Проект «Неизведанное рядом: неживая природа»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Серафима Вячеславовна Тарара

Серафима Тарара
Проект «Неизведанное рядом: неживая природа»

Интеграция образовательных форм в проекте «Неизведанное рядом: неживая природа»

1 Средняя группа

Воспитатель Тарара С. В.

Тема проект: «Неизведанное рядом: неживая природа».

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Длительность проекта: краткосрочный, в рамках недели летних развлечений и опытов (с 27.06 по 01.07.2016 г.)

Участники: воспитанники средней группы № 1, воспитатель.

Актуальность: Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно, творчески.

В одном из принципов ФГОС говорится о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?

Цели проекта:

•продолжать развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

•обогащение представлений об объектах неживой природы;

•развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

•развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

•создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи проекта:

-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

-знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

-развивать представления детей о некоторых факторах среды;

-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Ожидаемые результаты:

•вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

•обогатить представление детей об объектах неживой природы;

•обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Реализация проекта:

Этот проект хорошо восполняет пробел в воспитательно – образовательной работе с детьми в летний период. Совместная деятельность с детьми 1 средней группы по данному направлению планировалась на 3 раза в неделю по 10-15 минут в летний период.

Работа проводилась в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами, с учетом уровня развития и познавательных интересов детей, а также на участке детского сада.

Во время эксперимента проводились и воспитательные моменты - дети помогали наводить порядок на рабочем месте (чистили и убирали оборудование, протирали столы, убирали мусор).

I этап проекта: подготовительный

1. Подбор методической литературы.

2. Составление плана проектной деятельности.

3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом

4. Пополнение оборудования «центра экспериментирования».

Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с воздухом и водой.

II этап проекта: основной

Работа с детьми

1. Вода

1 "Окрашивание воды"

Цель опыта: выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, но может менять свою окраску, льется.

Оборудование: емкость с водой (холодной и теплой, кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

2. Воздух

"Что в пакете?"

Цель опыта: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты.

"Пузырьки - спасатели"

Цель опыта: Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

III этап: заключительный

Рефлексия. Развлечение с мыльными пузырями.

Литература

1. Дыбина О. В., Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. –М.: ТЦ «Сфера», 2013.

2. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы». – Волгоград: Учитель, 2009. – 130 с.

3. Экологические проекты в детском саду/ Масленникова О. М, Филиппенко А. А. - Волгоград: Учитель,2011 г.

4. Интернет ресурсы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Неизведанное рядом"

Допроектная деятельность:Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасают...

ПРОЕКТ «Неизведанное рядом»

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в труде, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребёнка грузом знаний, ...

Проект"Неизведанное рядом. Удивительные тайны снега"

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь», - как считает академик Н.Н.Поддъяков. Дети дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Участие детей в исследовател...

Проект "Неизведанное рядом"

Проект в средней группе. Изучение разных материалов и их свойств. Воспитателям детких садов...

Проект Неизведанное рядом

Проект Неизведанное рядом...

Презентация к проекту "Неизведанное рядом"

Презентация - отчет о проведенном проекте....

Проект «Неизведанное рядом»

Проект «Неизведанное рядом»...