Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром для средней группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Перспективный план включает темы по ознакомлению детей средней группы с предметным, социальным и природным миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._oznakoml.s_okruzh._sr.gr_.docx65.47 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

  • Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире
  • Развивать наблюдательность и любознательность
  • Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними
  • Знакомить с материалами, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах
  • Обогащать сенсорный опыт детей, знакомить с новыми способами обследования предметов
  • Продолжать знакомить с геометрическими фигурами, цветом
  • Расширять представления о транспорте, о правилах поведения в общественных местах
  • Продолжать знакомить с различными профессиями; расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда
  • Знакомить детей с домашними животными, с представителями класса пресмыкающихся, насекомыми; расширять представления об их внешнем виде
  • Расширять представления о фруктах, овощах, ягодах, грибах, деревьях
  • Знакомить с комнатными растениями, способами ухода за ними
  • Расширять представления о свойствах песка, глины, камня
  • Формировать представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений
  • Расширять представления о временах года, развивать способность различать и называть времена года, выделять сезонные признаки

Интеграция образовательных областей:

  • ОО «Речевое развитие»
  • ОО «Социально-коммуникативное развитие»
  • ОО «Художественно-эстетическое развитие»
  • ОО «Физическое развитие»

Месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

 1 неделя

«Детский сад наш так хорош…»

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.-М.: Мозаика-Синтез, 2017.-96 с. – С.27, 53

Уточнить представления детей о детском саде. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада.

Расширять представления о профессиях сотрудников детского сада.

Развивать любознательность, внимание.

Воспитывать уважение к людям, находящимся рядом с детьми.

Фотографии детского сада, его помещений, фото сотрудников детсада; ватман, клей, кисти, салфетки

Словесные: беседа, вопросы, рассказ педагога.

Наглядные: показ фото.

Практические: рассматривание фото,  рассказ детей.

Игровые: д/и «Что делает повар,..»

Беседа «Что нам нравится в саду?»

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Экскурсии по детскому саду (кухня, медкабинет, прачка, муз.зал, физ.зал)

Коммуникативные игры

Рассматривание фотографий летнего отдыха детей.

Чтение народной мордовской сказки «Как собака друга искала»

Прослушивание песенки В.Шаинского «Улыбка»

Оформление родительского уголка «Пособия для домашних занятий с детьми»

2 неделя

«Улица полна неожиданностей»

Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! – С.95

Формировать представления детей о правилах поведения во дворе и на улице: учить видеть все то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.

Развивать внимание, мышление.

Воспитывать осторожность

Иллюстрации с изображением улицы (проезжая часть, тротуар), пешеходного перехода (зебра со светофором), подземного перехода. Макет улицы, маленькие игрушки (машиы, зверушки)

Словесные: беседа, вопросы, загадка, объяснение.

Наглядные: показ иллюстраций

Практические: ответы на вопросы, отгадывание загадки

Игровые: игра «Красный, желтый, зеленый»

Экскурсия к проезжей части

Чтение художественного произведения Т.Александровой «Светофорчик»

Разбор проблемных ситуаций: «В автобусе», «На остановке», «Пешеходный переход»

Экскурсия в комнату ОБЖ детского сада: рассматривание плакатов «Дорожное движение».

Знакомство с профессией -  полицейский, водитель.

 Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Информация «Безопасность детей на улице»

3 неделя

«Что нам осень принесла?»

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.:Мозаика-Синтез, 2017.-96 с. – С.28

Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

Развивать восприятие, мышление, речь.

Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Две корзины, овощи, фрукты (муляжи или картинки), серия последовательных картинок – рост растений

Словесные: загадки, вопросы, пояснение.

Наглядные: показ картинок.

Практические: ответы на вопросы, игровые действия.

Игровые:  д/и «Собери урожай», д/и «Узнай на вкус»

Наблюдение в природе (изменения живой и неживой природы), наблюдение за листопадом.

Беседы «Осень: хорошо или плохо?», «Как вести себя в лесу, в парке».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «найди такой же листок»

Игра-ситуация «осень-добрая волшебница».

Рассматривание иллюстраций, репродукций осенних пейзажей.

Чтение стихотворений

«Листопад» И.Бунина,    «Уж небо осенью дышало» А.Пушкина, «Дождик» Е.Александровой

Привлечение детей к уборке листьев на участке, к сбору природного материала.

