Главные вкладки

    НОД "В гости к хантам"
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

    "В гости к хантам"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_znakomstvo_s_kulturoy_hantov_i_mansi.docx21 КБ
    Файл prezenatsiya_k_nod.pptx2.45 МБ

    Предварительный просмотр:

     Ход занятия:

    Дети входят под музыку в зал и встают в круг. (слайд 1)

    1.Муз.рук: (стоя на месте)

    Рада видеть вас, друзья,

    На занятии у себя.

    Добрый день!

    Дети:

    Добрый день!

    Заниматься нам не лень.

    Проигрыш: пружинка  с  0.16 -0.28

    2.Муз.рук: (стоя на месте)

    Мы по кругу все пойдем,

    Заниматься мы начнем.

    Мы начнем?

    Дети:

    Мы начнем

    И по кругу все пойдем.

    Проигрыш: идем  хороводом, держась за руки. 0.42- 0.54

    3.Муз.рук:

    Вы готовы начинать:

    Песни петь и танцевать?

    Так начнем?

    Дети:

    Да ,начнем!

    И покружимся вдвоем..

    Проигрыш: Кружатся парами. 1.07 -1.19.

    4.Муз.рук:

    Вот поехал паровоз

     Он вагончики повез,

    Что повез?

    Дети:

    Что повез?

    Он вагончики  повез.

    Проигрыш: паровозик едет(парами друг за другом)1. 32 – 1.45

    5. Муз.рук :

    1.Муз. рук: (стоя на месте)

    Рада видеть вас, друзья,

    На занятии у себя.

    Добрый день!

    Дети:

    Добрый день!

    Заниматься нам не лень.

    Проигрыш: идем на стульчики 1.59….

    Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы были внимательны друг к другу, старались точно исполнять мелодию песни. Мне понравились ваши движения – плавный хороводный шаг, и легкие поскоки. Вы любите танцевать? (ответы детей)

    Тогда у меня для вас сюрприз.  Предлагаю отправиться в путешествие по нашему Северному краю, в гости к  мальчику Айпуху и девочке  Мейте, которые живут в тайге на стойбище хантов; познакомиться с песнями, играми, музыкой народов Севера, и конечно же танцами. Вы готовы? (ответы детей)

      Но у меня к вам ребята вопрос,  как вы думаете, как мы сможем с вами добраться до места, где живут Ханты и Манси? (на стойбище) Ведь это не так ужи и  близко.

    Ответы детей

    - М.Р.  Очень интересные предложения вы мне назвали, а я вам предлагаю отправиться туда на крыльях вьюги. А вы знаете, что такое вьюга?

    Ответы детей (слайд 2)

    М.Р. Действительно, это очень сильно воющий ветер со снегом, вот именно она  и унесет нас в тайгу! Вы готовы отправляться! Замечательно! Тогда давайте встанем врасыпную и когда вы будете двигаться по своей дорожке, используйте, все пространство зала, не наталкиваясь друг на друга. Итак, Внимание, приготовились! Покружитесь, покружитесь и на крыльях вьюги опуститесь! (легко, плавно, на полупальцах). Ребята, мы начинаем с вами все кружиться, как легко и плавно мы все передвигаемся, встаньте на носочки, помогите вьюге поднять нас еще выше! посмотрите какой вид сверху! Ой как все – таки молодец, подняла нас так высоко и похоже мы опускаемся, еще немного и мы на Земле.

    Звучит музыка вьюги, дети начинают кружиться на носочках под музыку, данное упражнение сопровождается спецэффектом летящих снежинок

    Слайд 3

    - Вот и все, мы приземлились и по – моему, вьюга переместила нас в очень красивое и необычное место, ой, ребята, посмотрите скорее сюда, что вы видите перед собой? Такое завораживающее и сияющее разными цветами природное явление. Вы знаете  его название?.

