КОНСПЕКТ образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе общеразвивающей направленности на тему: «В гостях у сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Терехова Татьяна Павловна

КОНСПЕКТ образовательной       деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе общеразвивающей направленности на тему:      «В гостях у сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazki.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Ладушки»

КОНСПЕКТ

образовательной       деятельности

по ОО «Речевое развитие» в старшей группе общеразвивающей направленности

на тему:      «В гостях у сказки»

Составила:

воспитатель

Т.П. Терехова

г. Заволжье

2015 г.


Программное содержание:

Обучающие задачи:

1.Закреплять и уточнять ранее полученные знания детей о русском фольклоре на примере сказок.

2.Упражнять детей в умении узнавать и называть сказку по иллюстрации и отвечать на вопросы по ее содержанию.

4.Упражнять детей в подборе слов противоположных по смыслу заданному слову.

5.Активизировать употребление в речи вежливых слов.

6.Продолжать упражнять называть слова-предметы, слова-действия, слова-признаки согласно символам, составлять предложение.

7.Упражнять детей в творческом рассказывании, в умении самостоятельно придумывать новый конец сказки, не повторяя сюжетов товарищей.

8.Закреплять умение при составлении конца сказки пользоваться схемами.

Развивающие задачи:

1.Содействовать развитию творческой активности детей в процессе придумывания нового конца ранее знакомой сказки.

2.Способствовать развитию  интонационной  выразительности речи, творческого воображения.

3.Развивать мышление на материале слов с противоположным значением.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать любовь к русским народным сказкам, желание их слушать и рассказывать.

2.Формировать нравственные представления – положительное отношение к проявлению доброты, дружбы.

3.Воспитывать желание употреблять в повседневной жизни вежливые слова, «крылатые» выражения, пословицы.

Предварительная работа.

1.Рассматривание иллюстраций к сказкам.

2.Чтение русских народных сказок («Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Крылатый, мохнатый и масленный», «Теремок», «Сивка – бурка».

3.Проведение речевых упражнений «Скажи ласково», «Скажи наоборот».

4.Чтение стихов, потешек и загадок о животных.

5.Разучивание динамической паузы «Заячья зарядка», пальчиковой гимнастики «Теремок».

6.Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

7.Создание творчески-развивающих ситуаций: сочинение сказки про «День рождение зайца», сочинение потешек.

8.Рисование на мотивы русских народных сказок.

9.Эксккурси в Музей истории г. Заволжье и библиотеку.

Материал: Перо Жар-птицы, на нем сказочный конверт с письмом, корзиночка, волшебная палочка, волшебный клубочек, 5 иллюстраций к сказкам, 12 дощечек для «мостика», «чудесный» мешочек с игрушками (щука, серый волк, «Золотая рыбка»), 12 лепестков (красного, синего и желтого цветов, по 4 каждого цвета) с символами, 2 схемы-помощницы для составления сказки, поделки-персонажи к сказке «Теремок», волшебная книга, мультимедийная установка.

Содержание ОД

Методы и приемы

В: Ребята, посмотрите какой приятный сюрприз: к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки (дети здороваются).

В: Смотрите, ребята, к нам прилетело волшебное перо Жар-птицы. На нем волшебное письмо (вскрываю). Кому оно? (читаю адрес)

«Здравствуйте, милые девочки и мальчики! Знаю, что вы все любите сказки, а поэтому только вы и сможете помочь мне и моим сказочным друзьям. Жду вас в сказочной стране. Ваш добрый сказочник»

В: Вы готовы отправиться в сказочное путешествие и помочь сказочнику? Что же нам нужно для путешествия?

Игровое упражнение «Что нужно для путешествия?»

В: У меня для вас подсказка, вот эта таблица-схема. Предлагайте, что нам нужно для сказочного путешествия? Как ты думаешь,…? Поставь рядом флажок. (дети называют и отмечают флажками).

В: Вы верите в чудеса? Тогда закройте глаза, а я произнесу волшебные слова: «Крибле, крабле, крибс! Корзиночка волшебная явись!»

В: Вот она волшебная корзиночка, а в ней волшебный клубочек и волшебная палочка. А сейчас нам понадобятся волшебные сапоги-скороходы. Не забыли, они волшебные, а поэтому невидимы человеческому взгляду.

Игровой прием.

В: Надеваем сапоги!

     Беритесь покрепче за руки!

     Считаем: один, два, три!

     Летим…

     Над чем мы пролетаем? (над морями, над дремучими лесами, над тридевятым царством, тридесятым государством…)

Какие удивительные места? Просто сказочно-красивые. Ну как тут не родиться сказкам. Волшебная палочка показывает, что мы приближаемся к сказочной стране…А вот и сказочный лес! Остановимся здесь. Осторожно, сбрасываем сапоги сначала с правой, а затем с левой ноги.

Один-два-три! Сели.

