Главные вкладки

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Путешествие по Поволжью»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации, поэтому одним из приоритетных направлений патриотического воспитания стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным, региональным культурным наследием и историей страны, края.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_1.docx28.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

    Тема: «Путешествие по Поволжью»

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

    Цель:  познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья.

    Задачи:

    1. Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Дать детям общее представление о народах Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. (Познавательное развитие)

    2. Воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. (Социально-коммуникативное развитие)

    3. Формировать знания детей об орнаментах чувашского народа. Развивать логическое мышление. (Художественно-эстетическое развитие)

    4. Способствовать активизации, пополнению словарного запаса. (Речевое развитие)

    5. Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность. ( Физическое развитие)

    Методы и приемы:

    • практические: выкладывание орнамента, игра, пение
    • наглядные: просмотр презентации
    • словесные: ситуативные разговоры.

    Материалы и оборудование: презентация «Путешествие по Поволжью», компьютер,  мультимедийный проектор,  магнитофон, геометрические фигуры «Орнамент чувашского народа», 4 платка для игры, лапоть

                                   

              Формы организации совместной деятельности

    Детская деятельность

    Формы и методы организации совместной деятельности

    Двигательная

    Подвижная игра «Юрта»

    Игровая

    Игровые ситуации, народные игры

    Познавательно-исследовательская

    Дидактическая игра «Закончи узор»

    Коммуникативная

    Речевые  ситуации, ситуативный разговор

    Музыкально-художественная

    Слушание, исполнение песни, подвижная игра с музыкальным сопровождением

    Логика образовательной деятельности

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

    1

    Организационный момент

    Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

    В круг широкий, вижу я,

    Встали все мои друзья.

    Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

    А теперь пойдем налево, раз, два, три.

    В центре круга соберемся, раз, два, три.

    И на место все вернемся, раз, два, три.

    И друг другу улыбнемся.

    Дети встают в круг.

    Внимательно слушают, выполняют движения.

    Эмоционально настраиваются на работу.

    2

    Мотивационный этап

    Сейчас я загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чем она.

    «Течет, течет - не вытечет,

    Бежит, бежит - не выбежит».

    Скажите, как называется самая величественная река нашего края?

    Ребята, как называется край, где мы с вами живем?  Почему так называется? 

    Сегодня у нас необычный день, нам пришло приглашение от друзей - народов Поволжья.

    Хотите отправиться в путешествие по Поволжью?

    На чем мы отправимся в путешествие? 

    Слушают и отгадывают загадку, отвечают на вопросы.

    Принимают предложенную игровую ситуацию.

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Хоровод (с мячом)

    Сначала проведем небольшую разминку.

    Народы, каких национальностей живут у нас в Поволжье?

    Да, в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей. Люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком, национальными одеждами, обычаями и традициями, национальной кухней и праздниками, музыкальными инструментами, а также своей внешностью, характером.

    А вам интересно было бы узнать об их быте, обычаях, культуре? Мне тоже очень хотелось бы многое увидеть и узнать.

    Вы готовы отправиться в путь?

    Тогда садитесь на корабль, и мы с вами поплывем. (На экране появляется 1 слайд - люди в национальных костюмах народов Поволжья). Воспитатель обращает внимание детей на слайд и говорит о том, что на экране они будут видеть путь перемещения.

    Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам.

    И первая наша остановка Башкирия. (2 слайд)

    В Башкирии степи привольные,

    Леса здесь богаты добычею,

    Озера ни с чем несравнимые

    И люди гостеприимные.

    Башкортостан – очень красивый и богатый край. Республика богата лесами, реками, озёрами и горами. Также много полезных ископаемых. Здесь добывают нефть, газ, уголь, железо, цинк, медь. И ещё Башкортостан славится своим мёдом – знаменитый башкирский мёд.

    Башкирская национальная одежда (3 слайд) очень самобытна и красива. Женский костюм украшался узорами с использованием разной техники (вышивка, аппликация, нашитые монеты, подвески). Символом башкирского костюма был оригинальный убор – кашмау, покрытый кораллами и серебром.

    Есть у башкирского народа свои национальные праздники (4 слайд).  

    Главное праздничное блюдо называется «бишбармак», его готовят из свежего мяса баранины, конины.

    В давние времена башкиры вели кочевой образ жизни, перегоняли по пастбищам скот, жили в юртах конической или шаровидной формы, которые перевозили с места на место. (5 слайд)

    Ребята, у каждого народа существуют свои национальные игры. И сейчас мы с вами поиграем в башкирскую игру, которая называется «юрта».

    Поплыли дальше.

    Сели дружно в пароход

    И отправились вперед

    Приплыли мы с вами в Татарстан. Какой народ здесь живет? (6 слайд)

    Татарский народ славится своим гостеприимством, весельем.

    Сейчас мы с вами послушаем татарскую песню «Туган як» («Родной край»).  В записи в исполнении татарских певцов звучит песня.

    Есть ли сходство с русской песней?

