Проект "Музыка в экологическом воспитании дошкольников"
проект по окружающему миру на тему

Елисеева Наталья Анатольевна

Экологические проблемы в современном обществе приобрели первостепенное значение. Разрешение их возможно только при условии формирования новой гуманистической направленности отношения человека к природе.

Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx58.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка в экологическом воспитании дошкольников 

Воспитатель: Елисеева Н.А.


ВВЕДЕНИЕ

Бывая на природе, каждый из нас думал, что природа – лучший художник, природа – лучший композитор.

Пение птиц, шелест деревьев, стрекотание кузнечика – всё это оборачивается какой-то неповторимой симфонией. Не зря движения в защиту окружающей среды почти всегда неразрывно связаны с различными творческими акциями – ведь думая о природе, невольно думаешь об искусстве.

Защита окружающей среды сегодня стала актуальной как никогда, потому что стали ощутимы результаты потребительского отношения человека к нашей планете.

Для популяризации защиты окружающей среды используются все доступные методы. Во многих случаях методами являются различные жанры искусства.

В связи с этим, появились особые жанры в искусстве, ориентированные на экологию.

Это экологическая художественная фотография, экологические плакаты, экспозиции из которых собирают сегодня огромное количество людей. Существует экологическое кино, эко-живопись. Экология оставила свой след даже в моде.

Музыка является, наверное, одним из самых душевных видов искусства, который тоже не остался в стороне от экологических проблем.

Возникает вопрос: «Как может музыка помочь решить экологические проблемы?»


АКТУАЛЬНОСТЬ

Экологические проблемы в современном обществе приобрели первостепенное значение. Разрешение их возможно только при условии формирования новой гуманистической направленности отношения человека к природе.

Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение к природе не ограничено какой-либо одной сферой действительности – оно касается всего, что освоил человек.

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка.

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы


его жизни. Она – по выражению Стендаля, - является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды не однократно подчеркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования.

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание.

Общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира. У детей формируется экологический подход к растениям: они не рвут цветы, не ломают веток деревьев, не разводят костер в лесу.

Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.


Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.

Цель: определение методов, средств, форм использования музыки в экологическом воспитании дошкольников.

Задачи:

  1. Освоение экологических представлений посредством музыки
  2. Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным
  3. Расширение представлений об окружающей природе и явлениях происходящих в ней
  4. Развитие у детей музыкального слуха

Экологическое воспитание реализуется в обычной музыкальной деятельности – слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, музыкальном творчестве.



ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

Задачи:

  1. Раскрыть изобразительные и выразительные возможности музыки и музыкальных инструментов.
  2. Объяснить, как музыкальными средствами можно отразить различные природные явления, передать настроение, созвучное картине природы:
  • любование ее красотой, завороженность («Росинки» С. М. Майкопара);
  • тревогу, смятение («Зимнее утро» П. И. Чайковского);
  • могущество, силу («Море» Н. А. Римского-Корсакова);
  • чистоту, нежность, беззащитность («Подснежник» П. И. Чайковского из цикла «Времена года», «Лебедь» К. Сен-Санс);
  • образы животных, насекомых, птиц («Карнавал животных» К. Сен-Санс, «Петя и волк» С. Прокофьев, «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова, «Бабочки» Ф. Куперен, «Песня жаворонка» П. Чайковского);
  • явления природы (А. Вивальди «Времена года») и т.д.

Возрастная группа

Репертуар

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

«Грустный дождик» Д.Кабалевского, «Листопад» Т.Попатенко, «Осенью» С.Майкапара, «Елочка» М.Красева, «Весною» С.Майкапара, «Подснежники» В.Калинникова, «Зайчик» Л.Лядовой, «Медведь» Е.Тиличеевой, «Воробей» А.Руббах, «Лесные картинки» Ю.Слонова и др.

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

«Ах ты, береза» р.н.песня, «Осенняя песенка» Д.Васильева-Буглая, «Зайчик» Ю.Матвеева, «Бабочка» Э.Грига, «Жаворонок» М.Глинки, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского и др.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

«Листопад» Т.Попатенко, «Зима» П.Чайковского, «Жаворонок» М.Глинки, «Мотылек» С.Майкапара, «Пляска птиц» Н.Римского-Корсакова и др.