    - Правильно ребята, конечно, это северное сияние, и я предлагаю вам сейчас присесть  и  полюбоваться на него чуть поближе. (поближе)

    Дети садятся на стульчики (подобрать картинки под эту историю)

    В презентации поочередно добавлять хантыйские элементы на оленя (нарты хорей, сбруя, цветные ленты)

    - Ребята, вам нравится здесь, правда красиво? Вы знаете, когда я смотрю на это чудесное явление природы, мне вспоминается одна очень красивая и древняя легенда, в которой рассказывается о том, что когда-то одна маленькая девочка, с очень интересным именем, а звали ее Вечерина, однажды возвращалась домой с охоты и случайно наткнулась (4 слайд) на маленького, слабого олененка, увидев его девочке стало жаль его и она решила забрать его к себе домой. С тех пор, олененок стал самым верным и лучшим другом этой доброй девочки. Они вместе играли, ходили   на охоту, а по вечерам Вечерина пела ему колыбельные песни. Долго ли коротко ли это тянулось, только то время прошло. (5 слайд) Оленека корма выкормили, воды отпоили, дожди обмыли, снега оббелили а ветры смелости научили, стал олень взрослым, сильным, красивым. Наступила зима, и стало холодно на сердце у Вечерины, ведь олень стал совсем взрослым, а это означало что пришло время ему уйти. Но умный олень увидел ее печаль, подошел к ней, коснулся теплыми губами к ее рукам и, словно сказал «Мы с тобой будем вместе, сестра моя, только позови». Обрадовалась Вечерина, поблагодарила своего друга за преданность и надела на него сбрую расшитою узорами, украсила его рога яркими, цветными лентами., Оттолкнулся олень от Земли и поплыл высоко высоко в небо, а полосы  (слайд6) (включить вступление слушания) в небе от оленьих рогов заколыхались, заискрились и вспыхнули ярким, живым разноцветьем северного сияния , с тех давних пор, в морозные ночи, когда загорается северное небо разноцветным сияньем, у народов Севера наступает праздник: выходят они на улицу танцевать, а с ними невидимо  кружиться и сама Вечерина, и слышит весь народ как под полыхающими полосами рождается цветная музыка, эта музыка разливается по небу, скатываясь на Землю и радуя людей, так заканчивается эта красивая легенда, ребята, а я вам предлагаю прослушать эту волшебную музыку, которая так и называется северное сияние. Автором которой является наш Югорский современный композитор Виктор Шесталов. Давайте сядем поудобней, ручки на коленях, спинки прямые и приготовимся слушать.

    Дети слушают музыку – 1 мин.

    2.Какой  темп и динамику вы услышали?

    1.Какой характер у произведения?

    3.И знакомы ли вам инструменты которые вы сейчас услышите?.

    -Ребята, вам понравилась эта музыка? (ответы детей)

    -Ответьте мне пожалуйста, какой характер у этой пьесы?

    -К стати, что такое пьеса? Давайте вспомним. Это музыка без слов. Так какой характер был у этой пьесы?

    (характер спокойный, сказочный, завораживающий, мягкий……)

    Согласительсь, такая музыка……………..

    - молодцы.

    -А какой темп был у этого произведения? Как вам показалось? Какие бывают темпы? Давайте назовём: Быстрый умеренный и медленный.  К какому темпу относится это произведение? (Умеренный)

    Молодцы. И на этот вопрос вы тоже ответили верно.

    А згакомы ли вам инструменты звучавшие в этом произведении? (сказали не правильный ответ)

    Молоцы, вы услышали, что это струнный инструмент, но это не (гитара, домра)   Это очень редки инструмент, встречающицся только у  коренных народов севера хантов и манси – это коренные народы югорской земли, где мы с вами проживаем. (7слайд) А называется он САНКВЫЛТАП или НАРС-ЮХ. Название не простое, не привычное, но я думаю, что вы сможете его повторить. САН КВЫЛ ТАП, в  переводе с хантыйчкого «Пощее дерево»

    (8 слайд) Ребята, мы с вами засмотрелись на северное сияние, а вед нас уже встречают Айпух и  Мейта

     Давайте поздороваемся на  родном языке ребят  - Вуся улаты  !

