников. Воспитывать желание беречь и охранять этих животных. Развивать внимание, логическое мышление, умение выражать свои мысли.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Подготовка:

Оборудована лесная полянка. Иллюстрации; слайды  животных (тигр, рысь, Амурский леопард, Амурский лесной кот, тигр на охоте).

Стихи, загадки: (Сборник «Беседы о Дальнем Востоке» - Т.А. Шорыгина), письмо; (магнитофонная запись - звуки леса, рычание тигра).

Ход занятия:

  • Ребята сегодня к нам в группу пришло письмо. А вот от кого письмо вы узнаете, если отгадаете загадку.

Он идет не дрогнут ветки Ловок, смел, глаза горят

                                             Черно-рыжий он расцветки,

   Поперечно полосат.

 (тигр)

  • А на какое домашнее животное похож тигр?

 (на кошку)

  • Ребята, а где живут тигры?

 (в тайге)

  • Давайте прочитаем письмо от тигра.

«Ребята у нас на Дальнем востоке живет несколько пород кошачьих хищников. Но, к сожалению, с каждым годом, их становится все меньше и меньше.

Я приглашаю вас к нам в тайгу, и хочу, познакомить со своими друзьями, лесными кошками. Может быть, вы сможете нам помочь».

  • Ну, что ребята пойдем в лес, к лесным жителям.
  • Но прежде чем отправится в путь, давайте вспомним как надо вести себя в лесу?

* #• '

 (в лесу ведут себя тихо, чтобы  не испугать животных; ведут себя очень осторожно, можно встретить диких зверей)

  • Дети выходят на поляну (звучат тихие звуки леса, пение птиц)
  • Вот мы и зашли в самую чащу лесной тайги.
  • Кто встречает нас?

Тигр огромный, полосатый.

Это знают все ребята

На охоту он идёт

Устрашающе ревёт.

Зверь могучий, очень умный Красться может он бесшумно

В три прыжка мелькнёт как тень

И в зубах его олень.

-Как выглядит тигр?

 (тигр большой, похож на кошку)

  • Тигр самая крупная дикая кошка на земле!
  • Ребята, а вы заметили, как окрашено тело тигра. Почему у тигра такая оранжева - жёлтая раскраска с чёрными полосками?

 (он так маскируется, прячется среди деревьев, чтобы лучше охотиться)

  • Да, охотится тигр на кабанов, оленей, лосей, зайцев, порой даже нападает и на медведя. Помогают ему охотиться необыкновенный ум, тонкий слух, и сила. Высмотрев добычу он крадётся, низко припадая к земле. Потом несколько прыжков и настигает жертву.
  • Какие звуки издаёт тигр когда нападает на свою жертву?

 (тигр громко рычит)

  • Давайте и мы попробуем порычать как тигры. (подражают)
  • Охотятся эти грациозные кошки по ночам.
  • Ребята как называются детёныш тигра?

 (тигрята)                  

  • Мама тигрица очень заботливая. В логове укрытом высокими скалами у неё родятся 2 или 3 тигрёнка. Полгода тигрица кормит тигрят, своим молоком, а ещё 2 года они всюду ходят за ней и учатся охотиться.
  • Амурские тигры - редчайшие в мире звери. Они занесены в Красную книгу, куда попадают исчезнувшие виды растений и животных. Во всем виноваты люди! Они охотятся на тигров ради их красивого меха.
  • Смотрите, ребята вот ещё одна умная кошка-жительница Дальневосточной тайги.
  • Амурский леопард - красивый зверь, ловкий и смелый. Он в три раза меньше тигра проворен и бесстрашен. Когда ему грозит опасность он быстро «влезает» на высокое дерево и прячется в его кроне или легко взбирается на непреступные скалы.
  • Внимательно посмотрите на леопарда. Как окрашен его мех? Зачем леопарду такая раскраска? Чем отличается она от раскраски тигра?

 (тигр с полосками, а леопард пятнистый, такой мех ему нужен, чтобы лучше маскироваться)

  • Правильно, его золотистая бархатистая шуба словно разрисована тёмными пятнами.

Охотятся леопарды, не издавая ни единого звука. Это пожалуй, самые молчаливые хищники. Их рёва не слышал ни один человек.

  • А на кого могут охотиться леопарды?

(зайцы, олени)

  • Правильно, он охотится на косуль, горных козлов.
  • Амурские леопарды - также как т тигры редкие исчезающие животные. В природе их осталось всего 40-50 особей.
  • Ребята, а кто враги леопардов? И почему их уничтожают?

 (медведь, тигр, охотники)

  • Главный враг леопарда опять же человек. Они гибнут от пуль охотников - браконьеров, от лесных пожаров и других стихийных бедствий.

Леопард - большой, красивый,

Это хищник молчаливый.

За добычей он идёт

Но себя не выдает.

Он ни рёвом, ни рычаньем

Зверь охотится в молчанье

Он проворен, ловок, быстр

Мех на шубке золотист.

  • Пойдём дальше по лесной тропинке. Может быть, еще, кого ни будь встретим.

Меньше тигра, больше кошки Над ушами кисти - рожки

С виду кроток, но не верь Страшен в гневе этот зверь.

   (рысь)

  • Правильно ребята это рысь. Как выглядит рысь? Опишите её.