Подвижная игра «Гриб – дерево – ягодка»

Дыхательное упражнение «Листья летят»

Выставка творческих работ детей и родителей «Подарки осени»

4 неделя

«У медведя во бору грибы, ягоды беру»

Соломенникова О.А., с.30

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах, ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе.

Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления

Картинки деревьев: береза, рябина, ель; игрушки: еж, белка, медведь; муляжи грибов, картинки ягод

Словесные: вопросы, худ.слово, беседа.

Наглядные: показ картинок, муляжей

Практические: игровые действия, ответы на вопросы, рассматривание муляжей грибов.

Игровые: прием «Прогулка в лес», п/и «У медведя во бору»

Октябрь

1 неделя

«Петрушка идет трудиться»

Дыбина О.В., с.22

Расширять возможности детей в группировке предметов по назначению. Познакомить с трудом взрослых осенью.

Развивать координацию и точность движений.

Воспитывать желание помогать взрослым.

Картинки с изображением орудий труда: грабли, лопата, лейка, или игрушечные предметы; цветочный горшок, Петрушка (другой персонаж); раскраски орудий труда, фломастеры

Словесные: беседа, пояснение.

Наглядные: показ картинок, показ движений

Практические: называние предметов, проговаривание действий, раскрашивание картинок

Игровые: д/и «Угадай. Что делаю?»

Пальчиковая игра «Как у деда Ермолая».

Беседа о бабушках, дедушках.

Прохождение экологической тропы (Соломенникова О.А., с.33)

Аппликация из осенних листьев «Подарок бабушке и дедушке»

Концерт к «Дню пожилых людей»

2 неделя

«Мой город»

Дыбина О.В., с.46

Вахрушев А.А., с.90

Расширять представления детей о родном городе, знакомить с его достопримечательностями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город, очень старались и хорошо выполнили свою работу.

Развивать любознательность, речь.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу.

Фотографии города Саранска: старый и современный город; конверт с разрезной картинкой «Новый аттракцион» (для каждого ребенка)

Словесные: рассказ воспитателя, вопросы, повторение названий.

Наглядные: показ фото.

Практические: выполнение игрового задания.

Игровые: игра «Новый аттракцион»

Беседа «Мой край, моя Мордовия».

Рассказ педагога о людях, прославивших Мордовию (С.Эрьзя).

Рассматривание картин художников Мордовии с изображением родной природы.

Знакомство с профессиями: парикмахер, продавец.

Настольная игра «Собери панораму родного города» (разрезные картинки).

Сюжетно-ролевая игра «Едем на автобусе».

Мордовские подвижные игры «В волков», «В журавлей», «В петушка»,  «В ворону».

Посещение совместно с родителями красивых мест города

3 неделя

«Узнай все о себе, воздушный шарик»

Дыбина О.В., с.33

Формировать представления о материалах, из которых сделаны предметы, их свойствах и качествах, познакомить с качествами и свойствами резины.  Обогащать сенсорный опыт детей. Подводить к пониманию связи между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.

Развивать любознательность.

Воспитывать интерес к деятельности.

Воздушные шары, на каждого ребенка,  резиновые перчатки, резинка для волос; бумага, ткань, фломастеры

Словесные: вопросы, пояснение, вывод.

Наглядные: показ предметов, показ действий.

Практические: решение проблемной ситуации, эксперименти-

рование.

Игровые: д/и «Что бывает резиновое?»

Дидактическая игра «Что из чего сделано?».

Знакомство со стеклом, пластмассой (Дыбина О.В., с.36, 61)

Экспериментирование с бумагой, деревом.

Чтение русской народной сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Игра «Подбери материал для предмета»

Рассматривание глиняных игрушек: дымковских, филимоновских.

Экспериментиро-вание с материалами

4 неделя

«Домашние животные»

Соломенникова О.А., с.38

Вахрушев А.А., с.104

Расширять представления детей о домашних животных, о необходимых условиях их содержания дома.

Развивать способность выделять признаки сходства и различия внешнего вида животных и выражать их в речи.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.

Игрушки (картинки) домашних животных (корова, курица, петух, собака, кошка, лошадь); сюжетные картинки людей и животных в совместной деятельности; фотографии домашних питомцев

Словесные: загадки, беседа

Наглядные: показ картинок (игрушек), фото

Практические: отгадывание загадок.