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

«Осень» Ал. Александрова; «Зима пришла» Г.Свиридова; «Осень», «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди; «Песня жаворонка» П. Чайковского; «Весна и осень» Г.Свиридова; «Весна», «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди и др.


ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПЕНИЕ

Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.

Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В рамках освоения экологических представлений у детей песня является средством воспитания любви к природе, животным, птицам, бережного отношения к ним.


Возрастная группа

Репертуар

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

«Солнышко-ведрышко» муз. В. Карасевой, сл. народные; «Дождик» р. н. закличка; «Петушок» р. н. песня; «Зайчик» р. н. песня; «Осенняя песенка» муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Зима» муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Птичка» муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто и др.

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

«Жук» муз. Н. Потоловского, сл. народные; «Птенчики» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Кукушечка» р. н. песня; «Паучок» и «Кисонька-мурысонька» р. н. песня; «Осень» муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина; «Кошечка» муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Снежинки» муз. О. Берта, сл. В. Антоновой; «Воробей» муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова; «Лошадки» муз. Т. Ломовой, сл. М. Ивенсен; «Веснянка» укр. н. песня и др.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

«Ворон» р. н. песня; «Снега-Жемчуга» муз. М. Пархаладзе, сл. М. Пляцковского; «Где зимуют зяблики?» муз. Е. Зарицкого, сл. Л. Куклина; «Тучка» закличка; «Журавли» муз. А. Лившица, сл. М. Познанской; «Гуси-гусенята» муз. Ан. Александрова, сл. Г. Бойко; «Рыбка» муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Березка» муз. Е. Тиличеевой, сл. П. Воронько; «Ландыш» муз. М. Красева, сл. Н. Френкель и др.

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

«Лиса по лесу ходила» р. н. песня; «Огород» муз. В. Карасевой; «Улетают журавли» муз. В. Кикто; «Зимняя песенка» муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой; «Веснянка» укр. н. песня; «Во поле береза стояла» р. н. песня; «Летние цветы» муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Некрасовой и др.


МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Музыкальное движение в воспитательном процессе в целом и в процессе экологического развития ребенка – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей музыкально-эстетической среды образовательного учреждения.

Применять разные виды музыкального движения можно для закрепления полученных знаний, умений и навыков экологического характера. Во время прогулок, наблюдений, экскурсий музыкальное движение будет усиливать восприятие красоты окружающей природы, вызывать интерес, поможет ребенку быть ближе к природе и обрести духовность.

В работе по экологическому воспитанию детей важным является использование разных видов движений, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая, в соответствии с поставленными воспитательными задачами, деятельность.

При организации эколого-ориентированных видов музыкального движения, прежде всего, необходимо уделять внимание следующим вопросам:

  • формирование понимания самоценности природы;
  • осознанию ребенком себя как части природы;
  • воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
  • формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;
  • пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;
  • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей влечет за собой другие изменения;
  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду;
  • осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
  • усвоению основ экологической безопасности;
  • усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании воды, энергии в быту;

  • формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Возрастная группа

Упражнения

Хороводы

Игры

Этюды

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

«Скачут лошадки» муз. Т. Попатенко, «Птички летают» муз.Л.Банниковой, «Упражнение с цветами» муз.А.Жилина «Вальс»

Танец с листочками под р.н.плясовую мелодию, «Греет солнышко теплее» муз.Т.Вилькорейской

сл. О. Высотской

«Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Заинька, выходи» муз. Е. Тиличеевой, «Заинька» муз. А. Лядова

«Зайцы и лиса» муз. Е. Вихраевой; «Медвежата» муз. М.Красева, сл. Н. Френкель, «Жуки» венг.нар.мел.,обр.Л.Вишкарева

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

«Лиса и зайцы» муз.А. Майкапара «В садике», «Ходит медведь» под муз. «Этюд» К. Черни, «Петух» муз. Т. Ломовой

«Березка» Р. Рустамова

«Курочка и петушок» муз. Г. Фрида, «Медведь и заяц» муз. В. Ребикова, «Огородная-хороводная» муз. Б.Можжевелова, сл. А. Пассовой и др.

