Интегрированное НОД на тему:«Саратовская гармошка».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чесакова Тамара Петровна

занятие которое знакомит детей с Саратовской гармошкой и народной музыкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл .25.95 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61 –

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА

410035, г.Саратов, ул. Бардина, 3, тел./факс: 62-03-35; 62-74-91

e-mail: zvetik-semizvetik61@yandex.ru

сайт:  http://www.shkola61.saredu.ru

Конспект

интегрированной образовательной деятельности в

подготовительной к школе группы

Тема: «Саратовская гармошка».

        Провела: Чесакова Т.П

Цель: приобщение дошкольников к истории родного края через наиболее узнаваемый символ Саратовской губернии, которой в 2016 году исполнилось 80 лет. Способствовать развитию интереса к саратовской гармошке у людей разных поколений

Задачи:

  • ознакомление с историей возникновения саратовской гармошки и способами её сохранения как символа Саратовской губернии.
  •  Упражнять в украшение силуэта гармошки   русским узором по прямой, путем вырезания и наклеивания на фон.
  •  Воспитывать любовь и уважение, привлечение детей и взрослых к игре на саратовской гармошке.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Саратовская гармонь», музыкальные инструменты (бубны, треугольники, трещотки, колокольчики, маракасы, гармони   Саратовская, Московская ),   запись звучания саратовской гармошки,

Предварительная работа:    рассматривание карты  Саратовской области, совместно с родителями и проведение  экскурсий по городу, посещение музеев Краеведения и Саратовской гармони  ,   беседа о саратовской гармошки, рассматривание гармошки  узор на ней , заучивание стихов, рисование  гармошки, прослушивание  аудиозаписи  звучание гармони. Разучивание хороводной игры с платочком.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – личностное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Ход НОД.

Дети  входят в зал,  под музыку «Полька бабочка» на саратовской гармошке.

Вос - ль.

Здравствуйте, ребята!

Психологический настрой: Ребята, давайте с вами  пожелаем всем хорошего настроения.

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «здравствуйте!» друг другу.

Всем «Привет» и «Добрый день»,

Нам здороваться не лень.

Если каждый улыбнется,

То  наш день с добром  начнется!

Вос - ль.

Хочу вам загадать загадку и отгадайте, о каком музыкальном инструменте идёт речь:

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?

Дети: (Гармонь)

Слайд 1

Вос - ль.

Правильно. Сегодня на музыкальное занятие вы зашли под звуки какого инструмента (включить ещё раз), под звуки гармони, но не простой, а какой?

Дети: Саратовской гармошки.

Слайд 2

Да, молодцы. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с инструментом - Саратовская гармошка. Кто нам расскажет о Саратовской гармошке?

Дети: 

Слайд3  Саратовская гармошка изготавливается в нашем городе- Саратове.

Слайд 4  Это ещё один символ нашего города.

Слайд 5  В честь Саратовской гармошки установлен памятник на проспекте Кирова.

-Вос – ль: Говорят, что звучание этой гармошки отличается особой звонкостью, потому что саратовские мастера придумали встраивать в гармошку колокольчики. Давайте послушаем:

Послушаем «Саратовские переборы».

А звук у гармошки правда не простой, что вы слышите?

Дети: Колокольчики звенят.

Кто вспомнит стихи  и поговорки  про гармошку.

Реб:

Ты в России сердце хоровода,

Как твои разливы хороши.

Ты всегда была душой народа!

Ну а как народу без души?

 Слайд 6

 Реб:

Ты – гармошка – матушка, не хуже хлеба – батюшки.

Ты не кормишь, не поишь, но всегда развеселишь.

Слайд 7

 Реб:

Эх, гармошки вы, гармошки.  В каждой выверт. В каждой ферт.

Без гармошки  не гулянье. Без гармошки не концерт!

Слайд8

С незапамятных времен и до сегодняшнего дня человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты:

Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою особую окраску звучания. Как вы думаете, ребята, можно ли перепутать звучание, например:

скрипки и балалайки или флейты и трубы.

Конечно, нет. Сейчас проверим, узнаете ли вы инструмент по звучанию.

Музыкальная игра «Угадай инструмент».

Нужно прослушать звучание музыкального инструмента и назвать его.

Дети поочередно слушают звучание инструментов:

Слайд 9    скрипки и балалайки- струнные инструменты,

Слайд 10  флейты и трубы - духовые инструменты.

Ребята, как вы думаете, к какому виду музыкальных инструментов относится гармонь?

Ответы детей.

Струн нет- есть клавиши- можно сказать. Что это клавишный инструмент?

Ответы детей.

А к духовым инструментам её можно отнести?

Ответы детей.