Игровые: прием «В гостях у бабушки»; д/и «Кто живет у бабушки?»

Беседы с детьми о домашних питомцах.

Рассматривание фотографий детей с домашними животными.

Чтение русских народных сказок о животных.

Раскрашивание картинок по теме.

Загадки о домашних животных.

Дидактическая игра «Кто живет у бабушки?»

Фото домашних животных

Ноябрь

1 неделя

«Кто мы? Какие мы?»

Вахрушев А.А., с.98, 102

Формировать представления детей о собственном «Я», о сходстве и различии во внешнем виде. Формировать представления об основных частях тела, их назначении, о собственных возможностях детей. Расширять гендерные представления детей.

Развивать речь, мышление. Обогащать глагольный словарь.

Воспитывать привычку к чистоте, культуру поведения.

Карточки со схематичным изображением людей в разных позах, с изображением эмоций; картинки людей «младенец-взрослый»; фломастеры, ½ альб.листа

Словесные: беседа, пояснение, загадки

Наглядные: показ картинок

Практические: называние частей тела, выполнение движений. 

Игровые: игра «Стоп», игра «Похож-не похож»

Беседы о здоровье, пользе физических упражнений, гигиенических процедур.

Беседа «Что полезно, что вредно для здоровья»

Чтение: В.Вересаев «Братишка»; М.Зощенко «Показательный ребенок».

Чтение русских и мордовских потешек.

Коммуникативная игра «Настроение».

Заучивание домашнего адреса и Ф.И.О. родителей

2 неделя

«Моя семья»

Дыбина О.В., с.19

Вахрушев А.А., с.97

Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье. Побуждать детей называть имена своих родителей.

Развивать речь, мышление, память.

Воспитывать чуткое отношение к членам своей семьи.

Семейные фотографии; матрешка, мяч, корзинка, картинки членов семьи

Словесные: загадка, объяснение, повторение.

Наглядные: показ фото, игрушек

Практические: рассказ детей, игровые действия

Игровые: игра-рассуждение «Кто ушел?», игра «Портрет семьи»

Пальчиковые игры «Семья», «Как у деда Ермолая».

Рассказывание сказок «Три медведя», «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «День рождения».

Игровые ситуации с использованием мордовских слов на тему  «Мы знакомимся», «Моя семья»

Беседы о семье, о родственных отношениях в семье.

Фотовыставка «Моя семья»

3 неделя

«Осенние посиделки»

Соломенникова О.А., с.42

Вахрушев А.А., с. 107, 119

Закреплять представления о времени года, уточнять представления детей об изменениях, происходящих в жизни растений.  Рассказать о подготовке животных к зиме.

Развивать познавательный интерес к природе, мышление, речь.

Воспитывать активность, самостоятельность.

Осенние листья: березовые, кленовые, рябиновые; плоды деревьев; картинки домашних и диких животных; «Времена года» П.И.Чайковского, отрывок из рассказа О.Иваненко «Спокойной ночи»

Словесные: худ.слово, вопросы, итог.

Наглядные: показ листьев, показ картинок

Практические: слушание мелодии, беседа,

Игровые:

Прохождение экологической тропы, рассматривание деревьев, кустарников.

Беседа «Улетели птицы в дальние края»

Чтение  А.Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч…»; В.Зотов «По грибы пошли ребята…»

Загадки о деревьях.

Продуктивная деятельность с использованием осенних листьев.

4 неделя

«Замечательный врач»

Дыбина О.В., с.34

Расширять представления детей о профессии врача. Показать им значимость труда врача и медсестры, их заботливом отношении к людям.

Развивать познавательную активность.

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, ценностное отношение к своему здоровью.

Кукла, медицинские инструменты, халат, шапочка, картинка «В больнице»

Словесные: загадка, вопросы, пояснения.

Наглядные: показ предметов, картинки

Практические: называние предметов, обыгрывание.

Игровые: игровая ситуация «Кукла заболела»

Рассматривание фотографий на тему «Моя мама на работе».

Беседа «Где работает моя мама».

Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»

«Подарок маме» - рисование красками.

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Досуг к «Дню матери»

Декабрь

1 неделя

«Лесные звери»

Соломенникова О.А., с.41

Вахрушев А.А., с.147

Расширять представления детей о зиме. Дать представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к живой природе.

