Методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Венера Кайюмовна

Образовательная деятельность в подготовительной группе по познавательному развитию на тему "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Методическая разработка

Название

Образовательная деятельность в подготовительной группе по познавательному развитию

Тема

«Осень»

Автор: Воспитатель СП 10 Кузнецова Венера Кайюмовна

Москва 2017

  1. Организационная форма:  

НОД

  1. Реализация образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», Физическое развитие».

  1. Цель: 

Формировать знание детей о признаках осени, осенних месяцах, о жизни диких животных в осенний период.

  1. Задачи: 

образовательные:

  • Расширять знания детей об осени.
  • Называть погодные явления, которые зачастую производят в это время года.
  • Закрепить знания детей о том, как животные готовятся к зиме.
  • Способствовать развитию любознательности, мышления, воображения.

      развивающие:

  • Развитие памяти и мышления

воспитывающие:

- воспитывать интерес к окружающему миру

Предварительная работа: 

-Беседы: "Время года- осень. Признаки осени», чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с осенним пейзажами и лесными животными

  1. Методы и приёмы:

Беседа, вопросы, продуктивная деятельность, мотивация, художественное слово, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

  1.  Используемая литература:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006.

Структура проведения

    1 часть (вводная)

    Воспитатель: Что за гости в зал спешат

                             9 маленьких ребят?

                             Вы садитесь все сюда

                             Все на месте?

    Дети: да-да-да!

    Воспитатель: Ребята отгадайте, о каком времени года я вам загадаю загадку:

Пришла без красок и без кисти.

Да перекрасила все листья.

(Осень)

    - Посмотрите на экран. слайд

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льётся –

Это время года осенью зовётся

      -Итак, о чем наш сегодняшний разговор?

    Дети: об осени.

    Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разною.

    - Ребята, что происходит с наступлением осени?

    Дети: Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет холодный дождь. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.).

    Воспитатель: Осень – замечательное, очень красивое время года. А вы знаете, что существует три осени и к каждой из них у нас особая любовь. Давайте назовем все осенние месяцы.

    Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Воспитатель: каждый из этих месяцев относится к трем периодам осени. А кто нибудь из вас знает, как в народе называют сентябрь? (ответы детей)

    Сентябрь в народе называют «Запевалой осени» или ранняя осень. Давайте посмотрим на сентябрь.

    слайд

    Воспитатель: Как вы думаете, ранняя осень, какая она?

    Дети: Радостная, красивая, богатая на урожай, солнечная, зеленая и т. д.

    Воспитатель: Да ребята, это все про сентябрь. А кто знает, как в народе называют октябрь?

    Дети: Октябрь называют «Листопадником» или «Золотая Осень».

    Воспитатель: Давайте посмотрим.

слайд

    Воспитатель: Как вы думаете, Золотая осень, какая она?

    Дети: Красивая, разноцветная, красочная, золотистая и т. д.

    Воспитатель: Золотая осень, замечательное время года, она вдохновляла многих поэтов на создание замечательных произведений.

За окном береза стала золотой.

Листья разбросала по траве густой.

Листья собираем, а они летят,

В золотой метели наш осенний сад.

    Воспитатель: Ребята, какие цвета у золотой осени?

    Дети: Красный, оранжевый, желтый.

    Воспитатель: Но у нас с вами остался ещё один месяц осени, какой?

    Дети: Ноябрь.

    Воспитатель: А вы знаете, как его называют в народе? (ответы детей)

Ноябрь называют ещё «Грудень». Почему «грудень»? потому что ударяли первые морозы, но снегу ещё мало, а на месте недавней грязи лежат замерзшие комья земли «Грудки» или поздняя осень.

    Давайте посмотрим.

слайд

    Воспитатель: Какая она, поздняя осень?

    Дети: Пасмурная, дождливая, холодная, грустная, печальная и т. д.

    Воспитатель: А. С. Пушкин, наш любимый русский поэт очень любил осень, вот послушайте его стихотворение:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лисов таинственная сень

С печальным шумом опадала.

