НОД по познавательному развитию в старше-подготовительной группе «Как дикие звери готовятся к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Вера Валентиновна Калинина

Зима - трудное время года для зверей. К ней надо готовиться заранее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по познавательному  развитию в старше-подготовительной группе

«Как дикие звери готовятся к зиме»

Задачи:

Образовательные:

•пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму) ;

•активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога;

•формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, вести диалог.

Развивающие:

•формировать композиционные умения – размещать силуэты животных на панораме осеннего леса; умение внимательно выслушивать собеседника;

•развивать глазомер, слаженность обеих рук.

Воспитательные:

•развивать память; самостоятельность, уверенность;

•воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе; навыки коллективной творческой деятельности.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Прячутся», В. Сутеев «Палочка-выручалочка», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «В берлоге» ,» Осень в лесу»,  «Еж», «Белки», «Улетают журавли», «Беляк»; Г.Скребицкий «Осень»; Г.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»; М.Пришвин  «Листопад»; Е.Чарушин «Лиса».

2. Загадки о животных.

3. Рассматривание картин из серии «Дикие животные»

4. Беседа «Где живет медведь? »

5. Дидактические игры: «Кто с кем? », «Чей малыш?», «Чей силуэт? », «Экологическое лото» и т. д.

 

Оборудование: конверт с письмом, картинки с изображением диких животных; панно осеннего леса ;  кора дерева, вата, наждачная бумага; кисточки, клей,  силуэты  зверей из цветной бумаги, запись музыки П.И.Чайковского «Осенняя песня».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, к нам сегодня в группу пришло письмо от белочки. В нем написано, что в лесу случилась большая беда. Давайте я вам его прочитаю.

Письмо:     Здравствуйте, ребята! Нам  очень нужна ваша помощь. В лесу прошел сильный ураган, листья с деревьев все облетели, на рябине не осталось ни одной ягоды, все деревья раздавили  приготовленные припасы. . Как же теперь зимовать зверям, ведь у них все пропало?  Ребята, давайте поможем зверям и деревьям?  А ваши ответы мы запишем и отправим письмо в лес, хорошо?

Дети:  Поможем!

Воспитатель: Мы очень постараемся, правда, дети? Давайте вспомним с вами, какие листья и детки с какого дерева и  кто из зверей что запасает на зиму и где зимует.

1.  Дидактическая игра  «С какого дерева детка?»

Воспитатель:   Попробуйте отгадать загадки о деревьях.

В белом сарафане

Стояла на поляне.

Летели птицы,

Сели на косицы.   (Береза),

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.   (Елка).

Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей.  (Дуб).

 Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.  (Рябина).

2. Пальчиковая гимнастика

Еж, медведь, барсук, енот

Спят  зимою  каждый  год

Волка, зайца, рысь, лису

Ты  зимой  найдешь  в  лесу.  

(поочередно  все  пальцы  здороваются  с  большим,  начиная  с  указательного)

   Дети раскладывают перед собой картинки деревьев и под ней кладут картинку с изображением листьев и плодов этого дерева.

3. Беседа  «Кто как в лесу готовится к зиме»

Воспитатель:  А вы знаете, кто как к зиме готовится?

Дети: Да.

Воспитатель:  Докажите.

Дети рассказывают.

Воспитатель:  Чем заяц с белкой похожи, как они приготовились к зиме?

Дети: Переоденут шубку : заяц был серым – станет белым, белка была рыжей – станет серой. Новые шубки будут теплее и пушистее и помогут зверям спрятаться от врагов.

Воспитатель:  А вы хотите узнать, как звери переодеваются?

ОПЫТ: кора на деревьях шершавая, звери прыгают и бегают вокруг стволов, старая шерсть цепляется за кору, как вата за бумагу и вылезает, на этом месте вырастает новая шерсть.