Развивать способность анализировать, сопоставлять, делать вывод. Развивать речь.

Воспитывать активность, самостоятельность, смелость в высказываниях.

Панорама зимнего леса, игрушки диких животных; сюжетная картина по теме; доска, мел

Словесные: беседа, вопросы, пояснение.

Наглядные: показ картины, животных.

Практические: решение проблемной ситуации

Игровые: игра (физминутка) «Лесные звери»

Беседы о зиме (зимние явления, одежда людей).

Наблюдение за природой (красота природы).

Подготовка к празднику (заучивание песен, стихов).

Чтение: И.Суриков «Зима», сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», р.н.сказки «Снегурочка».

Конструктивная деятельность «Лесной детский сад»

Рассказ о животных о животных Арктики и Антарктиды, рассматривание картинок.

Рассматривание сюжетных картинок о жизни диких животных зимой.

Привлечение детей к активному участию в подготовке новогоднего праздника (изготовление игрушек, украшения).

Рисование снежинок

Рассматривание альбомов, иллюстраций о жизни зверей

2 неделя

«Почему растаял Снеговик?»

Соломенникова О.А., с.45

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Формировать способность устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Развивать познавательные способности детей.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Снег в емкости, лед в формочках; снежинки из бумаги

Словесные: худ.слово, вопросы, объяснение.

Наглядные: показ наглядного материала.

Практические: исследование, эксперимен-тирование

Игровые: игра «Какой? Какая?»

Игры со снегом, льдом

3 неделя

«Птицы зимой»

 Соломенникова О.А., с.48

Вахрушев А.А., с.156

Уточнить представления детей о зимующих птицах, их непростой жизни в зимний период года. Учить выделять характерные особенности синицы, снегиря. Формировать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление.

Воспитывать взаимопомощь, чувство сострадания братьям нашим меньшим

Презентация о синице и снегире; контурная картинка птицы на каждого ребенка, фломастеры; кормушка

Словесные: чтение стих-я А.Прокофьева, воспросы, рассказ педагога.

Наглядные: показ презентации

Практические: раскрашивание птиц.

Игровые: упр. «Покажи птичку»

Наблюдение на прогулке за прилетающими птицами.

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Организация зимних развлечений на улице (катание на санках, лепка из снега).

Беседы о жизни растений и животных зимой.

Изготовление новогодних поздравительных открыток.

Рисование и лепка птиц

П/игра «Воробушки и кот»

Изготовление кормушек

4 неделя

«Профессии людей»

Вахрушев А.А., с.139

Продолжать формировать у детей представления о труде взрослых, о профессиях людей. Уточнять представления о профессии повара, парикмахера, продавца, актера.

Развивать познавательный интерес к миру профессий; развивать речь, мышление.

Воспитывать уважение к людям любой профессии.

Картинки «Профессии», предметы для выполнения трудовых действий

Словесные: беседа, вопросы,

Наглядные: показ картинок, показ действий.

Практические: рассказ детей, решение проблемных ситуаций, заучивание пословицы.

Беседа о празднике Нового года, о подготовке к нему семьи ребенка.

Слушание новогодних песен.

Прогулка по экологической тропе.

Подготовка к Новому году (пение песен, чтение стихов, украшение деталей костюмов, изготовление новогоднего плаката и пр.)

Чтение сказки «Рукодельница и ленивица»

Новогодний праздник

Январь

1 неделя

Каникулы

2 неделя

«Зима в городе»

Вахрушев А.А., с.142

Расширять представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно.

Развивать способность анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитывать эстетические чувства по отношению к природе, бережное отношение к природе.

Иллюстрации с изображением времен года, картинки с изображением людей, одетых в соответствии в разными сезонами; игрушечная машинка, два шнура; муз.центр.

Словесные: рассказ-загадка, вопросы, обсуждение.

Наглядные: показ иллюстраций.

Практические: эксперимент, рассуждения. 

Игровые:  муз.игра «А на улице мороз..»

Беседы о зиме, изменениях в природе.

Рассматривание ледяных узоров на окнах.

Рассказ о зимних праздниках (Рождество).

Чтение сказки «Зимовье зверей», обр.И.Соколова-Микитова.

Знакомство с правилами безопасного поведения зимой.