Все на месте.

Давайте оглядимся.

В: Как быстро покатился наш волшебный клубочек. Поспешим за ним. Куда это привел нас клубочек? Волшебная палочка погасла…

Это значит, чтобы продолжить нам путь, нужно выполнить задание.

В: А на пути у нас волшебная книга сказок. А задание будет такое: Узнать, герои каких сказок нас встречают и о чем они говорят (на экране появляются иллюстрации к сказкам, дети называют герояев и озвучивают отрывок из этой сказки)

1.«Крылатый, мохнатый и масляный» (Сядут они, бывало, втроем за стол обедать – не нахвалятся. Воробей говорит:

- Ай да щи! Просто прелесть: вкусны да наваристы!

- Я особый секрет знаю, - говорит блин, - как щи поспевать начнут, так я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу! Вот только тогда щи и получаются такие жирные да наваристые.)

2. «Гуси - Лебеди» (Добежала девочка до печки:

— Печка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.)

3. «По щучьему веленью» (Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

— Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется:

— На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладкая.

Щука взмолилась опять:

— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.)

4. «Сивка-Бурка»

(Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Стал конь просить Иванушку:

- Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.

- Хорошо, - отвечает Иванушка, - отпущу, да как я тебя потом найду?

- А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом, гаркни богатырским покриком: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» - я тут и буду.)

5. «Лисичка-сестричка и серый волк» (А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. К ней подходит волк:

– Здравствуй, кумушка!

– Здравствуй, куманёк!

– Дай мне рыбки!

– Налови сам, да и ешь.

– А я не умею.

– Эка, ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба-то сама на хвост и нацепляется. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.)

В: Молодцы! Замечательно справились с заданием. Волшебная палочка зажглась, можно путешествовать дальше. Клубочек снова покатился, поспешим за ним.

Ой, палочка снова гаснет…Снова задание на нашем пути. Смотрите, какой чудесный мешочек нас поджидает.

Игровое упражнение «Чудесный мешочек»

В: Ребята, давайте присядем рядком, да поговорим ладком (дети присаживаются на ковер)

А вот и записочка! «Ты в мешочек руку опускай, что в мешочке угадай?»

Кто хочет узнать, что находится в мешочке?

В: Назовите к слову щука противоположные слова?

Щука – птица              Щука-самолет

вода-воздух              живая-неживая

плавает-летает

Щука-окунь                  «Серый волк»-заяц

длинная-короткая         большой-маленький

большая-маленький      смелый-трусливый

тяжелая-легкий             злой-добрый

                                       догоняет-убегает

Волк-собака               «Золотая рыбка»-петушок

враг-друг                   вода-земля

нападает-охраняет    молчит-кричит

дикий-домашнее

В: Смотрите, волшебная палочка зажглась, а это значит мы с заданием справились. Клубочек, веди нас дальше. (На пути «ручеек»)

В: Дорогу нам преградил «ручеек». Как в таких случаях поступали сказочные герои? (В сказке «Соломинка, боб и уголек» герои перекинули через ручеек соломинку. В сказке Сутеева «Кораблик» герои построили кораблик)

В: Все верно. Но ни соломинки, ни кораблика у нас с вами нет. А вот эти дощечки я думаю, оказались здесь не случайно. Как мы с вами поступим? (Построим мостик через «ручеек»). Я предлагаю построить мостик из вежливых слов.

Игровая ситуация «Мостик из вежливых слов» (дети берут по одной дощечке, называют «волшебные», вежливые слова и выстраивают мостик, затем по нему переходят «ручеек»)

В: Хорошо ли быть вежливым? (Ответы детей) Перед вежливыми все двери отворяются.

Снова загорелась волшебная палочка. Поспешим за клубочком…

Клубочек привел нас на цветочную поляну. Что здесь могло произойти: от цветов только серединки, а лепестки ветер разбросал и все перемешал.

В: Наша волшебная палочка, смотрите, не горит. Что же здесь произошло?

Игра «Собери цветок»

В: От волшебных цветов остались только серединки, лепестки ветер разбросал и все перемешал. Сначала наведем порядок: возьмите каждый по лепестку. А теперь, чтобы оживить цветок, нужно вернуть лепестки к серединкам согласно символам. Нужно не только вернуть лепесток согласно символу, но при этом назвать слово про животное, которое изображено на лепестке.

Сначала соберем цветок, обозначающий слова-предметы (затем собирают цветок, обозначающий слова-действия, слова-признаки).

В: Какие красивые цветы расцвели на сказочной поляне?

Ребята, раз это волшебные цветы, то они могут превращаться в другие цветы? Верно?

Предлагаю собрать волшебные цветы без серединок из слов предметов, действий и признаков.

На лепестках одного цветка должны быть признаки одного и того же животного (убираю серединки)

Один-два-три!

Волшебный цветок из трех лепестков собери!