 Воспитатель: Ребята, я хочу вас спросить вот о чем. Что произойдет, если животные поменяются своими домиками? Белка устроится в волчьей норе, а медведь, например, заберется в дупло белки? Почему животным нельзя меняться домиками?
Воспитатель:
  Животные, о которых мы говорили, домашние или дикие? (Ответы?) Почему?
Дети: Они живут в лесу или на лугу. Сами строят себе жилища, сами добывают себе еду.

4.Физминутка

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

Вдруг упала шишка

Прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился

И ногою «топ».

-Больше я не буду по лесу ходить,

Я пойду домою,

Лучше лягу спать.

5.Беседа «Все животные разные».

Воспитатель выставляет картинки диких животных.

Воспитатель: Какие животные изображены на картинках? 
Дети: Медведь, заяц, лиса, белка.  
Воспитатель: Как вы догадались, что это медведь? 
Дети: Медведь большой, у него темная, бурая шерсть, маленькие,  округлые уши, большие лапы. Он может ходить на двух лапах.
Воспитатель:   А как вы узнали, что это зайчик? 
Дети: У зайцев уши длинные. Уши длинные нужны, чтобы слышать, как приближаются лиса, волк. Он умеет далеко прыгать. Заяц грызет кору, веточки. Он не хищник.  
Воспитатель:  А что можно сказать о хвосте зайца? 
Дети: У зайца хвост почти не виден, и у медведя хвост маленький. Им не досталось по большому хвосту - так в сказке говорится. 
Воспитатель:  А белку с лисой вы не спутаете? Они ведь обе рыжие, и хвосты у них пушистые. 
Дети: Лиса крупнее белки. Она живет в норе, а белка - на дереве. Лиса ловит зайчиков, мышей, а белка грызет орехи, шишки. У лисы на ушах нет кисточек, а у белочки есть. Лисы   бегают  на земле, а белки по веткам прыгают. 
Воспитатель:  Как вы думаете: белка и заяц ходят или прыгают? (Ответы?) Чем же их лапы отличаются от лап других зверей? Посмотрите внимательно на картинки, где изображены заяц и белка, и скажите: чем передние лапы у них отличаются от задних? Они одинаковые или разные? 
Дети: Они разные: задние длиннее, передние короче. 
Воспитатель:  Так почему же они не могут ходить?
Дети: У них лапы по длине разные: задние длиннее, а передние короче. Поэтому белки и зайцы не могут ходить - они могут только прыгать.
Воспитатель:  Посмотрите внимательно на животных и найдите, каких частей тела у них по две, по четыре, по одной.

       Дети называют: два уха, четыре лапы, одна голова.
Воспитатель:  Мы с вами определили, чем отличаются лиса, заяц, медведь, белка друг от друга. А что же у них общего?

Общее: голова с двумя ушами (А), тело покрыто шерстью (Б), четыре лапы (В), мама кормит малышей молоком.

       Воспитатель подводит детей к понятию «млекопитающие». 

 Воспитатель:  Животных этих еще называют млекопитающими: они кормят своих малышей молоком. Вы наверняка видели, как котята сосут молочко. Вы тоже сосали молоко из маминой груди, когда были совсем маленькими. Значит, мы с вами...

Дети: Тоже млекопитающие.

Воспитатель:  А теперь давайте сядем на ковер.

6. Дидактическая игра «Кто что ест»

Воспитатель:  Где живут медведь, белка, еж, лиса?

Дети: Они живут в лесу.

Воспитатель:  Чем питаются белки? 
Дети: Белка любит орешки, шишки, грибы, ягоды.  
Воспитатель:  Иногда белка может съесть яйцо из гнезда птички, поймать жука.

Воспитатель:  А чем питается заяц?  
Дети:  Веточки, траву, кустики. 

Воспитатель:  Медведь - большой зверь. Он больше многих других, ему надо много разного корма.  

Дети: рыбу, ягоды, мед, овес. 
Воспитатель:  А еще медведь может есть жуков, муравьёв, червяков, личинки насекомых, корешки растений.

