Сценарий непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (5-6 лет) на тему: «Саратовская игрушка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Крамаренко Татьяна Вячеславовна

ОО Познавательное развитие, интеграция с ОО «Речевое развитие»

поисково-исследовательская, конструктивно-модельная

Цель:  Продолжать формировать представления о родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_k_munitsipalnomu_konkursu_kramarenko.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №35»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413111, Саратовская  область, г. Энгельс, ул. Смеловская, тел. (8453)  95-04-11

Сценарий непосредственно образовательной деятельности

 в старшей группе (5-6 лет) на тему:

 «Саратовская игрушка»

(ОО Познавательное развитие, интеграция с ОО «Речевое развитие»)

Подготовила:

Крамаренко Татьяна Вячеславовна,

воспитатель первой квалификационной  категории

г. Энгельс,

2022 г

Возраст детей

5-6 лет

Тема НОД

«Саратовская игрушка»

Вид деятельности

поисково-исследовательская, конструктивно-модельная

Цель и задачи педагога

Цель:  Продолжать формировать представления о родном крае.

Задачи:

Образовательные. Формировать представления о малой родине, богатстве родного края, о саратовской игрушке. Закреплять умение получать информацию об  объекте в процессе  его исследования посредствам  технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ (умение узнавать объект (саратовская игрушка), называть его, сравнивать его с другими объектами схожими по определенному признаку)

 Развивающие. Развивать познавательную активность. Совершенствовать диалогическую форму речи, в умении делиться разнообразными впечатлениями в ходе экскурсии по ярмарке.

Воспитательные. Воспитывать любовь к родному краю,  гордость за людей  населяющих  его. Воспитывать бережное отношение к результатам труда народных мастеров. Совершенствование социальных умений: договариваться друг с другом для решения общей значимой  задачи.

Здоровьесберегающие. Обеспечить рациональное сочетание разных видов детской деятельности (сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок, следить за соблюдением правил безопасности труда и личной гигиены).

Активизация словаря: саратовская игрушка, штампиковые улубления, (при украшении игрушки), ямчатая, глазурование.

Предполагаемая цель ребенка

Помочь  народным мастерам определить новый объект и мастера, который создал этот объект.

Этапы деятельности

Действия педагога

Действия детей

Мотивационный этап

Игровая ситуация, подводящая  к целеполаганию

(сталкиваемся с ситуацией, когда  необходимо договориться друг с другом или рассказать что-либо)

Педагог обращает внимание на послание, в котором  народные умельцы приглашают в гости, чтобы помочь им  определить новый объект и какой мастер постарался в создании этого объекта.

Узнать место встречи с мастерами поможет Дидактическая игра «Да -Нет» по ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии.

И/З: умение определить объект «ярмарка» посредствам подробного описания характерных признаков объекта.

Ход игры:

Педагог предлагает отгадать заданный объект при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет».

Педагог задает вопросы   побуждающего характера.

- Где в городе проходит ярмарка?

- С какой целью проводится ярмарка?

- Зачем мы туда пойдем? Для чего это нужно?

Дети проявляют интерес, эмоционально откликаются, испытывают желание помочь народным мастерам и вступают в игровые действия. Выказывают желание поиграть.

Дети ищут отгадку.

Дети отвечают на поставленные вопросы, делают комментарии

Ориентировочный этап

Организация затруднения - уточнение цели

(как будем решать поставленную задачу)

Педагог предлагает пройти на ярмарку.

- Что произошло? Торговые ряды пустые. Где весь товар?

Обращает внимание на стол накрытый платком. Под платком находят  все объекты, необходимые для игры (речная рыба, народная игрушка, народные инструменты, хлебобулочные изделия).

- Кто же объединил  все объекты и помешал  народным умельцам представить каждому свой товар? (Волшебник Объединения)

- Кого позовем на помощь, чтобы привести в порядок торговые ряды? (Волшебника Дробления)

- Как он нам поможет? (разделить объекты по общему признаку)

Педагог предлагает

дидактическую  игру «Ярмарка»

И\З: умение классифицировать объекты по определенному признаку.

Ход игры:

Педагог предлагает распределить объекты на мольберты «торговые ряды» по объединяющему признаку (речная рыба: щука, стерлядь, окунь, сом; народная игрушка: дымковская, филимоновская, матрешка, саратовская игрушка; народные

инструменты: ложки, саратовская гармоника, гусли, балалайка; хлебобулочные изделия: ватрушка, баранки, саратовский калач, плюшка).

Педагог предлагает выделить

объект в каждой группе, чем знаменит город Саратов (стерлядь, саратовская гармоника, саратовский калач)

Педагог обращает внимание на мольберт с народными игрушками.

- Все объекты вам знакомы?

- Какому  объекту  затрудняетесь дать название?

- Из какого материала выполнен объект?

 Эмоционально откликаются. Дети испытывают желание помочь навести порядок на Ярмарке. Делают свои предположения. Прогнозируют свои действия.

