Конспект ООД "Познавательное развитие" Тема:"Откуда пришла книжка?" старшая группа общеразвивающей направленности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Применение исследовательской деятельности "путешествие по реке времени" по технологии Н.А. Коротковой

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 6»

Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Конспект  ООД  «Познавательное развитие»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

№7 «НЕЗАБУДКА»

«Откуда пришла книжка?»

Выполнил: воспитатель высшей    квалификационной категории

                                                                     Корнилова Е.Ю.

2017 г.

Тема: «Откуда пришла книжка?»

Цель: дети знают историю создания книги, её развитие, устанавливают причинно-следственные связи между явлениями, рассуждают, делают умозаключения.

Образовательная среда: «Электронная презентация «Откуда пришла книжка?», картинки наскальных рисунков для работы в группах, камни с рисунками,  глина, палочки, бумажный свиток, кусочки бересты, карточки для исследовательской деятельности «путешествие по ленте времени», книга со сказками, упакованная в красивую подарочную бумагу,  «машина времени» (светомузыка).

Форма организации: ООД «Познавательное развитие»

Характер взаимодействия: форма общения со взрослым: ситуативно деловая; форма общения со сверстниками: эмоционально-практическая.

Ход:

I.Потребностно-мотивационно-целевой этап

- Ребятишки, я приготовила вам подарок! (показываю книгу, упакованную в красивую подарочную бумагу).

Дети передают подарок по кругу и высказывают свои предположения, что там находится.

- Что же здесь все-таки находится? Узнаете, если отгадаете загадку:

Я все знаю, всех учу

А сама всегда молчу

Чтоб со мною подружиться

Читать нужно научиться.  (Книга)

Дети снимают упаковку, рассматривают книгу.

- Как вы думаете, о чем эта книга?  (книга со сказками)

- Какие сказки вы читали?  ( Сами или с родителями?)

- Как вы думаете, такие красивые, красочные, интересные книги были всегда? (высказывания детей)

-Вы знаете,  когда и как появилась книга?

- Хотите это узнать? Как?

-Нам нужно отправиться в прошлое!

- На чем можно отправиться в прошлое?  (машина времени)

- Возьмитесь за руки, закройте глаза, отправляемся в прошлое!  ( включаю светомузыку).

 II.Практический этап

1.На экране появился слайд «Древность»

- Где мы оказались?

- Не могу понять, почему мы здесь оказались? Где же книги? Посмотрите, может, вы увидите!   (Дети находят камни с рисунками)

- Что же это такое?  (высказывания детей)

-Древние люди еще не умели, не только писать, но и даже разговаривать, а рисунками на камнях рассказывали о своей жизни. Можно сказать, что это первые книги.

2.- Здесь еще есть картинки, если расшифруете их, то узнаете, чем занимались

древние люди.

- Картинок всего 4, а нас много.  Что будем делать?

Дети объединяются в группы,  способ объединения выбирают сами.  (На картинках -  изображения наскальных рисунков: древние люди охотятся на мамонта, ловят рыбу, добывают мед, стреляют из лука).

3. Работа в группах. Выступление представителей групп.

- Отправляемся дальше!

4. На экране появляется слайд «Древняя Месопотамия»

- Здесь очень много глины. Все делали из глины.

- Как вы думаете, из чего делали книги?  (Тоже из глины).  Книги были глиняные!

- Давайте попробуем сделать страницу глиняной книги.

Предлагаю детям  объединиться парами и  нарисовать рисунок или написать свое имя палочками на влажных глиняных пластинках.

- Удобно ли вам было писать на глине? А хорошие, удобные это были книги?

 ( тяжелые, могли сломаться,  неудобно хранить: занимали много места).

- А теперь отправимся дальше и узнаем, какие еще были книги.

5. Просмотр презентации:

- Книги из папируса. Что такое папирус?  Книги сворачивали в очень длинные свитки.

Предлагаю  детям развернуть длинный свиток из бумаги  и прочитать, что написано.

- Легко читать такие свитки? А писать на них удобно было?

- В Древней Руси писали на бересте. Показываю бересту, дети ее рассматривают  и делают вывод:  легко ли писать на ней, хранить ее и сколько много нужно берез, чтобы сделать много книг.

-  Бумагу изобрели в Китае. Хранили тайну и никому не рассказывали, как делать бумагу.

- Позднее на Руси научились делать бумагу. Книги писали от руки, их называли рукописные.

- Потом появились печатные станки. Первый печатный станок появился в Германии, а затем уже и на Руси.

6. - Нам уже пора возвращаться из прошлого в настоящее, в детский сад. Где же наша машина времени?

Дети берутся за руки, закрывают глаза, Включаю светомузыку.

III. Результативный этап.

- Вам понравилось путешествие  в прошлое?  Что узнали нового?

А сейчас давайте разложим картинки на «реку времени» по вехам: «древность», «старина», «современное время».