Воспитатель:  Что любит  есть лиса? 
Дети: Лиса любит рыбу, курицу, утку, гусей. Об этом в сказках говорится. 
Воспитатель:  А в лесу куры, гуси есть? Что же лиса в лесу может найти?  
Дети: птиц, их гнезд с яйцами на земле, зайцев, мышей.

Воспитатель:  А чем питается ёж?                                                                                                                  Дети: червяков, лягушек, змей.

Воспитатель:  а что ест волк?

Дети отвечают.

7. Физкультминутка

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок

Приседают, слушают – не идет ли волк?

Раз – согнулся, два – нагнулся, потянулся.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

                 Дети старшей группы заканчивают заниматься.

8. «Кто где живет?»

Воспитатель: Дети, посмотрите на это панно, это как будто осенний лес и мы сейчас каждому животному найдем свой домик.  

Дети находят   силуэты зверей. Затем с помощью воспитателя переносят все в осенний лес, согласованно размещают все на панно и любуются своим результатом.   В это время звучит музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня».

 

Воспитатель:

По завалам, по оврагам

Шел Медведь хозяйским шагом:

Отвечайте звери мне-

Готовы ли вы к зиме?

-Да, -ответили Лисицы, -

Мы связали рукавицы,

Рукавицы новые,

Мягкие, пуховые.

Смотрит Белка из дупла

-Я орешков припасла,

Высоко мое дупло,

В нем уютно и тепло.

Вылез Ежик из листвы:

-Про меня забыли вы.

Здесь в кустах моя избушка,

А в избе грибов кадушка.

Из логова крикнул Волк:

-Под землей устроил дом.

Там с красавицей женой

Будем чай мы пить зимой.

Обошел Медведь весь лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

(В. Степанов)

Воспитатель: Спасибо вам, ребята! Вы оказались настоящими знатоками природы! А после занятия мы напишем письмо лесным жителям и отправим его по почте!  А белочка прислала вам  подарок. Скажем ей «спасибо»!

ЛИТЕРАТУРА:

1. Соломенникова О.А.  «Экологическое воспитание в детском саду», Мозаика-Синтез , Москва 2008год.

2. Комплексные  занятия  по программе «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой. Подготовительная группа Автор-составитель  Н.В.Лободина. Волгоград, 2010год.

3.  И.В.Кравченко,  Т.Л.Долгова  «Прогулки в детском саду», Творческий Центр  «Сфера», Москва, 2010 год.

4.  Т.М.Бондаренко  «Комплексные занятия в средней группе детского сада», ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Воронеж – Ростов-на-Дону, 2001год.

5. С.И.Карпова, В.В.Мамаева  «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет»,  Творческий Центр «Сфера», Санкт-Петербург, 2012 год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме»

Занятие способствует развитию речи детей, систематизирует экологические знания и учит детей устанавливать причинно - следственные связи....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗДЕЛУ «ПРИРОДНЫЙ МИР» ПО ТЕМЕ: «КАК ДИКИЕ ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Цель: расширение представлений детей о лесе и его обитателях. Задачи: закрепить  представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни ...

Конспект интегрированного НОД "Как дикие звери готовятся к зиме" младшая группа.

Познакомить детей с особенностями подготовки диких животных к зиме....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Как дикие звери готовятся к зиме?"

Уточнить знания детей о трудных и важных заботах животных перед долгой зимой (чем питаются,как приспосабливаются к жизни). Продолжать учить детей аккуратно рисовать гуашью. Развивать внимание,память,р...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие" "Как дикие звери готовятся к зиме".

Закрепить знания детей от диких животных, сформировать у детей представление о том как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимний период. Воспитать любознательность, любовь к природе и бережное...

конспект организованной деятельности с детьми средней группы "Как дикие звери готовятся к зиме"

Занятие "Как дикие звери готовятся к зиме" разработано с учетом возрастных особенностей детей средней группы. На занятии дети знакомятся с растительным миром леса и его обитателями. Учатся у...