Главные вкладки

    конспект "В гости к хантам"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

     Конспект Непосредственно- образовательной деятельности по ознакомлению воспитанников с жизнью коренных народов югры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_gosti_k_hantam.docx20.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «В гости к хантам»

    Предварительная работа:

    Чтение художественной и энциклопедической литературы о жизни Северного края, сказок народов ханты; рассматривание иллюстраций с изображением национальной одежды и обуви народов ханты; просмотр слайдов про быт и жизнь коренного народа севера; заучивание стихотворения «Хантыйские орнаменты» сл. М. Шульгина; творческие игры с мозаикой, выкладывание узора по образцу; проведение бесед о жизни и занятиях северных народов, их быте, традициях, особенностях одежды.

    Цель занятия:

    Пробуждать у детей интерес и любовь к родному краю.

    Задачи:

    Пробуждать у детей интерес и любовь к родному краю.

    Расширять и обогащать представления детей о родном крае: жизни и быте коренного населения, Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра, — хантах.

    Закреплять название национальной одежды народов ханты — малица, ягушка.

    Познакомить детей с народным орнаментом хантов «оленьи рога», которым они украшают свою одежду;

    Развивать умение составлять этот орнамент с помощью мозаики.

    Воспитывать бережное отношение к природе родного края; чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

    Пополнять и активизировать словарь детей по данной теме, вводя в речь новые слова: орнамент, чум, ханты, малица, ягушка.

    Ход НОД

    В.: Сегодня по дороге в детский сад я нашла маленького олененка. (Демонстрируется мягкая игрушка) Он дрожал и плакал. Мне стало, жаль олененка, и я взяла его с собой, а то он пропадет один в нашем городе.

    В.: И откуда в нашем городе появился олененок? Как вы думаете, ребята?

    Возможные ответы детей: в нашем северном крае живет народ ханты, который разводит оленей. Наверное, этот олененок заблудился и, пытаясь найти дорогу к своему стойбищу, оказался в нашем городе Сургуте.

    Какие вы молодцы! И как я сразу не догадалась!

    А как же нам помочь олененку, в его беде? (отправить его домой, к хантам)

    А разве можно его одного отправлять в лес? (Нет)

     

    Почему? (он еще маленький, снова заблудиться, хищные звери его могут съесть)

    И как же нам тогда ребята быть, раз олененка нельзя одного отпускать? (пойти вместе с ним)

    В.: Но прежде, чем отправимся в лес, что нам необходимо вспомнить (правила поведения в природе).

    И в этом нам помогут наши знаки.

    Д/и «Правила поведения в природе»

    В.: Но вот, теперь можно отправляться в путь.

    Ребята, а в кого бы нам превратиться, чтобы быстро домчаться до тайги (в животное) А в какое именно животное мы превратимся, вы узнаете из загадки:

    Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.

    Знают все, кому не лень, это — северный … (олень)

    Отгадав загадку про оленя, дети бегут, высоко поднимая колени, руки держат скрещенными над головой, изображая «рожки».

    Ой, смотрите, впереди болото, прыгаем по кочкам.

    Ну вот, ребята, мы в тайге.

    Звучит музыка – голоса птиц (пение тетерева).

    В.: Слышите, кто это так красиво поет в лесу?

    Д.: Птицы.

    В.: Очень много разных птиц живет в наших лесах.

    Посмотрите, вам знакомы эти птицы?

    Подходим к мольберту рассматриваем и называем птиц.

    (Тетерев, куропатка, глухарь, дятел, клест, кукушка, рябчик)

    Д/и «Назови птицу»

    В.: Смотрите! Здесь какие-то следы. (На полу лежат изображения следов оленя и собаки).

    И кто это мог их здесь оставить? (предположение детей)

    Это следы оленя и собаки, значит, где то неподалеку находиться жилище хантов. Только наступать на них надо осторожно, в сторону не отходите, а то можно провалиться глубоко в снег.

    (Включается запись хантыйской песни).

    В.: Вы слышите, кто-то поет? Значит, волшебные следы нам помогли, и мы уже пришли.

    Выходит девочка, одетая в национальную хантыйскую одежде.

    Идэ: Здравствуйте! Меня зовут Идэ.

    В.: Не ваш ли это олененок?

    Д.: Как?! Вы его нашли? А я так переживала! (гладит олененка). Иди домой, малыш.