«Танец осенних листочков» муз. А Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой; «Подснежники» из цикла «Времена года» П. Чайковского

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

«Росинки» муз. С. Майкапара

«Урожайная» муз А. Филиппенко, сл. О. Волгиной; «Хоровод цветов» муз. Ю. Слонова; «А я по лугу», «Земелюшка-чернозем» р.н.п., обр. В. Агафонникова

«Кот и мыши» муз. Т. Ломовой, «Как на тоненький ледок» р.н.п., обр. А. Рубцова

«Кукушка танцует» муз. Э.Сигмейстера, «Наседка и цыплята» муз. Т. Ломовой

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

«Упражнение с цветами» муз. А. Жилина

«Выйду ль я на реченьку» р.н.п., обр. В. Иванникова и др.

«Журавель» укр.н.п.; «Зайчик», «Медведюшка» р. н. п., обр. М. Красевой

«Дождик» муз. Н. Любарского, «Пляска бабочек» муз. Е. Тиличеевой


МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Одним из средств формирования экологической культуры ребенка является музыкально-дидактическая игра.

Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать.


Приложение № 1

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры с экологическим содержанием:

«Зимние узоры»

Задачи: 

1.Совершенствовать слуховое внимание детей и чувство ритма.

2.Развивать творческое воображение детей.

3.Расширять представления об окружающей природе и явлениях происходящих в ней.

Для этой игры используется музыка С. Слонимского «Рондо». Педагог читает стихотворение Г. Ладонщикова:

Не рисовал ни я, ни ты, -

Откуда ж на окне цветы?

Пока я спал, пока он спал,

Их Дед Мороз нарисовал!

На окне старик Мороз

Льдинкой росписи нанес!

Педагог предлагает детям, используя ледяные палочки, тоже попробовать рисовать снежные узоры, как Дед Мороз, только на ковре.

Дети стоят в кругу,  каждого в руках по две серебристые палочки. На первую часть музыки все бегут друг за другом по кругу, ритмично поднимая и опуская палочки.


На вторую часть останавливаются лицом к центру круга и по команде педагога все вместе выполняют какое-нибудь движение палочками – «рисуют»: стучат ими, ударяют легко по коленям, по полу, трут между ладошками, катают по полу, дирижируют и т.д. Затем каждый ребенок делает из своих двух палочек любой «узор», положив их произвольно на полу перед собой (без музыки). Когда все узоры готовы, дети под музыку, стоя на месте, рассматривают их, хлопают в ладоши и с окончанием музыки снова берут палочки.

Игра повторяется сначала, но теперь дети составляют узор вдвоем – из четырех палочек и вчетвером – из восьми. Затем, когда ребята научатся совместной коллективной работе, можно попробовать сделать узор группой из восьми человек. Узор не обязательно должен быть похож на что-то определенное – снежинку или солнышко. В конце игры рассмотрите большие красивые узоры и поаплодируйте художникам под музыку.

У бабушки Нюры

Задачи:

1.Учить подражать звучанию голосов животных, различая низкие и высокие, долгие и короткие звуки.

2.Прививать детям любовь к домашним животным и птицам.

Материал: для этой игры понадобится кубик, на грани которого наклеиваются картинки с изображением домашних животных и птиц (петух, курочка, кот, собака, корова и девочка).


Ход игры

Музыкальный руководитель и дети стоят в кругу. Педагог поет песенку.

У бабушки Нюры

Петух есть и куры,

И собачка Жучка, и кошка Мяучка.

Корова Буренка,

И внучка Настенка.

Дети передают кубик друг другу. Когда песенка заканчивается, педагог и дети произносят текст:

Кубик детям передай.

Кто пришел к нам, угадай!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу.

Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают. Педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, показать голосом, как поет животное или птица. Для этого он читает такие строки:

Педагог: Петух кукарекает

Звонко, протяжно

Ребенок: Ку-ка-ре-ку!

Педагог: Кудахчут две курочки

Громко и важно.

Ребенок: Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах!


Педагог: Собачка залаяла

Голосом низким.

Ребенок: Гав-гав-гав.

Педагог: Замяукала жалобно киска.

Ребенок: Мяу-мяу-мяу!

