Конспект НОД по экологии для детей 5-6 лет "Природа моего края"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Панькина Оксана Ивановна

Систематизировать знания детей о лесе, как природном сообществе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_ekologiimoy.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии «Природа моего края»

Цель: обобщить, закрепить, систематизировать знания детей полученные в течение года.

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей о лесе, как природном сообществе.                  
  • Закрепить знания детей о временах года.                                                                                    
  • Повторить обобщающие понятия: домашние и дикие животные.                                              
  • Совершенствовать умение называть и различать детёнышей домашних животных.

Развивающие:

  • Развивать внимание, координацию движений, мыслительные операции, логическое мышление.
  • Формировать эмоциональное восприятие образа природы средствами художественного творчества, звуками природы.
  • Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

Воспитательные:

  • Воспитывать и поощрять инициативу и самостоятельность.                                                  
  • Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности.                          
  • Воспитывать доброжелательность и любознательность.                                                                                                                        
  • Воспитывать бережное отношение к природе, к предметам окружающего мира.

Оборудование: проектор, дидактические игры, корзина со сладостями.

Воспитатель:

В: Ребята, прежде чем мы начнем занятие, я предлагаю  пройти на ковер.

В: Давайте  встанем в круг,  и поздороваемся  друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —
 

Утро доброе начнётся.

- Доброе утро!

Ход занятия

Воспитатель:

Я приглашаю вас прогуляться по замечательному лесу, где много красивых полянок, где свежий воздух, где птицы поют свои чудесные песни.

- Ну что ребята, хотите прогуляться по лесу?                                                                                          -Да.

- Но помните, наверняка, по пути нас ждут трудные задания! Вы готовы их выполнять?

- Да.

- Прежде чем мы начнем путь давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
(В лесу нельзя шуметь, включать громко музыку, лазить по деревьям…)                               (просмотр слайдов с правилами поведения в природе)


Воспитатель:

Если в лес пришёл гулять, 
Свежим воздухом дышать, 
Бегать прыгать и играть, 
Только, чур не забывать, 
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь 
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги, 
Ведь они нам не враги!

- А почему этого нельзя делать? (Птицы и звери пугаются),
- А мы с вами как будем себя вести?(ответы детей)
-Тогда мы с вами сейчас сядем на поезд и поедем в лес . Давайте поторопимся, а то поезд скоро отходит.
(Дети встают друг за другом, берутся за локти, изображают поезд. Ребёнок-машинист надевает фуражку, встаёт вперёд, Ту- ту все поехали. Под музыку «Паровозик»,  доезжают до леса),
- Ребята,  вы прибыли на первую лесную станцию, она называется «Времена года». (Слайд «Времена года»)
(На полу сделана полянка из зелёной ткани. На ней разложены цветы, грибы, осенние листочки, снежинки. Вокруг пейзажи картин: осень зима, лето,)
- Ой,  ребята, что-то я никак не пойму, какое время года сейчас  в лесу?
Ой, какой не порядок. Что тут произошло. Кто все перепутал. Может вы мне ребята, поможете навести порядок и во всём разобраться.
- Сначала назовите мне всё, что вы здесь видите? (Дети перечисляют увиденное),
- Когда у нас бывают жёлтые и красные листья? (Осенью)
-А теперь найдите мне картины изображающие осень? Молодцы.
- А теперь скажите когда цветут цветы, спеют ягоды и грибы? (Летом),
- Найдите мне картины лета?
-А к какому времени года подойдут снежинки и зимние пейзажи? (Зиме).
-А о каком времени года мы с вами не говорили? Чего здесь не хватает? (Весны).
-А что могло бы подойти к весне? Назовите мне?
(Весенние картины, весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха).
-А у нас с вами сейчас какое время года? (Зима).
-Что же нам надо убрать с этой полянки? (Цветы, грибы, листья, летние и осенние пейзажи).
- Давайте их уберём ?(Дети убирают всё лишнее).
- Какое время года у нас осталось и наступило в лесу? (Зима)(слайд «Зима»)
 - Ну, вот ребята вы мне и помогли навести порядок в природе. Теперь понятно, что у в лесу наступила зима. Молодцы ребята. Но нам пора отправляться дальше, нас ждёт поезд.
(Дети садятся на поезд, и под музыку едут до станции «Птичья»).
- Ребята! Вот мы и приехали на станцию «Птичья». Здесь живут птицы, посмотрите, какие птицы прилетели на ёлочку.(слайд « Станция птичья»)
Назовите мне их? (Сорока, синица, воробей, ворона, дятел, клёст, поползень, сова).
- Какие это птицы? (Зимующие).
-Что значит зимующие птицы? (Которые живут с нами и никуда не улетают).
- Давайте с вами вспомним, что мы знаем о некоторых птицах,
отгадайте такую загадку, о какой она птице?
Эта хищница болтлива, 
Воровата, суетлива, 
Стрекотунья белобока, 
А зовут её... (сорока).
-Да это сорока. (На ёлочке изображение сороки).
А почему её называют белобока? (У неё белые бока).
А как ещё называют сороку? (Сорока-воровка.)
А почему её так называют?
Молодцы, знаете вы хорошо сороку, а теперь узнайте другую птицу?
Угадайте, что за птица: 
Света яркого боится 
Клюв крючком, глаза пятачком 
Ушастая голова, это …(сова)
-Правильно это сова. (На ёлочке изображение совы). 
-А как в народе говорят о сове? (Дети говорят о сове).
Совушка сова - большая голова
Всё-то в лесу видит, всё в лесу знает, всё разумеет...
Нет мудрее птицы, чем сова
Всему лесу голова.
Мудрейшая птица на свете - сова. 
Всё слышит, но очень скупа на слова. 
Чем больше услышит, тем меньше болтает. 
Ах, этого многим из нас не хватает!

