Главные вкладки

    Проект"Неизведанное рядом. Удивительные тайны снега"
    проект (старшая группа) на тему

    Cтяжкина Наталия Юрьевна

    «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь», - как считает академик Н.Н.Поддъяков. Дети дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Участие детей в исследовательской  деятельности помогают решать эти вопросы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Она предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»

    д. Рябиновщина Нолинского района Кировской области

    Методическая разработка проекта

    Тема: «Неизведанное рядом.

    Удивительные тайны снега»

    Автор- составитель:

     воспитатель

    Стяжкина Наталия Юрьевна

    2016 год

    Введение

    Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.                                                                                             3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, имеется в виду активность ребёнка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное процессуальное  экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.                                                                              Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)                           «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».                                               (А. И.Савенков).                                                                                            Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.                                                                                  Поэтому необходимо включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс, основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», способствующий взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

    Тип проекта:  исследовательский, творческий.                                                    Продолжительность проекта: среднесрочный                                                                                       Сроки реализации: декабрь 2015 года – январь  2016 года                                             Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

    Актуальность

    Вы замечали, как дети обращают внимание на волшебные вещи, мимо которых мы, взрослые, привыкли проходить мимо? Действительно, снег, а особенно снежинки, парящие в воздухе- для детей  всё это в диковинку. .Интерес к такому зимнему волшебству не иссякает долгое время.                                                                                        «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь», - как считает академик Н.Н.Поддъяков. Дети дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Участие детей в исследовательской  деятельности помогают решать эти вопросы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Она предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Постоянное стремление экспериментировать и самостоятельно искать что-то новое – важные черты детского поведения. Исследовательская деятельность дает детям возможность думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    Проблема проекта:

    Гуляя  на улице и рассматривая снежинки, детей заинтересовал вопрос «Из чего состоит снег? Почему снег белого цвета, а не какого- то другого? Почему он приходит только зимой?»

    В ходе беседы выяснилось, что у детей имеется  разное мнение о свойствах и качествах снега. Таким образом возникла необходимость  проверить все озвученные версии. Мир природы удивителен, но свои тайны он открывает любознательным и внимательным. Так появилась идея создания проекта. Участие  в проекте позволит разобраться в удивительных тайнах снега.

    Гипотеза проекта:

    Участие детей в познавательно- исследовательской деятельности позволит дать богатые возможности для формирования у них  знаний о тайнах  снега.

    Использование интегрированного подхода для формирования целостного представления о тайнах  снега приведет к успешному усвоению и осознанному применению полученных знаний на практике.

    Идея проекта:

    Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия, поэтому основной идеей проекта является развитие познавательной активности детей.

    Цель проекта:

    Создание условий, способствующих  развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

    Задачи проекта:

    - Способствовать  расширению знаний о снеге и его свойствах;

    - Обогащать  и активизировать  речь детей;

    - Развивать  навыки мыслительных действий (умение сравнивать, анализировать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезу и делать обоснованные выводы);

    -Развивать познавательный интерес к совместной познавательно- исследовательской деятельности участников проекта;

    -Повышать воспитательную компетентность родителей в развитии познавательной активности детей.

     

    Ожидаемые результаты:

    1. Расширение представлений об объекте окружающего мира - снеге, о его свойствах;        2. Развитие речи детей (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);                                                                                                                                       3.  Развитие исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);                                                                                                                                    4. Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, познавательной активности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими);

    Ресурсное обеспечение проекта:

    Предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

    Этапы и сроки реализации проекта:

    I этап – подготовительный.

    - определение  цели и задач;

    - создание необходимых условий для реализации проекта;

    - разработка плана проекта.

    II этап – основной.

    -реализация проекта путем решения поставленных задач                                                                        Работа с детьми

    Основываясь на анализе системы работы в ДОУ, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей   спроектировать  свою последующую работу, где реализация поставленных задач будет осуществляться  в трех основных формах:  

    -НОД;

    - самостоятельная деятельность детей;

    -совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

     Работа с родителями

    - консультации, беседы;

    - совместные мероприятия.

    III этап – заключительный.

    -совместный творческий конкурс «Лучшая снежная постройка»;

    - презентация проекта.

    План работы:

    «Познавательное развитие»

    1.Циклы наблюдений:  за снегопадом, за выпавшим снегом за ночь, за снежным покровом, за снежинками, за инеем, за метелью.                                                                                                                                                           2. Беседы:                                                                                                                                                     - «Что такое снег?»                                                                                                                                   - «Какого цвета снег?»                                                                                                                        - «Почему скрипит снег?»                                                                                                                          - «Снег в жизни людей, растений и животных».                                                                                  - «Снег бывает разный».                                                                                                                                 - «Что такое иней?»                                                                                                                         3.Рассматривание иллюстраций:                                                                                                          - «Деревья в снегу»                                                                                                                               - «Снежный покров»                                                                                                                                    - «Следы на снегу»                                                                                                                                        - «Снегоуборочные машины»                                                                                                            - «Животные и снег»                                                                                                                             - «Жилища из снега»                                                                                                                                 - «Снежные фигуры»                                                                                                                               - «Рисунки на снегу»                                                                                                                                   - «Снежинки», «Иней»                                                                                                            4.Просмотр презентации и видеофильма: «Снег», «Снежинки».                                                                       5. Исследовательская деятельность:  «В тепле снег тает»; «Тонет - не тонет»; «Какая температура у снега?»; «Где теплее?»; «Почему не получился снеговик?»; «Легкий или тяжелый?»; «Откуда берется иней?»; «Почему нельзя есть снег?»; «Почему снег белый?»; «Снег хрустит»; «Снег непрозрачный»; «Нужен ли зимой растениям снег?»;«Почему снег мягкий?»; «В какой снег легче проваливаться?»; «Сколько лучиков у снежинки?»