Вос-ль:

Гармонь- это духовой язычковый музыкальный инструмент с клавишным  механизмом.

У гармони две клавиатуры, на правой играют мелодию, а левая предназначена для аккомпанемента.

Звук разной высоты издаёт тонкий металлический язычок, обдуваемый воздухом из мехов.

Давайте посмотрим и вспомним из чего состоит гармонь:

Слайд 11

 Реб: это деревянные заготовки для корпуса с отверстиями для клавиш и  

                 выходящего воздуха, который преобразуется в звук.

Слайд 12

Реб:

  это заготовки для мехов

Слайд 13

 Реб: вот готовые меха, они делаются из кожи

Слайд 14

  Реб: держится гармошка на ремнях.

Слайд 15  

Реб:  чтобы звенели колокольчики, нажимают на эти кнопочки,

                  это они придают гармошке необычный тембр звучания, который и  

                  прославил её на всю Россию.

Слайд16

 Вос – ль: А в руках талантливых русских умельцев, гармошка и говорила, и заливалась и пела.

Реб:

А ну-ка для порядочка,

Заговори двухрядочка,

И выдай нам разборчивый,

Сердечный перебор…

Реб:

А мы с тобой, гармошечка,

Сыграем здесь на ложечках,

Пусть перебор уляжется

В душевный разговор.

Вос-ль:  Ребята, музыкальный инструмент - ложки, слушаем ритм «Заволжских переборов».

Играем «Заволжские переборы».

 

Дети  все встали в хоровод.

Сегодня мы с вами повторим ритмические движения под любимую музыку «Барыню», но в исполнении Саратовской гармошки.

Игра с платочком.

Пока звучит музыка, дети передают платочек по кругу, музыка остановилась, у кого платочек, тот показывает танцевальные р.н. движения. И так 3-4 раза.

А сейчас вспомним текст частушек, которые мы знаем про гармошку.

Про задорную гармошку,

Вам частушки пропою,

Про задорную гармошку,

Всё как есть вам расскажу

Радостно звучат оркестры,

Все танцуют и поют.

Стоит зазвучать гармошке –

Все поклон ей отдают.

Песен на Руси не мало,

Все поют – и стар и млад.

А с гармошкой – говорушкой  

Песни радостней звучат!

Ах, гармошка – говорушка,  

Всему свету госпожа!

Только кнопки заиграют –

Запоёт моя душа!

Молодцы, ребята!

-1,2,3,4,5  в мастеров вас превращаю,  в мастерскую приглашаю!  

Дети проходят за приготовленные столы

У вас на столе меха гармони и наша задача мастеров украсить гармонь узорами и колокольчиком. Уточняю,  с  какой стороны и  сколько расположить клавиш, где расположен колокольчик.

Во время работы не забываем о правилах безопасности работы с клеем и ножницами.

  Звучит музыка  (гармонь).

 Дети выбирают необходимый материал и приступают к выполнению работы (в ходе выполнения задания напоминаю детям об осанке). Прошу детей отнести готовые гармошки на выставку в форме большой гармони.

Реб.

«Гармонь - не просто ящик музыкальный,
Она - хранительница русской старины,
Народной мудрости источник уникальный,
Культурное наследие страны!
Своя, саратовская, русская, народная,
Гармонь тревожит сердце благородное,
И музыкой волнующей, особенной,
Вновь наши души связывает с Родиной!»

Рефлексия.

Вос – ль. - Какие вы молодцы, ребята,- проявили столько фантазии! Вашими гармошками мы  украсили  выставку.

- Скажите, о чем мы сегодня  говорили?  Кем вы были?

А теперь покажите мне свое настроение

Под музыку дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

конспект - знакомство с картиной М.А.Кудрявцева "Мальчик с гармошкой"

Знакомство детей с творчеством художника М.А.Кудрявцева, расширять представления детей о многообразии картинной живописи....

Чтение стих-ия В.П.Пашутина "Тульская гармошка". Аппликация "Гармонь" (старшая группа)

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.Цели: учить детей создавать изображение гармони из частей, учит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Саратовская глиняная игрушка»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности ...

Проект в старшей группе на тему: «Саратовская гармошка».

Цель: Создание условий для формирования основ музыкальной культуры и развития представлений ребенка о музыкальном инструменте — гармони....

Сценарий непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (5-6 лет) на тему: «Саратовская игрушка»

ОО Познавательное развитие, интеграция с ОО «Речевое развитие»поисково-исследовательская, конструктивно-модельнаяЦель:  Продолжать формировать представления о родном крае....

Проект в старшей группе на тему: «Саратовская гармошка».

Цель: Создание условий для формирования основ музыкальной культуры и развития представлений ребенка о музыкальном инструменте — гармони....