Ложился на поля туман,

Гусей – печальный караван

Тянулся к югу, приближалась

Довольно скучная пора

Стоял ноябрь уж у двора.

    Воспитатель: Вот видите, какая разная бывает осень.

    А сейчас я вам прочитаю рассказ «Разноцветные кораблики» Д. Кайгородову

Чтение рассказа 

    Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня: жёлтые, красные, оранжевые — целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно. И ещё продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тот час поплывёт с поднятыми парусами. Вы догадались, что за кораблики прилетели на пруд и почему они разноцветные?

Почему листья изменяют свой цвет осенью? ”.

    Дети: “Листья становятся жёлтыми, красными, увядают, потому что им не хватает тепла”.

    Воспитатель: “Правильно, становится холоднее, и деревья изменяют окраску листвы, готовятся к зиме.

“Падают с ветки золотые монетки,

Землю покрывают, когда это бывает? ”.

    Дети: “Это бывает осенью, и начинается это в октябре”.

    Воспитатель: Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?

    Дети: На ковёр.

    Воспитатель: Дует ветер, летят листья. Что происходит в природе?

(слайд о листопаде)

    Дети: Листопад

    Воспитатель: А что это такое Листопад?

(Деревья приспосабливаются к условиям зимы. Осенью много воды, но дерево не может её взять. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. Поэтому листья желтеют и опадают) .

    Воспитатель: Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад! Я буду деревом, а вы моими листочками, тихонько возьмите по 2 листа и станьте возле меня.

Мы листики осенние,

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

    Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.

    Воспитатель: С какого дерева у вас листочки?

    Дети: С клена

    Воспитатель: Молодцы! Какой красивый листопад получился!

Так же осенью меняется жизнь птиц.

Каких птиц Вы знаете? Ответы детей. Молодцы! А теперь я вам загадаю загадки о птицах, вы готовы отвечать? (показ слайдов птиц)

Помните, загадку дослушиваем до конца.

Кто присел на толстый сук

И стучит«Тук-тук, тук-тук!»?

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (дятел)

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня (синичка).

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь).

Я весь день ловлю жуков

Ем букашек, червяков

Зимовать не улетаю

Под карнизом обитаю (воробей).

    Все ли птицы остаются в лесу на зиму?

(Нет, некоторые улетают на юг)

    Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?

(Перелётные)

    А почему они улетают?

(Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.)

    Каких перелётных птиц Вы знаете?

(Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки)

    Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

(Зимующие)

     Чем питаются зимующие птицы?

(Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)

    Как нужно заботиться о зимующих птицах?

(Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки)

    Воспитатель: ребята , а теперь нам немного надо отдохнуть

Физкультминутка.

Вдруг закрыли небо тучи –

Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. –

 Прыгают на носочках, держа руки на поясе.

Долго будет дождик плакать,

Разведет повсюду слякоть. –

Приседают, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, -

Идут по кругу, высоко поднимая колени.).

Поднимай повыше ноги.

Воспитатель: Присаживайтесь. Осень изменила жизнь не только птиц, но и животных. А какие животные живут в лесу вы отгадаете. готовы? (с показом слайдов)

Просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой.

(медведь) 

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет,

Ходит, бродит он молчком,

Уши серые торчком. (волк)

Я сознаюсь виновата,

Я хитра, плутовата.

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком. (лиса)

Угадайте, что за шапка,

Меха целая охапка.

Шапка бегает по бору,

У стволов грызёт кору. (заяц)

    Воспитатель: Ребята, волк, лиса, заяц, как они готовятся к зиме?

Рассказы детей об изменениях в окраске меха зверей, о запасах на зиму.

Лесом катится клубок, у него колючий бок

Он охотится ночами за жуками и мышами (ёж)

А что происходит с ежом?

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

орешки я грызу. (белка)

    Воспитатель: Ребята, что общего у этих животных? Конечно, они все живут в лесу и это дикие животные.

    Молодцы ребята! Всех зверей в лесу знаете. А напомните мне пожалуйста какое сейчас время года? А какие осенние месяцы вы знаете? А какие птицы остаются зимовать? молодцы ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...