"Матрёшка"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кононова Галина Викторовна

Информационно -творческий проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дубровская средняя общеобразовательная школа

Маслянинского района Новосибирской области

Информационно – творческий проект

«Матрешка»

Старшаягруппа

 Руководитель проекта: воспитатель

Кононова Галина Викторовна

С. Дубровка 2017г.

Срок реализации : 1 месяц (март).

Тип, вид проекта: информационно-творческий; фронтальный (с группой детей и их семьями).

Цель: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой - матрешкой.

Задачи проекта: приобщать к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки; формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук; обогащать словарный запас дошкольников.

Актуальность. Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Ушинский еще в XIX веке писал, что западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский.

С тех пор мало что изменилось, и есть опасность превратиться в «Иванов, не помнящих родства».

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, деко- ративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.

 И именно сейчас, как никогда раньше, взяв за основу направление «Развитие воображения и творческих способностей» и программу «Русский дом», на познавательных занятиях с детьми мы продолжаем знакомство с историей русского народа, народными художественными промыслами, пытаясь связать прерванную нить поколений. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствуем формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Стратегия реализации проекта

  1. этап: «Рождение проблемы (подготовительный)».

Дети играют матрешками в группе. Спрашивают воспитателя: «Почему в одной матрешке прячутся ее сестренки? Кто придумал матрешку? Как матрешку делают?»

  • Что вы знаете о русских народных игрушках? Какие знаете народные игрушки? (Ответы детей: бывают из глины, дерева, соломы. Они красивые. Мы лепили дымковские игрушки, расписывали узорами. Их продают на русских праздниках. Их изготовляли раньше в деревнях, для детей.)
  • Что бы вы хотели еще узнать? (Почему в одной матрешке прячутся ее сестренки? Кто придумал матрешку? Как матрешку делают?)

-Где найти ответы на ваши вопросы? (Ответы детей: Спросить на занятиях у воспитателя. Спросить у родителей. Посмотреть по телевизору, в Интернете. Прочитать в энциклопедии и других специальных книгах.)

  1. этап: «Разработка проекта “Матрешки ”».
  1. Изучить литературу по теме «Русские народные игрушки».
  2. Подобрать материал для развития творчества детей.
  3. Обсудить с родителями проблему. Определить пути решения.
  1. этап: «Мероприятия и события (практическая часть)».
  1. Занятия (интеграция познавательной и продуктивной деятельности): «Русская народная игрушка - матрешка» (познавательное, рисование матрешки по образцу); «Деревянные игрушки» (познавательное и аппликация); «Составление сказок о матрешке» (развитие речи, рисование пластилином); «Игольница “Матрешка”», подарок для мамы (ручной труд).
  2. Оформление в группе выставки «Матрешки».
  3. Изготовление атрибутов к игре «Узнай и назови», «Составь узор на сарафане».
  4. Участие в городском конкурсе поделок: «Россия, Русь! Храни себя, храни».
  5. Разучивание игр: «Где спряталась матрешка?», «Узнай и назови», «Укрась сарафан матрешки», «Составь эскиз для росписи», «Составь узор на сарафане».
  6. Разучивание частушек о матрешках.

IVэтап: «Заключительный (подведение итогов)».

Презентация проекта, развлечение «О матрешке - малышам» (проводится в музыкальном зале. Дети одеты в русские народные костюмы. В ходе развлечения дети рассказывают малышам

о        русской народной игрушке - матрешке, поют частушки и дарят малышам альбом с раскрасками, изготовленный детьми).

Планируемые результаты:

В ходе реализации проекта:

  • Успешно проведены занятия.
  • Подготовлена презентация альбома для малышей «Матрешка».
  • Оформлена выставка в группе.
  • В подарок мамам изготовлены подарки в виде игольницы- матрешки.
  • Совместно с детьми составлена дидактическая игра «Узнай и назови» по видам матрешек (семеновская, полхов-май- данская, крутцевская)

В ходе проектирования дети:

  • знают, как выглядит русская народная игрушка - матрешка; какие виды матрешек существуют; какими ремеслами знаменита Русь;
  • проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;
  • демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • готовы к индивидуальному самовыражению;
  • совершенствуют мелкую моторику рук

                                 


Литература

1.Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет [Текст] /Е. А. Алябьева. - М. : ТЦ «Сфера», 2005.

2.Белобрыкина, О. А. Маленькие волшебники, или На пути к творчеству [Текст] / О. А. Белобрыкина. - Новосибирск, 1993.

3.Боровик, О. Развитие воображения [Текст] / О. Боровик, 2000.

4.Бусева-Давыдова, И. Игрушки Крутца [Текст] / И. Бусева-Давы- дова. - М. : Детская литература, 1991.

5.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / JI. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991.

6.Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. JI. Князева, М. Д. Маханева. - СПб., 2010.

7.Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду [Текст] / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. - Ярославль, 2007.

8.Науменко, Г. Чудесный короб [Текст] / Г. Науменко. - М., 1989.

9.Озерова, О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей [Текст] / О. Е. Озерова. - Ростов н/Д., 2005.

10.Орлова, А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду [Текст] / А. В. Орлова. - Владимир, 1995.

11.Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения,     конспекты занятий [Текст] / под ред. О. С. Ушаковой. - М. : ТЦ «Сфера»,  2005.

12.Русский костюм [Текст] : книжка-раскраска. - М. : Дрофа, 1997.

13Сигимова, М. Н. Эмоциональное и творческое развитие детей в д/с [Текст] / М. Н. Сигимова. - Новосибирск, 1994.

14.Страунинг, А. М. Игры по развитию творческого воображения (по книге Джанни Родари «Грамматика фантазии») [Текст] / А. М. Страунинг, М. А. Страунинг. - Ростов н/Д., 1992.

15.Танникова, Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников [Текст] / Е. Б. Танникова. — М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

СТРОИМ ДОМИК ДЛЯ МАТРЁШКИ. СКЛАДЫВАНИЕ МАТРЁШКИ ИЗ ТРЁХ ЭЛЕМЕНТОВ

учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3–4 слов; обогащать и активизировать словарь ...

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему «Раз матрёшка, два матрёшка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное ра...

Конструкт (НОД) Тема: «ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ»

Конструкт НОД по ФЭМП  на тему " Игра  с матрешками. Матрешки танцуют". Цель": формировать умение собирать матрешку из трех предметов....

Организация ННОД детей в младшей группе по теме "Игра с матрёшками. Матрёшки танцуют."

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие...