Перспективное планирование в средней группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Лисовская Оксана Петровна
Перспективное планирование
«Познавательно – исследовательская деятельность
детей среднего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_v_sr.gr_.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

«Познавательно – исследовательская деятельность

детей среднего дошкольного возраста»

Сентябрь

Тема: «Человек. Звук и слух»

Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Цель: закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык  - определять на вкус).

Материал: ширма, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер – сюрпризов с дырочками чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар.

Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 9

Тема «Человек. Звук и слух»

Беседа- игра: «Почему все звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета

Материал: бубен стеклянный стакан, газета, гитара, деревянная линейка, металлофон.

Литература: Дыбина О. В.  Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  40

Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 10

На прогулке:

Игра: «У кого какие детки?»

Цель: выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию строения семян: ядрышко, оболочка

Материал: ягоды: вишня, слива, фрукты: яблоко груша; овощи: тыква, кабачок.

Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  19

Опыт: «Какая бывает земля?»

Цель: закрепить с детьми знания о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая

Материал: совочки, формочки, вода.

Октябрь

Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»

Занятие: «Волшебная водица»

Цель: Закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита.

Материал: две непрозрачные банки (одна с водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой поднос, предметные картинки, воронка, резиновая перчатка, надувной шарик, целлофановый  пакет, узкий высокий стакан.

Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 11-12

Опыт: «Делаем мыльные пузыри»

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.

Материал: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или от мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы, клеенки.

Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 13

На прогулке: Сравнение дождевой воды с водопроводной, с водой из лужи Цель: показать, что дождевая вода, попадая на землю (лужа) становится грязной, непрозрачной.

Тема: «Вещество.Камни»

Занятие: «Домики для камешков»

Цель: учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям использование камней в игровых целях

Материал: различные по форме , цвету, размеру камни, коробка с формой под камень, картинки-схемы, мешочек, схема обследования камней.

Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 16

Опыт: «Можно ли менять форму камня и глины?»

Цель: закрепить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая), можно изменять ее форму, делить на части, лепить; выявить свойства камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)

Материал: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 18

Опыт: «Где вода?»

Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Материал: лупы, вода в стакане, глина, песок.

Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 27

Ноябрь

Тема: «Измерение.Вес»

Занятие: «Зачем нужны весы?»

Цель: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала, размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Познакомить с весами. Понять зависимость веса от материала.

Материал: предметы одного материала разных размеров: мячи, матрешки, машины, чудесный мешочек, предметы одинаковой формы и размера из разного материала: дерева, металла, поролона, пластмассы, емкость с песком.

Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  39.

Тема: «Вещество. Бумага»

Занятие: «Путешествие в прошлое бумаги»

Цель: познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами.

Материал: камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современная бумага.

Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 24

Опыт: «Волшебное сито»

Цель: Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.

Материал: различные сита, ведерочко, миски, крупы: манная, гречневая или рисовая.

Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 36.

Наблюдение за комнатным растением: «Как помочь растению?»

Цель: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага), применению знаний на практике.

Декабрь

Тема: «Вещество. Резина»

Занятие: «На чем полетят человечки?»

Цель: научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.

Материал: резиновые шары, маленькие резиновые мячи, резиновые игрушки, емкость с водой, тканевые мячи.

Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 26

Тема: «Вещество. Дерево и его свойства»

Занятие: «Почему дерево плавает?»

Цель: расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

Материал: образцы дерева, других материалов, металлические и деревянные ложки, спички или палочки, емкости с водой.

Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 28

Беседа: «Приключение карандаша»

Цель: систематизировать  и уточнить представления о свойствах дерева; развивать логическое мышление, познавательную активность.

Материал: карандаш, свеча, спички, гвоздь, молоток. Емкость с водой, картинки леса, реки, костра, карандаши.

Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 32

Январь

Тема: «Свет и цвет»

Занятие: «Разноцветные шарики»

Цель: путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой

Материал: палитра, гуашевые краски, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствующие цветам красок)

Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 23,24

Занятие: «Свет вокруг нас»

Опыты: «Волшебный луч», «Тень»

Цель: определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов.

Материал: картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча.

Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  35-37

Опыт: «Что отражается в зеркале?»

Цель: познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать

Материал: зеркала, сковорода, фольга, металлические ложки.

Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 35

Тема: «Вещество.Жидкость. Вода и ее свойства»

Опыт: «Изготовление цветных льдинок»

Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная.

