Методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Образовательная деятельность в подготовительной группе по познавательному развитию на тему "Осень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie.docx | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)
Методическая разработка
Название
Образовательная деятельность в подготовительной группе по познавательному развитию
Тема
«Осень»
Автор: Воспитатель СП 10 Кузнецова Венера Кайюмовна
Москва 2017
- Организационная форма:
НОД
- Реализация образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», Физическое развитие».
- Цель:
Формировать знание детей о признаках осени, осенних месяцах, о жизни диких животных в осенний период.
- Задачи:
образовательные:
- Расширять знания детей об осени.
- Называть погодные явления, которые зачастую производят в это время года.
- Закрепить знания детей о том, как животные готовятся к зиме.
- Способствовать развитию любознательности, мышления, воображения.
развивающие:
- Развитие памяти и мышления
воспитывающие:
- воспитывать интерес к окружающему миру
Предварительная работа:
-Беседы: "Время года- осень. Признаки осени», чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с осенним пейзажами и лесными животными
- Методы и приёмы:
Беседа, вопросы, продуктивная деятельность, мотивация, художественное слово, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
- Используемая литература:
Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008
Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006.
Структура проведения
1 часть (вводная)
Воспитатель: Что за гости в зал спешат
9 маленьких ребят?
Вы садитесь все сюда
Все на месте?
Дети: да-да-да!
Воспитатель: Ребята отгадайте, о каком времени года я вам загадаю загадку:
Пришла без красок и без кисти.
Да перекрасила все листья.
(Осень)
- Посмотрите на экран. слайд
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льётся –
Это время года осенью зовётся
-Итак, о чем наш сегодняшний разговор?
Дети: об осени.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разною.
- Ребята, что происходит с наступлением осени?
Дети: Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет холодный дождь. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.).
Воспитатель: Осень – замечательное, очень красивое время года. А вы знаете, что существует три осени и к каждой из них у нас особая любовь. Давайте назовем все осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: каждый из этих месяцев относится к трем периодам осени. А кто нибудь из вас знает, как в народе называют сентябрь? (ответы детей)
Сентябрь в народе называют «Запевалой осени» или ранняя осень. Давайте посмотрим на сентябрь.
слайд
Воспитатель: Как вы думаете, ранняя осень, какая она?
Дети: Радостная, красивая, богатая на урожай, солнечная, зеленая и т. д.
Воспитатель: Да ребята, это все про сентябрь. А кто знает, как в народе называют октябрь?
Дети: Октябрь называют «Листопадником» или «Золотая Осень».
Воспитатель: Давайте посмотрим.
слайд
Воспитатель: Как вы думаете, Золотая осень, какая она?
Дети: Красивая, разноцветная, красочная, золотистая и т. д.
Воспитатель: Золотая осень, замечательное время года, она вдохновляла многих поэтов на создание замечательных произведений.
За окном береза стала золотой.
Листья разбросала по траве густой.
Листья собираем, а они летят,
В золотой метели наш осенний сад.
Воспитатель: Ребята, какие цвета у золотой осени?
Дети: Красный, оранжевый, желтый.
Воспитатель: Но у нас с вами остался ещё один месяц осени, какой?
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: А вы знаете, как его называют в народе? (ответы детей)
Ноябрь называют ещё «Грудень». Почему «грудень»? потому что ударяли первые морозы, но снегу ещё мало, а на месте недавней грязи лежат замерзшие комья земли «Грудки» или поздняя осень.
Давайте посмотрим.
слайд
Воспитатель: Какая она, поздняя осень?
Дети: Пасмурная, дождливая, холодная, грустная, печальная и т. д.
Воспитатель: А. С. Пушкин, наш любимый русский поэт очень любил осень, вот послушайте его стихотворение:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лисов таинственная сень
С печальным шумом опадала.
Ложился на поля туман,
Гусей – печальный караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: Вот видите, какая разная бывает осень.
А сейчас я вам прочитаю рассказ «Разноцветные кораблики» Д. Кайгородову
Чтение рассказа
Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня: жёлтые, красные, оранжевые — целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно. И ещё продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тот час поплывёт с поднятыми парусами. Вы догадались, что за кораблики прилетели на пруд и почему они разноцветные?
Почему листья изменяют свой цвет осенью? ”.
Дети: “Листья становятся жёлтыми, красными, увядают, потому что им не хватает тепла”.
Воспитатель: “Правильно, становится холоднее, и деревья изменяют окраску листвы, готовятся к зиме.
“Падают с ветки золотые монетки,
Землю покрывают, когда это бывает? ”.
Дети: “Это бывает осенью, и начинается это в октябре”.
Воспитатель: Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?
Дети: На ковёр.
Воспитатель: Дует ветер, летят листья. Что происходит в природе?
(слайд о листопаде)
Дети: Листопад
Воспитатель: А что это такое Листопад?
(Деревья приспосабливаются к условиям зимы. Осенью много воды, но дерево не может её взять. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. Поэтому листья желтеют и опадают) .
Воспитатель: Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад! Я буду деревом, а вы моими листочками, тихонько возьмите по 2 листа и станьте возле меня.
Мы листики осенние,
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.
Воспитатель: С какого дерева у вас листочки?
Дети: С клена
Воспитатель: Молодцы! Какой красивый листопад получился!
Так же осенью меняется жизнь птиц.
Каких птиц Вы знаете? Ответы детей. Молодцы! А теперь я вам загадаю загадки о птицах, вы готовы отвечать? (показ слайдов птиц)
Помните, загадку дослушиваем до конца.
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»?
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (дятел)
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня (синичка).
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь).
Я весь день ловлю жуков
Ем букашек, червяков
Зимовать не улетаю
Под карнизом обитаю (воробей).
Все ли птицы остаются в лесу на зиму?
(Нет, некоторые улетают на юг)
Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?
(Перелётные)
А почему они улетают?
(Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.)
Каких перелётных птиц Вы знаете?
(Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки)
Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
(Зимующие)
Чем питаются зимующие птицы?
(Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)
Как нужно заботиться о зимующих птицах?
(Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки)
Воспитатель: ребята , а теперь нам немного надо отдохнуть
Физкультминутка.
Вдруг закрыли небо тучи –
Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий. –
Прыгают на носочках, держа руки на поясе.
Долго будет дождик плакать,
Разведет повсюду слякоть. –
Приседают, держа руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге, -
Идут по кругу, высоко поднимая колени.).
Поднимай повыше ноги.
Воспитатель: Присаживайтесь. Осень изменила жизнь не только птиц, но и животных. А какие животные живут в лесу вы отгадаете. готовы? (с показом слайдов)
Просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.
(медведь)
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Ходит, бродит он молчком,
Уши серые торчком. (волк)
Я сознаюсь виновата,
Я хитра, плутовата.
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком. (лиса)
Угадайте, что за шапка,
Меха целая охапка.
Шапка бегает по бору,
У стволов грызёт кору. (заяц)
Воспитатель: Ребята, волк, лиса, заяц, как они готовятся к зиме?
Рассказы детей об изменениях в окраске меха зверей, о запасах на зиму.
Лесом катится клубок, у него колючий бок
Он охотится ночами за жуками и мышами (ёж)
А что происходит с ежом?
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
орешки я грызу. (белка)
Воспитатель: Ребята, что общего у этих животных? Конечно, они все живут в лесу и это дикие животные.
Молодцы ребята! Всех зверей в лесу знаете. А напомните мне пожалуйста какое сейчас время года? А какие осенние месяцы вы знаете? А какие птицы остаются зимовать? молодцы ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...