Педагог: Корова запела

Долго и громко

Ребенок: Му-му-му! Му-му-му!

Педагог: А что же Настенка

Ребятам сказала?

Ребенок сам придумывает и дает ответ. Затем игра повторяется.

Сколько птичек поет

Задачи:

1.Развивать у детей музыкальный слух.

2.Воспитывать интерес, любовь к птицам.

Материал: большая карточка размером 5 на 5 см с изображением птичек (на каждого ребенка).

Ход игры

Дети сидят за столами или на ковре. Педагог начинает рассказывать сказку, в которой ставится задача стимул. Ее решение способствует выполнению дидактической цели игры.


Педагог

«В одном сказочном лесу жили маленькие гномы. Они любили приходить к большому раскидистому дубу и слушали пение птиц. Однажды вместе с ними пришел самый маленький

гном и стал слушать пение птиц. Когда пела одна птичка, он ее хорошо слушал. Но вдруг запело несколько птиц, и он не смог услышать и определить, сколько птиц поет. Он очень расстроился и даже стал плакать от досады.» Ребята, давайте все вместе поможем ему отгадать, сколько птичек поет.

Дети берут карточки и слушают, когда звучит один звук, ребенок выкладывает на большую карточку одну птичку, когда звучит два звука, выкладывают две птички и т.д.

Птичий концерт

Задачи:

1.Учить детей различать высоту звука.

2.Расширять представления детей о многообразии птиц родного края, о их голосах.

Материал: музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон, фортепиано).

Ход игры

Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты.

Дети садятся полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают.


Воспитатель: На березовой верхушке

Целый день поет кукушка!

Дети: Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Воспитатель: А синица целый день

Поет громко:

Дети: Тень-тень, тень-тень!

Воспитатель: Вторит дятел им: тук-тук-тук,

Долбя клювом старый сук.

Дети: Тук-тук-тук!

Прогулка в парке

Задачи:

1.Развивать у детей чувство ритма.

2.Расширять представления об окружающей природе.

3.Развивать творческую и познавательную активность детей.

Материал: металлофоны.

Ход игры

Дети сидят за столами. Перед каждым ребенком металлофон. Воспитатель рассказывает историю про детей , которые гуляли в парке. Дети озвучивают рассказ согласно его содержанию при помощи ритмического рисунка на металлофоне.


Воспитатель:

«Сегодня мы с вами пойдем в парк на детскую площадку. Эта прогулка необычная, так как мы будем только представлять себе, что мы делаем. Итак, начнем. Был прекрасный день, и мы с вами

решили пойти в парк.

Оделись и стали спускаться по лесенке (дети имитируют на металлофонах спуск по лестнице вниз – с верхнего регистра к нижнему). Вышли на улицу и побежали вверх по дорожке, прямо

на детскую площадку (дети имитируют это на металлофонах звучанием от нижнего регистра к верхнему в быстром ритме). Увидели качели и начали на них качаться, напевая песенку:

Вот качели на лугу, вверх-вниз!

Я качаться побегу, вверх-вниз!

(Дети исполняют песенку и подыгрывают себе на металлофонах). Покатались на качелях и стали играть в мяч, приговаривая:

Мой веселый звонкий мяч.

Ты куда помчался вскачь?

(дети имитируют прыгающий мяч на металлофонах). Но вдруг начался дождь. Сначала он шел медленно, а затем все быстрее и быстрее: кап, кап…( Дети имитируют на металлофонах звучание капели). Мы испугались дождя и побежали в детский сад: топ, топ, топ… (Каждый ребенок изображает на металлофоне как он бежит).

После того, как дети поймут смысл игры. Они могут сами рассказывать истории о себе или о своих товарищах, озвучивая их на металлофоне.»


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

  1. Языком танца и поэзии об экологии. \ Е.Б.Ионова \\ Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. – 2005г. - № 10
  2. Музыка рассказывает о животных и птицах. \ Дошкольное воспитание. – 1997г. - № 7
  3. http://festival.1september.ru/articles/626037
  4. http://www.facepla.net/index.php/content-info/1295-eco-music
  5. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/vospitanie-ekologicheskoi-kultury-detei-cherez-muzykalnuyu-deyatelnost
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду. \ Васильева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...