В: Кто готов? Кто собрал цветок? (дети называют предложения)

Что ты сказал? (предложение)

В: Какое интересное предложение у вас получилось (мне очень понравилось ваше предложение…, замечательное предложение составили из трех слов. Молодцы!)

Какие красивые сказочные цветы-предложения украшают поляну. Волшебная палочка, смотрите, загорелась…быстро-быстро покатился волшебный клубочек, кажется, …мы приближаемся к цели. Спешим за клубочком…

Кто это нас встречает!?

Сказочник: Здравствуйте, мои милые друзья! Узнали все меня? Сказки мои любите слушать, читать, рассказывать? И героев сказочных знаете? (Ответы детей)

А этих сказочных героев узнали? Из какой они сказки? Почему они здесь оказались? Что случилось? Какой конец получился у сказки? (…грустный, печальный, недобрый…)

Вам нравится такой конец сказки?

Сказочник: Будьте так добры, мои милые девочки и мальчики, сочините новый веселый, счастливый конец сказки.

Ну что? Вы готовы себя еще раз испытать, свое счастье попытать?

В: Ребята, поможем мы сказочнику и его героям? (Обязательно поможем).

Сказочник: Вот вам моя схема- подсказка, она вам пригодится, когда будете придумывать, чем же закончится сказка…

В: Спасибо тебе, сказочник, за схему…мы очень постараемся тебе помочь. Ты присядь и друзей успокой; а нам пора за работу. Сейчас я повешу эту схему…, рассмотрите ее…и приступайте сочинять сказку со счастливым веселым концом (дети, рассмотрев схему, самостоятельно распределяются (по желанию), кто с кем будет сочинять сказку, расходятся в разные уголки, идет обсуждение, сочинительство…)

Воспитатель подходит то к одной, то к другой группе детей (как бы прислушиваясь, дает указания, советы, типа: вы уже договорились, кто-что будет выполнять, не забывайте пользоваться схемой; вежливые слова в вашей сказке будут? Вы не забыли про пословицы и крылатые выражения в вашей сказке?)

Сказочник: Я вижу, что вы готовы рассказать свою сказку. (Дети группами, по желанию рассказывают свою концовку сказки. После каждого ответа детей, сказочник высказывает свое отношение к сказке).

Молодцы, какой интересный, необычный, загадочный конец у сказки…

Прослушав 3-4 новых сказки, уточняет кому чья сказка понравилась больше всего, почему?

Сказочник: Молодцы, мои юные друзья, не все ваши сказки понравились, я их все записал в свою волшебную книгу. Главное, что победила дружба. Очень поучительная и добрая получилась сказка. А теперь, как всякий уважающий себя сказочник, я приготовил для вас сюрприз. Хотите узнать какой? Тогда закройте глаза, произнесите слова: «Эне-бене, ушки факс!» Хлопните три раза в ладоши и откройте глаза. (Дети открывают глаза)

Организационный момент

Сюрпризный момент.

Появляется перо Жар-птицы, на нем сказочный конверт

Игровое упражнение

Ответы детей

Создание интереса

Звучит сказочная музыка

Воображаемая ситуация

Дети идут за волшебным клубочком

Книга – на мультимедийной установке

Рассказы детей

Оценка детской деятельности

Игровое упражнение

Дети на ощупь определяют предметы

Подбор детьми противоположных по смыслу слов

Ответы детей

Игровая ситуация

Инструкция к выполнению задания

Самостоятельная деятельность детей

Дети собирают цветок из трех листков

Похвала, поощрение со стороны воспитателя

Выходит сказочник с «волшебным пером» и с «волшебной книгой» в руках

Беседа с детьми

Постановка цели

Дает схему, на которой изображены различные варианты развития сюжета

Вывешиваю схему

Руководство деятельностью детей со стороны воспитателя

Детям на самостоятельную работу дается 1,5 – 2 минуты.

Рассказывание сказок детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе общеразвивающей направленности на тему: «Я и моя семья».

Конспект  непрерывной  образовательной деятельности   по социально-коммуникативному развитию  в  средней  группе общеразвивающей направленности  на тему: «Я ...

Конспект образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в старшей группе на тему «Транспорт»

Уточнить  представление детей  о транспорте и активизировать словарный запас по теме «Транспорт»....

Методическая разработка: Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Будем печь пироги»

Дать детям представление о том, какие продукты необходимы для приготовления теста и научить печь пироги....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Взрослые и дети любят сказки эти».

Конспектнепрерывной  образовательной деятельности   по речевому развитиюв младшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Взрослые и дети любят ска...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» в средней группе общеразвивающей направленности на тему: «Пересказ рассказа «Ёж и заяц»» (по К.Д. Ушинскому)

Конспект непосредственно - образовательной деятельности Образовательная область "Речевое развитие" в средней группе общеразвивающей направленности на тему: "Пересказ рассказа "Ёж и...