Д/И «Путаница» (нужно из картинок выбрать только те, на которых изображены птицы леса).


Физкультминутка.

Ели по лесу стоят,
В небо синее глядят. (Руки вверх - потягивание).
Ветки в стороны торчат (Руки в стороны)
Птицы на ветвях сидят (Руки к плечам)
Птицы прыгают по ёлкам (Прыгают)
Собирают шишки,                                                                                                                                         Не пугают их иголки.                                                                                                                    Птички ловкие малышки.
Мы под ёлкой посидим (Садятся и глядят на ёлки)
И на птичек поглядим

- Молодцы ребята.
Как вы думаете, а что для птиц страшнее холод или голод? (Голод).
- А почему голод?
- Что нужно сделать, чтобы птицам не был страшен голод?(Подкармливать).
- А чем надо подкармливать? (Семенами, зерном, семечками, крупами, хлебными крошками).
- А вы подкармливаете птиц зимой? Молодцы.
- А нам ребята пора дальше ехать, поезд нас ждёт. (Дети садятся на поезд и едут дальше).
 - Ребята, а вот и станция «Лесные звери». (Слайд «Станции лесные звери»)

- А вы знаете животных, которые живут в лесу. Назовите мне их. (Медведь, лиса, волк, лось, белка, ёж, заяц...).
- Правильно этих зверей можно встретить и лесу.

Д/И «Где чей домик?» (дети раскладывают картинки в пары:

лиса – нора,  медведь – берлога, волк – логово, белка-дупло)

- Вы, наверное, устали, давайте немножко отдохнём. Давайте представим, что мы медвежата, которые живут в лесной чаще.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. 
Вот-так, вот-так, головой своей крутили. 
Медвежата мёд искали, дружно дерево качали. 
Вот-так, вот-так, дружно дерево качали. 
Вперевалочку ходили и из речки воду пили. 
Вот-так, вот так, и из речки воду пили.
А потом они плясали, выше лапы поднимали. 
Вот-так, вот так, выше лапы поднимали.
 - Отдохнули ребята.
- А кто может сказать, какую пользу приносит лес? (Лес дарит ягоды, грибы, травы, цветы, красоту, чистый воздух, древесину- из которой делают мебель, бумагу, игрушки, строят дома,.,),
- У меня для вас будет домашнее задание. Когда вы приедете в свой детский сад, найдите предметы и изделия из дерева в группе. Никогда их не ломайте, а знайте, что чтобы сделать все эти деревянные вещи пришлось срубить не одно дерево. А если с ними обращать бережно, то можно сохранить много деревьев. Поняли моё задание.
- Вы сегодня были такие молодцы, и в лесу себя вели хорошо, за это у меня для вас есть подарок - лесные орешки, их собрала белка себе на зиму. Она видела, как вы приходили в лес и вы ей очень понравились, поэтому она решила с вами поделиться своими запасами. Вот возьмите корзиночку с орешками.(сладости «орешки»)
Воспитатель: Мы попали в зимний лес,
Сколько было здесь чудес! 
Справа - берёзка в шубке стоит,                                                                                                     Слева -ёлка на нас глядит.
В лесу красота и покой, 
А нам пора уже домой!
(Дети садятся на поезд и едут домой).
IV. Заключительная часть.
- Ну, вот мы снова  дома. Понравилось вам в лесу?
-Вы теперь знаете, как нужно обращаться с деревьями в лесу? (Не ломать). 
-Ребята, а что вам особенно понравилось и запомнилось в лесу?(ответы детей)
-На этом наше занятие закончилось, спасибо вам.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воздухе?»

В материале представлен конспект по экологическому воспитанию. Приведены опыты, которые можно проводить как на занятиях, так и всвободное время....

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Перелетные птицы»

Конспект занятия по экологиидля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Перелетные птицы»Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; ...

Конспект занятия по экологии для детей средней группы тема : "Вода и ее свойства"

Значение воды, свойства,развитие любознательности детей, развитие бережного отношения  к воде,развитие социальных навыков у детей...

Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста «Знакомство детей с водой и её свойствами»

Сформировать у  детей представление о воде, её свойствах (прозрачность,  текучесть),  познакомить с  тремя состояниями воды  (жидкость, пар, лёд.)...

Конспект занятия по экологии в средней группе "Дикие животные нашего края"

Конспект занятия по экологии в средней группе "Дикие животные нашего края"...