    Идэ: Спасибо вам за помощь, ребята! Заходите в мой дом и погрейтесь.

    Все рассаживаются, и проводится беседа.

    В.: Ребята, а как называется дом у ханты. (Чум)

    -А почему в нем так тепло, чем он утеплен (оленьими шкурами).

    В.: Оказывается, олени у хантов – очень полезные животные.

    -Ребята, а, чем же еще так полезен олень у ханты?

    Д.: Он заменяет им лошадь и машину, даёт мясо, ханты утепляют свой чум оленьими шкурами.

    А какой основной корм оленей? (мох — ягель)

    -Посмотрите, вот как он выглядит (показываю).

    В.: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет? (ответы детей). Д.: Их тело покрывает густая и длинная шерсть.

    Ребята, а чем занимаются ханты – мужчины? (Пасут оленей, ловят рыбу, охотятся на пушных зверей).

    А женщины? (шьют одежду, готовят пищу, занимаются хозяйством)

    Как вы думаете, что согревает хантов в морозную зиму? (одежда)

    Из чего сшита их одежда? (Из оленьей шкуры)

    В.: Ребята, а как называется мужская верхняя одежда?

    - А женская?

    (Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур. Ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур)

    Идэ.: Мы с детства учимся быть искусными мастерицами. Посмотрите, какую красивую ягушку я себе пошила (демонстрирует свою одежду)

    В.: Ребята, а чем расшита ягушка у Идэ? (орнаментом, узором)

    В.: У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Но не только для красоты они расшивают свою одежду орнаментом. Ханты верят, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не может увидеть. И вот, для того, чтобы духи не приносили им зла, а наоборот, оберегали их, ханты наносят орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женскую — другие.

    Идэ: А хотите, я и вас научу составлять орнаменты? (ответ детей) Я приглашаю вас в свою мастерскую.

    Дети проходят в мастерскую и рассаживаются по своим рабочим местам)

    В: — Посмотрите, этот орнамент, называется «оленьи рога», он

    связан с почитанием оленя, потому что олень, особое животное для хантов.

    Ханты вышивают свои орнамент бисером, а мы будем выкладывать орнамент с помощью мозаики.

    (Рассматривается последовательность выкладывания мозаики, затем дети приступают к работе)

    В.: Ребята, какие вы молодцы, как красиво, а главное правильно, выложили орнамент, который как называется? «оленьи рога»)

    -Ой, ребята, слышите, колокольчик звенит, этот нам пора возвращаться в детский сад, а свои работы давайте оставим в мастерской у Идэ.

    В. Идэ, мы и тебя приглашаем погостить у нас в детском саду, познакомиться с другими ребятами.

    В.:. А домой мы поедем на оленях.

    Оленей запрягаем, нарты снаряжаем.

    «Были мы ребятами, стали оленятами».

    Воспитатель «запрягает оленей» (делает из гимнастического обруча упряжку), становиться в середине обруча, дети держатся за обруч.

    Воспитатель:

    Олени, ветер, тундра,
    Кругом такой простор!
    Бегут олешки шустро -
    Веселье и задор!

    (Физкультминутка «Олени».)

    -Но вот мы и приехали в детский сад, были мы оленятами стали мы ребятами.

    -Вам понравилось наше путешествие?

    -А у какого коренного народа мы с вами побывали в гостях?

    -А что больше всего понравилось и запомнилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект <<В гостях у ханта в тайге >>

    В проекте предоставлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по ознакомлению с родным краем....

    Конспект физкультурного досуга "В гости к Хантам".

    Конспект физкультурного досуга с использованием регионального компонента....

    КВН "В гостях у ханты и манси"

    КВН "В гостях у ханты и манси" проводится с детьми дошкольного возраста с целью закрепить знания о духовном наследии коренных народов, их культуре, традициях....

    Проект " В гости к народам ханты"

    Данный проект познавательно- исследовательский, творческий.Проект помогает сформирова ть у детей представления об особенностях жизни коренных народов Севера-ханты и манси,воспитывать уважение к коренн...

    Проект "В гости к хантам"

    Проект по знакомству детей с народностью Севера...

    «У хантов в гостях» НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

    В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, а в данном случае о родном...

    НОД "В гости к хантам"

    quot;В гости к хантам"...