     «Речевое развитие»

    Составление рассказа по сюжетной картине «Веселый  снеговик»;

    Творческое рассказывание  «Как я лепил снежную бабу»; 

    Заучивание стихотворения  К.Бальмонт «Снежинка»;                                                                                 Речевые игры: «Я начну, а вы продолжите», «Придумай слово», «Поможем зиме», «Назови ласково», «Назови действие», «А что вчера»;

    Загадывание загадок о снеге и снежинках;                                                                                             Чтение художественной литературы:                                                                                               Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…»;                                                                                                           Поэзия: И.Бунин «Первый снег» ; К. Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…, А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»;                                                                               Проза : Л. Воронкова «Снег идет», С.Иванов «Каким бывает снег»                                                                                 В. Одоевский «Мороз Иванович»;                                                                                       Сказки«Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»; «Снегурочка», «Морозко».          

    «Художественно – эстетическое развитие»

    Прослушивание и пение песен: «Белые снежинки», «Серебристые снежинки», «Снежинки для Маринки», «Кружится снежинок хоровод», «Как на тоненький ледок»;

    Прослушивание музыкальных произведений: Вивальди «Времена года. Зима», К.Дебюси «Снег танцует»., пьеса П.Чайковский «Вальс снежных хлопьев»;

    Танец «Снежинки»;

    Музыкальные игры «Снеговик Егорка», «Ледяные фигуры»;

    Драматизация сказки «Заячья избушка»;

    Рисование: ,«Снежный лес»(нетрадиционное рисование солью), 

    «Снежинки» (нетрадиционное рисование);

    Аппликация «Снеговик» (из бумажных салфеток), «Волшебные снежинки» (изготовление снежинок из ниток);

    Оригами из бумаги «Снежинка»;

    Лепка  «Красивые снежинки».

    Самостоятельная художественная деятельность- вырезывание снежинок из бумаги.

                                                                                   

    «Социально – коммуникативное развитие»

                                                                                                                                                                                                       

    Беседа на тему«Если хочешь быть здоров…», «Снег может быть опасным»                             Сюжетно-ролевые игры: «Снежное царство», «Следопыты».                                            

    Труд:

    - «окучивание» деревьев снегом;                                                                                                                          - расчистить дорожки от снега;                                                                                                                 - очистить от снега место для игр на участке;                                                                                                                        - собирать снег на участке для постройки снежных фигур;    

    - создание фигур и построек из снега.                                                                                                                                                                

    «Физическое развитие».

    Подвижные игры: «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки», «Найди пару», «Льдинки, снежинки, сосульки»;

    Игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту», «Кто дальше бросит», «Кто быстрее», «Попади в мишень»;

    Дыхательная гимнастика «Снежинки летят»;  

    Пальчиковая гимнастика :«Снежок», «Снегопад»;                                                                                                                                                                                                                                    

    Организация работы с родителями.

    Буклет : «Проведение опытов со снегом в домашних условиях».

    Консультация для родителей «Снег может быть опасным»

    Выставка совместного творчества «Такие разные снежинки».

    Совместное сочинение  сказки «Приключение снежинки».

    Конкурс совместного творчества  «Лучшая снежная постройка».

    Мониторинг результативности проекта:

    Результаты проведенной  целенаправленной работы по проекту показали, что у детей расширился кругозор, в частности обогатились представления о снеге и его свойствах, обогатился словарный запас, появился интерес к экспериментально - исследовательской деятельности. Дети проявляют инициативу, самостоятельность, умеют видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы.                                                                                                          Поэтому данный проект актуален и рекомендован воспитателям для работы с детьми.  

    Библиография :

    1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -192с.

    2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 145с.

    3. Источник: http://signorina.ru/1657-igry-so-snegom-dlya-doshkolnikov.html

    5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост.: Л. С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Неизведанное рядом"

    Допроектная деятельность:Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасают...

    ПРОЕКТ «Неизведанное рядом»

    Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в труде, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребёнка грузом знаний, ...

    Проект "Неизведанное рядом"

    Проект реализован  при поддержке фонда социальных инициатив "Энергия"  компании "Сахалин Энерджи"...

    Проект "Неизведанное рядом"

    Проект в средней группе. Изучение разных материалов и их свойств. Воспитателям детких садов...

    Проект Неизведанное рядом

    Проект Неизведанное рядом...

    Проект «Неизведанное рядом: неживая природа»

    Серафима Тарара Проект «Неизведанное рядом: неживая природа»Интеграция образовательных форм в проекте «Неизведанное рядом: неживая природа»1 Средняя группаВоспитатель Тарара С....

    Презентация к проекту "Неизведанное рядом"

    Презентация - отчет о проведенном проекте....