 Д/игра «Снежинки»

 Рекомендации о зимней прогулке с детьми.

3 неделя

«Петрушка - физкультурник»

Дыбина О.В., с.29

Совершенствовать способности детей в группировке предметов по назначению.  Продолжать формировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни.  Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.  

Развивать наблюдательность, мышление.

Воспитывать активность.

Спортивное оборудование: скакалки, обручи, мячи; картинки со схематичным изображением человечка, выполняющего различные упражнения; игрушка Петрушка

Словесные: вопросы, пояснение.

Наглядные: показ предметов

Практические: называние и описание предмета, показ действий с ним, группировка предметов.

Игровые: игровой персонаж, игра «Делаем зарядку»

Беседа о зимних развлечениях, видах спорта

Речевая игра «Без чего не бывает зимы».

Постройка снежной крепости на прогулке

Катание на санках, игра в снежки, постройка снежных фигур.

Рассматривание иллюстраций на тему «Дети на прогулке».

П/игра «Кто быстрее до флажка», «Снежки»

Спортивное развлечение

4 неделя

«Посуда. Мебель»

Дыбина  О.В.,

с. 43, 66

Знакомить детей с назначением предметов: посуда, мебель. Совершенствовать способность группировать предметы по назначению, называть обобщенное определение.

Развивать познавательную активность, речь детей, любознательность.

Воспитывать интерес к предметному миру, самостоятельность, активность.

Предметные картинки «одежда», «мебель»; кукла, наборы конструктора

Словесные: беседа, обсуждение.

Наглядные: показ картинок

Практические: описание предмета, конструирова-

ние

Игровые: игра «Новая комната для куклы»

Дидактическая игра «Группируй предметы».

Раскрашивание предметных картинок.

Истории из серии «Путешествие в прошлое предметов (кресло)».

Конструирование предметов мебели.

Экспериментирование – сравнение стекла и пластмассы (Дыбина О.В., с.62)

Информация о формировании у детей безопасного поведения в быту

Февраль

1 неделя

«Моя малая родина»

Продолжать формировать у детей представления о родной стране, родном крае, родном городе. Закреплять в речи название республики, ее столицы. Познакомить с флагом РМ, сравнить его с флагом России.

Развивать мышление, речь, любознательность.

Воспитывать любовь к Родине.

Картинки по теме, карта Мордовии,  флаг России и Мордовии; ½ листа бумаги, цветные полоски бумаги, клей, кисти, салфетки

Словесные: вопросы, пояснение.

Наглядные: показ картинок, открыток, флагов.

Практические: сравнение флагов России и Мордовии, аппликация «Флаг моей малой родины»

Беседа о народах, населяющих Мордовию, демонстрация национальной одежды.

Рассматривание карты Мордовии.

«Наряжаем фартук для Алдуни» - аппликация

Прослушивание «Земля моя любимая» муз А.Аверкина,  

Рссматривание репродукций картин  Ф. Сычкова

Заучивание народных мордовских  дразнилок, скороговорок

Подвижные мордовские игры «В круги», «В платочки»

Чтение «Золотые руки» П.Машканцева, «Витькин тополь» Я.Пинясова.

Фотовыставка «На улицах города»

2 неделя

«Смелые пожарные»

Формировать у детей представления о пожарной безопасности, о действиях, необходимых в случае опасной ситуации. Познакомить детей с профессией пожарного. Формировать представления о пожарных как о смелых, сильных, бесстрашных людях.

Развивать познавательный интерес, мышление, речь.

Воспитывать смелость, активность, уважение к труду взрослых.

Картинка с изображением пожарного, пожарной машины; телефон

Словесные: вопросы, беседа, пояснения.

Наглядные: показ картинок.

Практические: рассказ детей, решение проблемы.

Игровые: упр. «Пожар»

Знакомство с профессиями: шофер, почтальон. Подчеркивание значимости труда взрослых.

Сюжетно-ролевые игры.

Чтение былинных историй о подвигах богатырей.

Изготовление подарков папам, дедушкам

Беседы о празднике «День Защитника Отечества»

Рассказ родителей о своей профессии

3 неделя

«Наша армия»

Дыбина О.В., с.37

Формировать представления детей об армии, о воинах, охраняющих нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества».

Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряк, танкист, летчик, пограничник).