Дети  делятся на подгруппы, распределяют объекты по определенному признаку, называют объекты, делают пояснения и комментарии.

Выказывают свое отношение к родному краю.

Дети делают предположения, в ходе игры  испытывают затруднение: не могут определить новый объект - Саратовская игрушка

Исполнительский этап

Действия по ситуации (применение знаний и  умений для выхода из различных ситуаций)

Изложение нового материала

Педагог называет объект - Саратовская игрушка.

Рассказ педагога с последующим показом иллюстраций, фотографий, штампиков.

«Игрушка- символ края. Саратовская глиняная игрушка родилась много веков назад на территории Татищевскаго района в деревне Малая Крюковка. Ямчатая (имеющая много ямок на поверхности) игрушка служила украшением сельского быта и помогала воспитывать детей. Саратовскую игрушку отличает от других специальный ямочный рисунок, специальными штампиками делается оттиск рисунка. Затем в полученное углубление заливается краска. Саратовская игрушка может быть с обжигом и просто высушенная, основной цвет - природный, но допустимо окрашивание в белый цвет. На старинных игрушках 1914 года рисунок выполнен палочкой. В древнем городе Укек на территории современного Саратова, найдены глиняные игрушки. В городе существовал русский ремесленный поселок. Археологами найдены формочки для изготовления игрушек, изделия обжигались и глазуровались. Мастер по игрушке Пахомова Пелагея Андрияновна передала опыт изготовления игрушки своему племяннику Африкантову Петру Петровичу. Петр Петрович Африкантов сделал игрушку более красочной и выразительной, изделия мастера Африкантова П.П., выполненные в стиле художественной лепки из глины, отнесены к изделиям народных художественных промыслов.

И для того чтобы больше людей узнало о саратовской игрушке построить мост, соединяющий два города -  Саратов и Энгельс.

Динамическая пауза

Педагог, используя метод моделирования предлагает на полу выполнить  из ткани реку Волгу и мост, соединяющий города Энгельс и Саратов  из элементов пазлов.

Педагог предлагает  путешествие с Саратовской игрушкой по схеме  на основе модели «Эвроритм» по ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии.

И\З: Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов и выделять их признаки; умение обобщать, конкретизировать, строить умозаключения, выявлять причинно - следственные связи. Ход:

1 этаж: Желает узнать для чего люди придумали этот объект? Что он умеет делать?

2 этаж: Какие бывают объекты, выполняющие одну функцию? Чем они различаются? По какому признаку?

3 этаж: Как будет выглядеть объект если наделить всеми качествами?

4 этаж: Когда нельзя пользоваться объектом? Какое правило можно использовать для объекта?

5 этаж: Живут Волшебники, которые могут наделить объект различными качествами. Детям дается возможность пофантазировать.

Подведение итога

Педагог предлагает обсудить: справились ли они с заданием.

- Помогли мы народным умельцам?

- Что мы для этого сделали?  

-  О какой новой народной игрушке вы узнали?

- Что мы можем сказать о Саратовской игрушке?

Используют речь как средство общения и обмена информацией.

Дети делают комментарии.

Дети самостоятельно выполняют задание, моделируют реку Волгу и мост, соединяющий два города, Энгельс и Саратов.

Дети эмоционально откликаются. Используют речь, как средство общения.

Отвечают на поставленные вопросы, делают комментарии

Рефлексивный этап

(проговаривают, какие эмоции испытали)

- Что сегодня вам особенно понравилось?

- Что было интересным?

- Что вызвало затруднения?

- О чем расскажете дома близким?

Дети отвечают. Комментируют.

Описывают свои эмоции.

Перспективный этап

Выход на самостоятельную деятельность (как можно использовать полученные умения в самостоятельной деятельности)

 - Как  нам пригодятся эти знания в дальнейшей жизни?

- Как можно поиграть с объектом (саратовской игрушкой)?

- Какую новую игру можно придумать? Какие новые правила ввести?  

Педагог создает условие для совместной деятельности.

Дети выказывают желание взаимодействовать с объектом посредством технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (волшебная дорожка, системный оператор, да-нет и другие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект-сценарий непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "День рождения города Братска"

Конспект с применением ИКТ, включающий в себя игры, викторину, творческие задания детям старшего дошкольного возраста....

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию. Тема: Наши друзья - игрушки.

Ход НОД. Воспитатель стоит в кругу (читает стихотворение) "Круг широкий вижу яВстали все мои друзьяМы сейчас пойдем направо,А теперь пойдем налевоВ центре круга соберемся,И на место все верн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Саратовская глиняная игрушка»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности ...

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе"Нетрадиционное рисование с губкой "

НОД по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционные формы рисования) в старшей группе №2....

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе"Нетрадиционное рисование с зубной щеткой "

НОД по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционные формы рисования) в старшей группе №2....