    Она отличается необычными интонациями.

    Я прочитаю перевод этой песни:

    Прекрасней в мире нет земли - это наш край родной,
    Здесь поют всем соловьи - это наш край родной,
    И берёзы, и цветы - это наш край родной,
    В роще спеют ягоды - это наш край родной.

    О чем эта песня?

    Наше путешествие продолжается.

    Город новый, город старый

    Славный город Чебоксары!

    К какому народу мы с вами приплыли в гости?

    Идет показ слайдов (7-8) с изображением национальных костюмов, разными поделками чувашского народа и т.д.

    Чувашия славится своими художественными промыслами, и в первую очередь вышивкой.

    Дидактическая игра «Закончи узор». Детям даются образцы с узором и полоски с начатым, но не законченным узором. Дети с помощью вырезанных геометрических фигур должны закончить узор.

    Вот мы с вами и в Мордовии.

    Как и у всех республик у Мордовии есть свои государственные символы: герб, флаг, гимн.    

    Ребята, какие цвета у флага России? Что означает каждый цвет флага?  

    У мордовского флага цвета похожи на российский флаг: темно-красный, белый, темно-синий. В середине флага располагается восьмиконечная розетка - это символ солнца, тепла и доброты

    Для каждого человека дорог тот уголок земли, где он родился и вырос. Как называется  это место?

    Какие пословицы о Родине вы знаете?

    У мордовского народа есть свои пословицы о Родине: «В родном краю - как в раю». «Краше Родины нет ничего»

    Мордовия - красивый  уголок земли, она богата лесами, озерами, реками. (Слайд 9 «Природа Мордовии»)

    Народ мордовский очень трудолюбивый. После работы мордва любит играть. И мы с вами поиграем в мордовскую игру.

    Игра «В лапоть»

    Раю, раю, раю,

    Игру в лапоть начинаю

    Кому лапоть попадет-

    Топотушки  заведет!  (песенку споет, ласковое слово назовет и т.д.).

    И конечная наша остановка Самарская область. (слайд 10) Приплыли мы домой. А что для вас дом? Когда вам говорят Россия, что вы представляете? Я предлагаю спеть вам песню о России.

    Рефлексия

    У представителей каких национальностей мы побывали с вами в гостях?

    Сколько нас нерусских у России

    И татарских, и иных кровей

    Имена носящих не простые

    Не простых Российских сыновей.

    Пусть все мы

    По-разному песни поем

    Но все мы мечтаем лишь об одном

    Пусть будет мир в нашем доме родном!

    Ребята, постройтесь в хоровод, и мы с вами поиграем:
    «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»
    - Вот так народы подружились…
    - Вот так народы соединились …
    - Вот так народы объединились…
    С тех пор наши народы живут в мире и согласии.

    - Что вам  понравилось на занятии? Что больше всего запомнилось?

    Дети встают вокруг воспитателя, ловят мяч, возвращая, отвечают на вопрос.

    Дети садятся на стулья, смотрят на экран.

    Башкирская игра «Тирмэ» (юрта)

    В игре 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам зала. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Дети идут по кругу и поют:

    Мы веселые ребята

    Соберемся все в кружок

    Поиграем и попляшем

    И помчимся на лужок.

    (На мелодию без слов дети свободно бегают по залу, по окончании музыки бегут к своим стульям, берут платок, поднимают над головой - получается юрта)

    Занимают свои места, слушают аудиозапись песни, отвечают на вопросы.

    Занимают рабочие места, выполняют дидактическое задание.

    Активизируют необходимые знания.

    Принимают активное участие в игре.

    Исполняют ранее изученную песню «Моя Россия»

    Отвечают на вопросы.

    Здороваются за руки

    Берутся за руки

    Обнимают друг друга

    Закрепляют и расширяют представления о народах Поволжья.

    Осознают поставленную цель.

    Усваивают новые знания, выполняют игровое задание.

    Развивают познавательную активность, любознательность.

    Формируют знания об орнаментах чувашского народа.

    Развивают логическое мышление.

    Расширяют и углубляют знания о государственной символике других республик.

    Активизируют словарный запас, мышление, память.

    Формируют образ родной страны, края, как Родины.

    Формируют представления о дружбе народов разной национальности.

    Формулируют выводы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Путешествие по Древней Руси. "Садко".

    Знакомство с былиной "Садко". Сообщение детям элементарных исторических сведений об эпохе Древней Руси....

    План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по улицам города Математики».

    План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие по улицам города Математики».Интеграция образовательных областей: «Познани...

    План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по улицам города Математики».

    План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие по улицам города Математики».Интеграция образовательных областей: «Познани...

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе Тема «Моя семья»

    Формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Морское путешествие»

    Данный конспект поможет воспитателям организовать непосредственную образовательную деятельность с детьми в форме путешествия...

    План-конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по реке времени в прошлое города Сызрани»

    План-конспект об истории города Сызрани,об основных  видах ремесел ,о бережном отношении к хлебу и о любви к родному краю....