Развивать познавательный интерес.

Воспитывать чувство гордости, уважения к людям военных профессий.

Иллюстрации по теме; пилотка, бескозырка; модели военной техники, фигурки военных (картинки)

Словесные:  рассказ воспитателя, вопросы, худ.слово.

Наглядные: показ иллюстраций.

Практические: рассказ детей.

Игровые: упр. «Сигнальщики», игра «Что для кого?»

Организация о рассматривание фотовыставки «Мой дедушка-солдат».

Заучивание стихотворения С.Маршака «Февраль».

Чтение: В.Малков «Будем в армии служить», И.Кульская «О брате».

Рассматривание открыток, иллюстраций об армии.

Прослушивание патриотических песен.

Развлечение ко «Дню защитника Отечества»

4 неделя

«Одежда, обувь, головные уборы»

Дыбина О.В , с.48

Формировать представления о назначении и функциях предметов одежды, головных уборов, обуви. Расширять представления о материалах для изготовления вещей. Упражнять в группировке предметов.

Развивать способность устанавливать связи между материалом и способом применения вещей.

Воспитывать активность, смелость в высказываниях.

Предметные картинки по теме; иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы; образцы различных тканей; силуэты платьев, рубашек, цветные карандаши; кукла; картинки: старинная одежда, одежда первобытного человека

Словесные:  вопросы, рассказ.

Наглядные: показ картинок.

Практические: решение проблемы, рассуждение, обыгрывание.

Игровые: игр.прием «Кукла в гости к нам пришла»

Рассматривание альбомов о национальной одежде народов России.

«Истории из прошлого одежды».

Изготовление тряпичной куклы.

Дидактическая игра «Найди названный предмет» (Дыбина, с.65).

Украшение бумажных силуэтов одежды, головных уборов элементами дымковской, филимоновской росписей.

Привлечение к созданию альбома тканей

Март

1 неделя

«Лук сажаем – маме помогаем»

Соломенникова О.А., с.54

Формировать представления о росте и развитии растений, об условиях их роста (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные представления о природных витаминах.

Развивать интерес к познавательной деятельности, способность думать, делать выводы.

Воспитывать аккуратность, активность, самостоятельность.

Кукла; для посадки лука для каждого ребенка: стаканчики, луковицы, земля, совочки, лейка с водой, салфетки, фартучки

Словесные: загадка, вопросы, объяснение, проговаривание действий.

Наглядные: показ луковицы, показ приема посадки лука.

Практические: рассуждение, посадка луковиц.

Игровые: игровой персонаж Незнайка

Беседа о маме.

Заучивание пословиц, поговорок о матери.

Самостоятельный рассказ «Какая моя мама»

Пение песенок о маме

Рисование на тему «Моя мама».

Чтение стихотворения Л.Квитко «Бабушкины руки»; сказки «Привередница», обр.В.Даля.

Коммуникативная игра «Старенькая бабушка»

Привлечение  к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.

Праздник             «8 Марта»

2 неделя

«Мир комнатных растений»

Соломенникова О.А., с.57

Расширять представления детей о комнатных растениях: их строении, пользе. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.

Развивать наблюдательность, мышление, речь. Развивать способность ухаживать за растениями.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Комнатные растения: фиалка, герань, бальзамин, фикус; лейка, салфетки, щеточки

Словесные: беседа, вопросы, рассказ, пояснения.

Наглядные: демонстрация растений, его частей.

Практические: рассматривание растений, обсуждение правил ухода за ними

Игровые: игра «Что изменилось?»

Беседа «Весна стучится в окна» (признаки весны).

Работа в уголке природы.

Наблюдение на прогулке за снегом, небом.

Чтение и заучивание закличек о весне; чтение А.Плещеев «Весна».

Экспериментальная деятельность со снегом (качества: рыхлый, тяжелый).

Рассматривание комнатных растений дома

3 неделя

«Такие разные игрушки»

Дыбина О.В., с.18

Расширять представления о предметном мире. Закреплять способность детей  группировать предметы по назначению, пояснять свой выбор. Продолжать знакомить с материалом, из которого сделаны игрушки (глина, дерево, пластмасса, резина).

Развивать сенсорный опыт детей, мышление, речь.

Воспитывать самостоятельность, способность выслушивать сверстников.