Материал: емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  28

Февраль

Тема: «Твердое тело. Материалы»

Занятие «В мире стекла»

Цель: Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение, проявлять познавательную активность, развивать любознательность. Выявить свойство лупы увеличивать предметы.

Материал: небольшие стеклянные предметы, лупы, стекла разного цвета, палочка

Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 33,

Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 24

Тема: «Твердое тело. Материалы»

Занятие: «В мире пластмассы»

Цель: познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы: гладкая, легкая, цветная; развивать любознательность.

Материал: пластмассовые предметы, игрушки, стакан из пластмассы, палочки для выявления звука пластмассы.

Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 35

Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»

Опыт: «Взаимодействие воды и снега»

Цель: познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Материал: мерные емкости с водой разной температуры снег, тарелочки, совочки

Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  29

Март

Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»

Занятие: «Где спрятался воздух?»

Цель: Обнаружить воздух в разных предметах; доказать, что воздух занимает место; выявить, что воздух легче воды и обладает силой.

Опыт: «Что растворяется в воде?»

Цель: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Материал: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, ложки.

Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 34

Тема: «Движение. Инерция»

Занятие: «Упрямые предметы»

Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией.Материал: игрушечные машинки, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты.

Литература: Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 48

Наблюдение за черепахой

Цель: обогащать представление детей о жизни черепахи, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения; последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия.

Материал: живая черепаха

Литература: Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ с. 55

Наблюдение: «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?»

Цель: выявить зависимость изменений в природе от сезона, как солнце и тепло влияет на таяние снега.

Материал: емкости с водой и снегом

Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  23.

Апрель

Тема: «Растительный и животный мир»

Занятие: «Посадим фасоль»

Цель: развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); учить следовать схеме, развивать трудовые навыки, речь, способствовать развитию познавательной активности.

Материал: клеенки, семена фасоли, емкость с водой, горшки с землей,  лопаточки, схема посадки, семена других растений (горох, редис, свекла)

Литература: Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ с. 65.

Тема: «Вещество. Ткань»

Занятие: «Такая разная ткань»

Цель: познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением.

Материал: разные виды ткани (расцветка, структура), нитки, ножницы, таз с водой, карандаши, иллюстрации одежды.

Литература:  

Опыт: «Тепло-холодно».

 Наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветке, помещенной в группу.

Цель: определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растение.

Материал: ветка сирени или березы, ваза с водой.

Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  21

Май

Тема: «Вещество. Материалы»

Занятие: «Курочка Ряба»

Цель: Закрепить с детьми свойства и качества металла, учить сравнивать по качествам стекло и металл.

Материал: сказка «Курочка Ряба», металлические предметы, емкость с водой, стеклянные предметы.

Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 37

Тема: «Вещество. Материалы»

Занятие: «Незнайкин клад»

Цель: закреплять знание детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы (резины, пластмассы, стекла, металла)

Материал: различные предметы, сделанные из резины, пластмассы, стекла, металла.

Литература: Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 30.

Опыт: «Испарение воды»

Цель: познакомить детей с такими явлениями, как испарение воды и высыхание и установить зависимость этих явлений от температуры.

Материал: блюдце, вода, мокрая ткань

Опыт: «Зачем растениям нужен корень?»

Цель: определить значение корня для развития, роста и укрепления растения в почве.

Материал: баночка с водой, горшок с почвой, головки лука.

На прогулке:

Наблюдение за насекомыми.  «Где живут насекомые?»

Перспективное планирование познавательно –исследовательской деятельности

детей дошкольного возраста

Игры, опыты,

 эксперименты с дошкольниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по воспитанию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Одно из самых больших несчастий для человека - лишиться органов чувств. Что такое органы чувств? Это то благодаря чему мы узнаем, что происходит в мире. Иначе говоря, это наши помощники в восприятии м...

Календарно-перспективное планирование кружка «Пальчик, ручка, язычок» для детей младшего дошкольного возраста

Цель: Развитие речи и мелкой моторики рук детей на основе пальчиковых игр и упражнений.Задачи: Привить детям любовь к художественному слову.Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчико...

Перспективное планирование по ОО "познавательное развитие" (ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным краем)

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – является одной из основных задач Дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это...

Перспективное планирование НОД в технике пластилинография для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование НОД  в технике пластилинография для детей старшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование по обучению правилам дорожного движения детей старшего дошкольного возраста.

В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного повед...

Перспективное планирование "Формирование образно-выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Задачи:1. учить замечать образно-выразительные средства речи при восприятии содержания художественных произведений;2. учить различать жанровую принадлежность произведения и некоторые специфические осо...

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр»

Перспективное планирование по методической теме:  «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр»...