Конспект совместной интегрированной деятельности «Дружная семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Софронова Светлана Михайловна

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе уважение к людям разных национальностях и их обычаям имеет особое значение: оно выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

           ФГОС ДО  в качестве одних из  основных принципов дошкольного образования рассматривает « приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства…» ,  «учет этнокультурной ситуации развития детей»  [2, гл.1, п.1.4].  И поэтому задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной интегрированной деятельности

«Дружная семья»

Тема: «Дружная семья».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Форма совместной деятельности: интегрированная деятельность.

Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Социальный партнёр: музыкальный руководитель, преподаватель татарского языка, воспитатели подготовительной группы, родители.

Учебно-методический комплект:

1. « От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2016

2. « Народы России. История и культура, обычаи и традиции» И.В. Синова. – Издательский дом «Литера», 2010 

3. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – Москва, 2010

 4. «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий детей 5-7лет» О. А. Соломенникова

5. «Детские подвижные игры народов СССР»  составитель А.В. Канеман, под редакцией Т.И. Осокиной

Средства:

  • наглядные –кукла в чувашском костюме, флаги разных республик, фотографии, иллюстрации;
  • мультимедийные – презентация;
  • литературные – стихи, загадки;
  • музыкальные – мелодии разных национальностей; отрывки разно-жанровых музыкальных произведений;  татарская  песня «Дуслар»; песня «Я, ты, он, она» муз.
  • оборудование – медиа-комплект; CD – проигрыватель; кукла в чувашском костюме; шаблон на пластилиновой основе;

Цель: Формирование основ межличностного общения, умения сотрудничать, толерантного отношения к окружающим.

Задачи:

  1. Развивающие задачи:
  • формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности;  
  • формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками;
  • обогащать словарь детей: Достархан, Новруз, дудук, тухья, кепе, черситти;
  • развивать интерес к национальным играм и упражнениям;
  • продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений;
  1. Воспитательные задачи:
  • воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родине, уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать художественный вкус;
  • способствовать проявлению положительных эмоций;
  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
  1. Обучающие задачи:
  • продолжать знакомить детей с культурой разных народов;
  • продолжать работу по обогащению культурологического, обществоведческого словаря детей; совершенствовать диалогическую и монологическую речь

Предварительная работа:

  • проектная деятельность,
  • работа с родителями по подготовке выставки, по обеспечению детей костюмами,
  •  подготовка музыкального материала,
  •  организация и проведение дидактических игр в рамках ознакомления с культурой разных народов,
  •  конкурс рисунков национальных костюмов.

Планируемый результат:

  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности;
  • проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, имеет представления о ее многонациональности;
  • активен в продуктивной деятельности, в разговоре.

Ход деятельности:

           Дети входят в зал и садятся на свои места

Максим: Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Джалиль пел,

Тимур молчал,

Алексей ногой качал.

Глеб: Дело было в октябре

Непогода на дворе.

Мы не стали огорчаться

И  решили пообщаться.

Настя: Меня зовут Настя Будилина. Я хожу в детский сад № 2 «Аленушка». Наш детский сад многонациональный, потому что  в нем собрались дети разных национальностей.

Вот я и Максим -  русские,

а Леша он  - мордвин,

Юсиф – азербайджанцев славный сын,

Из Чувашии приехал к нам  Илья,

Из Узбекистана родом Дилия,

А из Татарстана Нурия,

Ну и снами армянка Асия.

И я всегда мечтала посмотреть,

Что же ценного в народах этих есть.

Максим: Все народы, знаю я,

Гостеприимные друзья.

Джалиль: Давай, Настя, я начну рассказывать про свою родину. Я – узбек (здоровается по-узбекски). Меня зовут Джалиль, а по-узбекски я Джалиль-бек.

В Узбекистане гостей встречают у дверей,

Достархан объединяет всех людей.

Настя: Достархан – смешное слово, Джалиль-бек,

             А Достархан–это какой-то важный человек?

Джалиль: Да нет. Достарханом называют стол

                                 Хвала ему и честь,

                                 И на нем узбекских блюд разных не счесть.

Глеб: А какое самое главное у вас блюдо?

Джалиль: Ну, конечно же, плов!  Он очень вкусный и не сложный в приготовлении.

Максим: А расскажи нам, как  готовят плов.

Джалиль: Хорошо. А вы мне поможете.  Я загадаю загадки, а вы отгадайте, что нужно для плова.

Компьютерная игра «Приготовь плов»

Дети отгадывают загадки, и  на экране появляются по очереди отгаданные предметы и овощи.

Джалиль: Он большой и закопченный,

Над огнем стоит зажженным,

От него пошла Казань

Называется  …. (Казан)

В землю спряталась девица.

Из земли торчит косица.

Выдерну я ловко

Красную  (морковку)

Не умеет он смеяться,

И не любит раздеваться.

Кто кафтан с него снимает,

Часто слезы проливает.  (лук)

От животных получают,

Варят, жарят, запекают.

Притом взрослые и дети

Очень любят блюда эти.

Назовите мне, ребята,

Что для блюд всех этих надо. (мясо)

В воде растет,

Уборки ждет,

Годен он для каши,

Ест его Маша .

Годен  он для плова.

Ест его Вова.  (рис)

Вот и приготовили мы плов. И в знак дружбы я дарю вам флаг Узбекистана.

Настя: Спасибо.

Лейла: А я – азербайджанка. (здоровается по-азербайджански)

У нас веселый праздник есть Новруз.

Это праздник дружбы, праздник мира и крепких уз.

Он дает начало году и весне.

Очень ждут его по всей нашей стране.