Игрушки из разных материалов; игровой персонаж; схема алгоритма рассказывания об игрушке

Словесные: загадка, вопросы, пояснение, образец речи.

Наглядные: показ предметов, частей.

Практические: рассказывание об игрушке, называние материала.

Игровые: д/игра «Узнай по описанию»

Рассматривание мордовской деревянной игрушки (Тавлинская резная игрушка).

Чтение мордовской народной сказки «Диль – диль – дедынька».

Дидактическая игра «Построй узор».

Народные подвижные игры.

Продуктивная деятельность – украшение силуэтов игрушек узором по своему выбору.

Посещение мордовского музея национальной культуры

4 неделя

«Идем в театр»

Познакомить с профессией актера. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Формировать представления о правилах поведения в общественном месте.

Развивать интерес к миру профессий.

Воспитывать уважение к труду взрослых, культуру поведения.

Иллюстрации по теме, атрибуты для вхождения в образ: шляпы, бусы, накидки и пр.

Словесные:  вопросы, задача, пояснение, рассказ.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, предметов.

Практические: решение проблемы, рассуждение, обыгрывание ситуации.

Игровые: прием «Поиграем в театр»

«Мастерская театра» - изготовление атрибутов для театрализованной игры

Чтение русских народных сказок  «Лисичка со скалочкой», «Жихарка» и других.

Беседа о театре и демонстрация разных видов театра: бибабо; ложек

Мини-сценки «Представьте себе», «Встреча Красной Шапочки с волком» и др.

Сюжетно – ролевая игра «Театр».

Привлечение к изготовлению атрибутов для театра

Апрель

1 неделя

«Мои друзья»

Дыбина О.В., с.24

Формировать понятия «друг», «дружба». Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Развивать познавательную активность, речь детей.

Воспитывать уважение к сверстникам, доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Картинки героев сказок: Чебурашка, Крокодил Гена; Баба-Яга, Кощей, Змей Горыныч; три поросенка

Словесные: беседа, пояснение, худ.слово

Наглядные: показ картинок.

Практические: обсуждение, рассказ о друге, заучивание пословицы о дружбе.

Игровые: игра «Назови друзей»

Беседа «Мои друзья».

Чтение стихотворения Л.Квитко «Друзья».

Обсуждение игровых ситуаций «Если другу грустно», «Как помочь другу».

Дидактическая игра «Я и друзья» (Дыбина, с.57)

Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Информация «Учите детей дружить»

2 неделя

«Экологическая тропа весной»

Соломенникова О.А., с.66

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Развивать познавательный интерес к природе.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать правила поведения в природе.

Объекты экологической тропы: береза, клумба, скворечник, кормушка, пень.

Словесные: беседа, вопросы, рассказ педагога

Наглядные: показ объектов природы.

Практические: рассматривание объектов тропы, обсуждение.

Игровые: прием «поход»

Рассматривание иллюстраций с изображением весенней природы.

Наблюдение за птицами. Рассказ педагога о жизни птиц весной.

Рассматривание деревьев на участке.

Заучивание стихотворения А.Прокофьева «Березка».

Подготовка к весеннему  развлечению.

Акция «Домик для птиц»

3 неделя

«Весной в деревне»

Вахрушев А.А , с.180

Расширять представления детей о жизни домашних животных весной и о труде людей в весенний период. Расширять представления о росте растений

Развивать познавательный интерес, речь детей, трудовые возможности детей.

Воспитывать интерес к практической деятельности, аккуратность.

Иллюстративный материал с изображением домашних животных, весеннего труда людей; емкость с землей, лопатка, семена огурцов, лейка.

Словесные: беседа, вопросы, рассказ воспит.

Наглядные: показ иллюстраций.

Практические: рассказ детей, посев семян огурцов, проговаривание действий.

Игровые: персонаж «бабушка»

Беседы о весне.

Наблюдение за комнатными растениями, их пересадка.

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Привлечение детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике.

Настольная игра «Безопасность в природе»

Развлечение «Весна»

4 неделя

«Шестиногие малыши»

Соломенникова О.А., с.59

Вахрушев А.А., с.174

Расширять и уточнять представления детей о насекомых, об их характерных признаках.

Развивать способность видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Развивать мышление.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе

Иллюстрации с изображением насекомых: бабочка, божья коровка, муравей, пчела, комар, муха, гусеница

Словесные: беседа, вопросы, рассказ воспит.