 (рысь меньше тигра, меньше леопарда, похожа на кошку, мех   тоже пятнистый, на ушах у рыси есть кисточки)

  • Удивительной красы эта огромная кошка. Зеленоглазая, с кисточками на ушах. Она изящна, грациозна, очень подвижна. Ходит по тайге бесшумно. У неё гибкое тело мягкие, широкие покрытые густой шерстью лапы. Поэтому она легко и скользит по снегу.

Физ. минутка.

Давайте попробуем пройтись как рысь.

(дети проходят бесшумно по полянке между веточек и пенечков подражая походке рыси)

Рысь любит прятаться у водоёмов и поджидать свою добычу.                                          

Рысь это хищное или травоядное животное?

 (хищное)

  • На кого охотится рысь?  

 (зайцы, белочки и т.д.)

  • Как можно назвать детёнышей рыси?

(рысята)

  • Маленькие рысята очень похожи на котят, только хвостики у них короткие, лапки длинные да на ушках кисточки.

Рысь - опасный хищный зверь.

Её ласке ты не верь!

Хоть мурлыкает она,

Будто кошка у окна,

Ловит зайцев- беляков,

Соболей, бурундуков

Да и ты поберегись,

Коль в тайге увидишь рысь!

  • Рысь хоть и очень похожа на кошку, но очень опасный зверь!

Ей также как и тигру угрожает опасность исчезновения. Она тоже занесена в Красную книгу.

  • Ребята, посмотрите, а кто это спрятался в кустах и мурлычет.
  • Правильно, только это необычный домашний кот, а дикий Амурский лесной кот.

Похож на домашнюю кошку Только побольше немножко Ловит птиц, лесных ужей

 И лягушек и мышей.

  • Он действительно очень похож на домашнего кота, только гораздо крупнее.

Живёт он в сумрачных густых лесах и на горных склонах. У этого кота большие клыки, короткий хвост, а усы длинные и шерсть густая. Днём лесной кот прячется в дуплах деревьев, ночью выходит на охоту,

  • Как вы думаете, чем питается лесной кот?

 (мышами)

  • Можно ли Амурского кота назвать хищником?
  • Да охотится Амурский лесной кот на лесных мышей, разоряет птичьи гнёзда (ведь он очень хорошо лазает по деревьям), не отказывается от белочек, бурундуков. Лягушек.
  • Можно ли приласкать, погладить Амурского кота, как нашего домашнего кота Ваську?

 (нет это дикое животное)

  • Можно ли взять его с собой домой в городскую квартиру?

(ответы 5-6человек)

  • Приручить Амурского кота не удаётся. Он привык жит только на воле!

                               Кот лесной

                              Лесной котище!

                              У него горят глазищи!

                             Шерсть его густа, блестяща,

                             Кот разбойник настоящий.

                             Ловит птиц, лесных ужей,

                              И лягушек и мышей.

                              И запомните друзья!

                             Приручить кота нельзя!

  • Вот и закончилось наше путешествие в Дальневосточную тайгу. С какими животными Дальнего Востока мы познакомились?

 (тигр, леопард, рысь, дикий кот)

  • Чем похожи и чем отличаются тигр и леопард?
  • Какой зверь крупнее? (Тигр, леопард, Амурский кот)
  • Все эти животные очень редкие и находятся на грани исчезновения. Поэтому все они занесены в Красную книгу.
  • Какие опасности грозят этим удивительным кошкам и почему?
  • (Их уничтожают охотники-браконьеры из за красивого ценного меха)
  • А как мы с вами можем помочь этим животным на долгие годы остаться жить в нашей тайге?

(Высказывания детей)

В конце занятия можно предложить детям нарисовать тигра, или одного из наиболее понравившегося животного (рысь, леопард, лесной кот).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе общеразвивающей направленности на тему: «В гостях у сказки»

КОНСПЕКТ образовательной       деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе общеразвивающей направленности на тему:...

Конспект занятия по ОД познавательному развитию «ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДАМ - ГЕРОЯМ» в группе общеразвивающей направленности для детей 6-го года жизни (старший дошкольный возраст)

Дошкольный возраст – это время, когда развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, людям, себе и формируются основы нравственной позиции личности, которые проявляются во вза...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи "Сказочная сказка" в старшей группе общеразвивающей направленности.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи "Сказочная сказка" в старшей группе общеразвивающей направленности....

Конспект ООД "Познавательное развитие" Тема:"Откуда пришла книжка?" старшая группа общеразвивающей направленности

Применение исследовательской деятельности "путешествие по реке времени" по технологии Н.А. Коротковой...

Конспект ООД Познавательное развитие Тема: «Моя Родина — Россия» ( разновозрастная группа общеразвивающей направленности)

Цель: Воспитание патриотических чувств - любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России. Закрепить знания о российском флаге.Задачи:Познакомить с государственным гербом и гимном России.Воспитыв...

Интегрированная НОД по образовательной области «Познавательное развитие: ознакомление с социальным миром» в группе общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет с участием родителей

Интегрированная НОД по образовательной области «Познавательное развитие: ознакомление с социальным миром» в группе общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет с участием родителей...

Конспект НОД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим» в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Семья сильна, когда над ней крыша одна»

Уточнить и обобщить знания детей о семье, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представления о символах семьи....