    Айпух и Мейта   любят свой край и хотят познакомить вас с народными музыкальными хантыйскими  инструментами .

    Ножки как у вас стоят,

    Ручки как у вас лежат?

    Ну, разок, ну, другой,

    Посмотрели за собой.

    Знакомство с музыкальными инструментами. (слайды 9 – 11)

     Санквылтап

    Тумран

    Лебедь

    Скрипка

    Бубен

    (12 слайд)

    Музыкальный руководитель: Я хочу  еще познакомить вас с танцевальными движениями народов Севера. Сколько в них выдумки, загадки, красоты и таланта. Танцы народов Севера как и их легенды, сказки, песни отражают особенности быта, занятий и образа жизни. В танцах можно встретить быстрого оленя, легкокрылую чайку, утку, ленивого медведя. В танцах оживает северная природа.

    Упражнение “Летят чайки” - плавное покачивание рук в стороны, вперед-назад, ходьба по кругу, кружение вокруг себя (выполнение детьми).

    Упражнение “Поклонение солнцу” 

    Упражнение “Шаман играет на бубне” - прыжки на полусогнутых ногах, руки в стороны (выполнение детьми).

     У Хантов ,как и у многих народов, танцы подразделяются на мужские, более резкие, в которых нужно показать удаль  силу, и женские, с мягкими и плавными движениями. Сегодня мы с вами познакомимся с женским танцем. (объяснить особенность женского танца (без платка не прилично))

    Девочки по показу выполняют.

    Музыкальный руководитель: Хорошо вы справились с выполнением танцевальных движений   

     А сколько интересных игр есть у детей Севера. Хочу познакомить с игрой “Важенка и оленята”. Важенка - это мама-олениха, ею будет (..). Нужно выбрать волка (ребенок), он сидит в своем доме (стульчик). Здесь сделаем домик важенки и оленят (черта из веревки). Будем говорить слова:

    Бродит в тундре важенка, с нею оленята,
    Объясняет каждому, все что непонятно. 
    Топают по лужам оленята малые, 
    Терпеливо слушают наставленья мамины.

    Игра “ Важенка и оленята”

    Под музыку оленята бегают, резвятся, на слова: “Волк идет” - быстро убегают за черту (домой).

    Игра “Хейро” (мансийская народная игра)

    Дети встают в круг, в центре ребёнок – солнце. Дети двигаются по кругу приставными шагами, делают руками взмахи вперёд-назад

    «За густыми облаками

    Солнце прячется лисицей

    Крикну солнышку «Хэй-хей!»

    Посвяти сильней!»

    (13 слайд)Музыкальный руководитель: Вот и наша подходит к концу наша встреча ,скажите, что вам понравилось в гостях у Айпуха и Мейты. (ответы детей)

    Ребята приготовили вам небольшие подарки: сладкие льдинки. (

    Здороваться мы с вами научились, а теперь я вас научу прощаться по- хантыйски - па яма улаты.

    Айпух (запись): Край огромен, он необъятен,

    Но быстро домчат вас легкие нарты

    Мейта (запись): Возьмите оленей! Они в детский сад

    Быстро на нартах всех вас домчат. Па яма улаты.

    (14 слайд)Дети парами (саночками) выходят из зала.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект <<В гостях у ханта в тайге >>

    В проекте предоставлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по ознакомлению с родным краем....

    Конспект физкультурного досуга "В гости к Хантам".

    Конспект физкультурного досуга с использованием регионального компонента....

    Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

    Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

    КВН "В гостях у ханты и манси"

    КВН "В гостях у ханты и манси" проводится с детьми дошкольного возраста с целью закрепить знания о духовном наследии коренных народов, их культуре, традициях....

    конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

    конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

    Проект "В гости к хантам"

    Проект по знакомству детей с народностью Севера...

    конспект "В гости к хантам"

    Конспект Непосредственно- образовательной деятельности по ознакомлению воспитанников с жизнью коренных народов югры....