Наглядные: показ картинок.

Практические: рассказ детей, имитация движений насекомых,

Игровые: игра «На полянку пришли, насекомых нашли»

Наблюдение за насекомыми на прогулке.

Рассказ воспитателя о жизни насекомых.

Чтение: К.Чуковский «Тараканище», Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара-Комаровича…».

Аппликация «Жучки на лугу»

Май

1 неделя

«Наш любимый плотник»

Дыбина О.В., с.49

Продолжать знакомить детей с трудом сотрудников детского сада (плотник). Формировать представления об инструментах

Развивать познавательный интерес к миру взрослых, к профессиям. Развивать мышление, речь.

Воспитывать чувство признательности и уважения к труду взрослого.

Ящик с инструментами плотника, мебель, нуждающаяся в ремонте, игрушечные интсрументы

Словесные: проблемная ситуация, вопросы, загадки, рассказ, пояснения.

Наглядные: демонстрация предметов.

Практические: рассматривание предметов, их назначения, показ действий с предметами.

Игровые: игра «Ровным кругом»

Беседа о Дне Победы.

Чтение: Т.Белозеров «Праздник Победы».

Рассматривание иллюстраций (презентации) по теме «День Победы».

Наблюдение в природе за цветущими кустарниками, деревьями (сирень, яблоня).

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»

Посещение Парада Победы  

2 неделя

«Деревья весной»

Продолжать формировать представления об окружающем мире и называть объекты живой природы. Учить различать деревья, сравнивать их.

Развивать познавательную активность.

Воспитывать основы экологической культуры.

Картинки деревьев: береза, дуб, клен, рябина, ель, сосна

Словесные: загадки, вопросы.

Наглядные: показ картинок.

Практические: рассматривание особенностей деревьев, листьев.

Игровые: игра «1,2,3 – дерево назови»

Наблюдение за растениями.

Высадка рассады цветов на клумбу.

Дидактическая игра «Необычные цветы» (О.Дыбина, с.78)

Чтение М.Пришвин «Ребята и утята»

Раскрашивание картинок на весеннюю тематику

Помощь в уборке участка группы

3 неделя

«Цветы»

Расширять представления детей о весне, весенних явлениях природы. Знакомить с некоторыми весенними цветами. Закреплять представления о строении цветка. Расширять способности в оказании помощи по уходу за растениями на клумбе.

Развивать познавательный интерес к природе.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Картинки весенних цветов: садовых и луговых. Схема ухода за растениями; предметы: лейка, грабли, лопата.

Словесные: загадки, вопросы, пояснение.

Наглядные: показ картинок, предметов.

Практические: отгадывание загадок, рассматривание и описание цветов. 

Игровые: игра «Мы на луг ходили»

Наблюдение на прогулке за весенними явлениями (дождь, гроза).

Помощь по уходу за растениями на клумбе.

Чтение Е.Благининой «Не мешайте мне трудиться».

Беседы о правилах безопасного поведения в природе.

Заучивание р.н.песенки «Дед хотел уху сварить»

Рисование цветов: карандашами, красками, пластилином, мелом

4 неделя

«Скоро лето»

Расширять представления о безопасном поведении на улице, в природе.

Развивать способность рассуждать, делать выводы.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Иллюстрации по теме, иллюстрации о поведении в природе

Словесные: создание проблемы, вопросы, пояснения.

Наглядные: показ картинок.

Практические: обсуждение и решение проблемы, обыгрывание ситуации.

Рассказ о летних видах спорта.

Рассматривание иллюстраций о летних забавах детей.

Беседы о безопасности на улице, на детской площадке.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль»

Информация о летнем периоде в детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе

Перспктивное планирование во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром О.В.Дыбина по программе М.А.Васильевой . А также перспективный план по развитию речи во второй младшей группе по п...

Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром средняя группа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Вид занятий «Ознакомление с окружающим» Перспективный план составлен на основе задач  примерной программы  «Детство» под редакцией В. И. Логиновой СПб.:...

Календарно-перспективный план по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы

Календарно-перспективный план по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы...

Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром и природой. Старшая группа.

Углублять знания детей о четырех временах года по существенным признакам сезона. Устанавливать связь между живой и неживой природой....

Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе

Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....