В первый день Новруза встают рано. Все желают друг другу благодатного и счастливого Нового года. По традиции все угощают друг друга сладостями. Еще на празднике очень любят играть.

Люба: Научи нас какой-нибудь игре.

Лейла: Хорошо. Игра называется «Отдай платочек – Дэсмалы вер». Нужно разделиться на две команды, выбрать ведущих. Они  проходит позади своей команды, и незаметно вкладывают платочек в руку одному из детей. После команды: «Отдай платочек!» дети с платочками должны выбежать и отдать платочек мне. Побеждает тот, кто быстрее отдаст платочек.

Игра «Отдай платочек – Дэсмалы вер»

Лейла :И от меня примите подарок – флаг Азербайджана.

Алеша: А ты, Асия, откуда к нам приехала?

Асия: А вы отгадайте. Я задам вам вопросы, а вы отвечайте.

Какой музыкальный инструмент звучит?

Дети: А мы не знаем.

Воспитатель: Асия, а давай спросим у наших гостей. (обращаемся к гостям)

Викторина со зрителями про Армению. На мониторе показываются соответствующие картинки про Армению.

Отгадайте, какой музыкальный инструмент звучит? (дудук)

Национальными блюдами, какого народа являются долма  и хоровац? (армянского)

На гербе, какого государства изображена гора Арарат?

Столица, какого государства город Ереван?

Асия: Правильно, Армения.

Из Армении приехала к вам я, (здоровается по-армянски)

И зовут меня не просто Асия.

Дома все Астхик зовут меня,

По- армянски значит – «звездочка моя».

Примите и от меня флаг Армении.

Настя П.: А я – чувашка, (здоровается по-чувашски)

Мой народ красотой костюма славит род.

Бусы и монетки так блестят,

Затмевает блеск любой другой наряд.

Кристина: А расскажи нам о своем национальном костюме.

Настя П.:Я даже покажу. У меня есть кукла. Она одета в чувашский костюм. Вот рубашка называется – кепе. Передник -  черситти. Шапочка украшенная монетками –тухья. Чувашский костюм очень богат вышивкой и украшениями.

Кристина:  А что ты такая грустная?

Настя П: У моей куклы испачкалась шапочка – тухья. Я не знаю, что делать.

Кристина: А мы тебе поможем. Давайте сделаем новую шапочку.

Воспитатель достает макет шапки и монеты. Дети выкладывают узор  монетками на шапочке.

Настя П: Спасибо за шапочку. И в знак благодарности примите флаг Чувашии.

Самира: А ты, Алеша, какой национальности?

Алеша: А я – мордвин. (здоровается по-мордовски). Это я по -  эрзя поздоровался.  У нас же два языка: эрзя и мокша.

Самира: Ну, тогда скажи нам что-нибудь на своем родном  языке.

Алеша: Я вам лучше стихотворение расскажу про маму.

 Рассказывает  стихотворение на мордовском языке.

Самира: Очень красивое стихотворение на мордовском языке.

Алеша: Примите и от меня подарок – флаг Мордовии.

Лейла: Ильвина, а ты какого народа?

Ильвина: Я – татарка. (здоровается по- татарски) У нас, у татарского народа, язык тоже красивый. А еще и костюмы просто загляденье, и блюда просто объеденье.   Мы очень любим петь и танцевать. И сейчас споем вам любимую песню на татарском языке.

Поют песню на татарском языке

Ильвина: И от меня примите флаг Татарстана.

Воспитатель: Вот, ребята, посмотрите, сколько флагов  мы собрали. Потому что вы все разных национальностей.  И каждого из вас свой родной язык,  свои традиции и обычаи. И поэтому вы должны жить дружно, в мире и согласии.  Но  должны не забывать, о том, что все мы живем в одной большой, дружной  стране, которая называется – Россия! И от меня примите флаг России.

В детском садике любимом

Мы так весело живем

И рисуем, и танцуем,

Да и песенки поем.

Учим дружно все татарский,

По-татарски говорим.

Русский тоже изучаем,

Очень этим дорожим.

При всем том не забываем

Свой такой родной язык.

Потому что лично я

К нему с пеленок привык.

Вот такая вот, друзья,

У нас группа дружная!

Дети танцуют танец -  флешмоп.

Я, ты, он, она – вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове мы – сто тысяч я!

Дети уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной интегрированной деятельности на тему: ,, Знакомый незнакомец – новогодний шар.“

совместная интегрированная деятельность воспитателя с детьми седьмого года жизни с использованием технологии  ТРИЗ  и  моделирования  ...

Конспект совместной интегрированной деятельности в старшей группе "Жалобная книга леса"

Деятельность была проведена с незнакомой группой детей в 2011 году в рамках Конкурса педагогческих достижений...

КОНСПЕКТ Совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда, воспитателя по физкультуре и детей старшего дошкольного возраста «В мире животных»

КОНСПЕКТ Совместной интегрированной деятельностиучителя-логопеда, воспитателя по физкультуре и детей старшего дошкольного возраста«В мире животных»(по лексической теме «Дикие и домашние животные»...

Конспект совместной интегрированной деятельности «День Народного единства»

Актуальность. В последние годы идет переосмысление сущности духовно – нравственного становления личности человека. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное ...

конспект совместной интегрированной деятельности педагогов с детьми 3-4 лет по сенсорному воспитанию

материал содержит формы совместной работы педагогов (тифлопедагог, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, воспитатели) с детьми 3-4 лет.Цель: показать родителям игры и игровые ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дружная семья"

Цель: Формировать  у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:Коррекционно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дружная семья» для детей первой младшей группы по патриотическому воспитанию

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необхо...