«Экспериментируем, играя» - мастер-класс для педагогов ДОУ по поисково-экспериментальной деятельности
материал по окружающему миру на тему

Нечаева Ольга Николаевна

Мастер - класс для педагогов ДОУ по поисково-экспериментальной деятельности "Экспериментируем, играя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_ped._eksperimentiruem_igraya.docx100.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 39 «Пчелка»

«Экспериментируем, играя» -

мастер-класс для педагогов ДОУ по поисково-экспериментальной деятельности

Воспитатель: Нечаева О.Н.

г. Химки

 «Экспериментируем, играя» - мастер-класс для педагогов ДОУ по поисково-экспериментальной деятельности

Слайд  № 1.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

На непосредственной образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

В процессе самостоятельной деятельности мы учим детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляем полученные ранее знания и представления.

В поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Мы все с вами на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Отношения педагога с детьми эффективнее строить на основе партнерства. Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

У детей дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать определенные умения.

1.Видеть проблемы — интегративное свойство мышления которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности.

2. Выдвигать гипотезы, строить предположения.

3.Задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, которое направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждает потребность в познании и приобщении к умственному труду.

4. Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие»,

«обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др.

5. Классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы; классификация устанавливает определенный порядок и разбивает рассматриваемые объекты на группы;

6. Наблюдать. Наблюдение — это вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, выражается в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, что и отличает наблюдение от простого созерцания.

7. Делать выводы и умозаключения. Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы и не подведены итоги; вывод — это заключительное суждение о результатах проведенной работы.

Способы фиксации результатов исследования:

1. диагностирование;

2. зарисовка опытов;

3. составление рассказов ;

4. зарисовка, изготовление аппликаций (коллажа).

Уважаемые коллеги! Я хочу познакомить вас с рядом вариантов оформления уголка «Поисково-экспериментальной деятельности» в группе.

Слайды  № 2 – 10.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

Сказка называется «Путешествие утенка».

Слайд № 11.

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос.                                                                                          Слайд № 12.

Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.                                                                                                                   Слайд № 13.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Слайд № 14.

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».                         Слайд № 15.

Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.

Опыт № 3

Возьмите две 1.5 литровые пластиковые бутылки. У одной отрежьте верхушку, а у другой донце. В донце с помощью шила проделайте отверстия. Налейте в бутылку горячей воды и закройте ее донцем с дырочками, сверху в донце положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.

Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше.

Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы.

Слайд № 16.

А потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это? (Отгадывание по следам на песке.)

Слайд № 17.

Опыт № 4

Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина). Сначала сделать отпечаток следа утенка, а потом собачки или птицы.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.                                                                                                                               Слайд № 18.

Опыт № 5

На цветок из цветного картона приклеить магнит с обратной стороны, на картинки пчелки надеть скрепки. Пчелки будут магнититься к цветку.

Наш герой так устал от свалившихся на его голову приключений, что добраться до дома ему помогла девочка в желтом плащике.                                                                     Слайд № 19.

Он поблагодарил её и забрался под крылышко к маме утке.                                                 Слайд № 20.

Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.

Но у него осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются кувшинки?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему идет дождь?

4. Почему остались следы на песке?

5. Почему пчелы летят на цветы?

Обсуждение экспериментов с педагогами.

А теперь давайте нарисуем как наш утенок гулял по парку и что он там увидел интересного….

В заключение нашей встречи я предлагаю вашему вниманию                                                «Памятку чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».                                                               Слайд № 21.

Приложение:

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-255895-1454030177.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-255895-1454030210.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Необычный метод Триз, с помощью которого можно развить все необходимое для жизни ребенка...

Консультация для педагогов Тема: «Роль поисково-экспериментальной деятельности в речевом развитии детей младшего возраста

Консультация для педагогов Тема: «Роль поисково-экспериментальной деятельности в речевом развитии детей младшего возраста ...

Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».

Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической  технологии «Дети волонтёры»....

познавательно-исследовательская, поисково-экспериментальная детская деятельность, творческое конструирование "Нагрузи корабли"

Совместная образовательная  Познавательно-исследовательская  деятельность с детьми подготовительного дошкольного возраста на тему:  «Нагрузи корабли»....

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...