Перспективное планирование по воспитанию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Третьякова Лариса Романовна

Одно из самых больших несчастий для человека - лишиться органов чувств. Что такое органы чувств? Это то благодаря чему мы узнаем, что происходит в мире. Иначе говоря, это наши помощники в восприятии мира. В планировании указаны названия занятий, их примерное содержание. В последнем столбце представлен материал, который может пригодиться для составления конспекта  по теме. Данная разработка будет интересна воспитателям детских садов для реализации  годовых задач по образовательной области "Здоровье".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeologiya.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Месяц

Тема

№ занятия

Занятие,

его содержание

Задачи

Познавательный и занимательный  речевой материал

Сентябрь

Что такое здоровье

1

«Что такое здоровье»

(Как я устроен. Чем похож и чем отличаюсь от животных. Что такое здоровье, что такое болезнь. Основное правило здоровья – быть в единстве с природой. Помощники здоровья: зарядка, правильное питание, природные факторы (солнце, воздух и вода), занятия спортом  и т.д. Общие причины болезни человека.)

  • Содействовать формированию у детей сознания об уникальности человека, его личности в мире природы.
  • Создать условия для формирования у детей понятия о разумном образе жизни для здоровья.

Пословицы и поговорки

Здоровье дороже богатства.

Двигайся больше, проживёшь дольше.

В здоровом теле — здоровый дух.

Добрым быть — долго жить.

Недосыпаешь — здоровье теряешь.

Чистота — залог здоровья.

Октябрь

Наши органы дыхания

2,3

«Мой замечательный нос»

(Для чего нам нужен нос. Почему наш нос болеет. Гимнастика для здоровья носа. Как закаливать нос. Что такое запахи и как мы их различаем. Приятные и неприятные запахи. Типы запахов: цветочный, специфический, жженый, эфирный. Правила поведения и первой помощи.)

«Как мы дышим»

(Значение дыхания для жизнедеятельности  человека. Движение воздуха в организме человека (дыхательные пути). Растения – помощники лёгких. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Правила первой помощи.)

  • Познакомить  детей с «внутренним» миром организма, функционированием органов дыхания (нос, лёгкие).
  • Познакомить с участием носа в дыхании, обонянии (восприятии и различении запахов).
  • Подвести детей к ознакомлению с правилами  гигиены и первой помощи.

 

  • Подвести детей к понятию о  правильном дыхании  на прогулке при выполнении физических упражнений.

Загадки

Между  светил посередине один.

Вот гора, а у горы две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит.

Откуда пришли выражения

Носом землю рой, а найди.

Держи нос по ветру.

Носом чую: беда будет.

(Все перечисленные выражения указывают на сходство с поведением животных)

Когда так говорят?

Совать нос не в своё дело.

Водить за нос.

Остаться с носом.

Нос не дорос.

Нос повесил.

Держи выше нос.

Нос утереть.

Э. Мошковская «Мой замечательный нос»

Игра «Узнай по запаху»

Беседа-рассуждение «Зачем нам нос?»

«Насморк»

«Как найти дорожку» (отрывок)

Правила гигиены и безопасности

Как бороться с насморком

Замечательные носы в сказках, мифах и жизни

Пять машин в одном носу.

Профилактика насморка

Ноябрь

Зачем человеку уши

4,5

«Каким образом мы слышим»

(Ухо. Его строение, назначение. Чем  мы улавливаем звуки. Какие звуки мы можем услышать (громкие, тихие, музыку, шум и т.д.)  Приятные и неприятные звуки.)

  • Дать  понятие об органах слуха, как люди слышат друг друга, о строении уха.
  • Дать практические навыки по уходу за ушами; сформировать бережное отношение к слуху; с профилактикой болезней.
  • Показать значимость слуха в жизни человека.

Ночной лес

Лес ночной

Был полон звуков:

Кто-то выл,

 А кто – мяукал.

Кто-то хрюкал,

Кто-то топал,

Кто-то крыльями

Захлопал,

Кто-то ухал

И кричал

И глазищами

Вращал.

Ну, а кто-то

Тихо-тихо

Тонким голосом

МОЛЧАЛ!

Звуки

Была

ТИШИНА,

ТИШИНА,

Вдруг грохотом  грома

Сменилась она.

И вот уже дождик

Тихонько –

Ты слышишь?-

ЗАКРАПАЛ,

ЗАКРАПАЛ,

ЗАКРАПАЛ

По крыше…

Наверное, сейчас

БАРАБАНИТЬ

Он станет…

Уже БАРАБАНИТ!

Уже БАРАБАНИТ!

Для чего нужны уши?

Строение уха

Путешествие маленкого звука

Зачем человеку слух? Слух животных

Правила гигиены и безопасности

«Чтобы уши слышали»

(Что такое глухота? Чего боятся уши? У кого самый тонкий слух. Музыкальный слух, что это такое? Массаж ушных раковин.)

Декабрь

Как путешествует пища

6,7

«Чтобы зубы были здоровыми»

(Что такое человеческие зубы. Почему они разрушаются. Что такое молочные зубы. Уроки «Королевы Зубной Щётки». Строение зуба. Полезное и вредное для наших зубов.)

  • Познакомить детей  с пищеварительным трактом, его основными отделами.
  • Показать важность выполняемой каждым отделом работы.
  • Создать условия для понимания детьми своего  организма, его потребностей. Помощники желудка и кишечника – тысячелистник и подорожник.
  • Показать важность  ухода за зубами, бережного к ним отношения.
  • Сформировать установки на здоровое меню и правильный режим питания.
  • Раскрыть значение правил гигиены в полноценном функционировании органов пищеварения. Как избежать инфекций и болезней грязных рук.

***

Одна дана нам голова

И глаза два

И уха два,

И два виска, и две руки,

Зато один и нос и рот,

А будь у нас наоборот, одна нога, одна рука,

Зато два рта два языка

Мы только бы и знал,

Что ели да болтали.

Загадки, пословицы, поговорки о языке

Всегда во рту, а не проглотишь.

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

Если б не было его, не сказал бы ничего.

Язык мал, да всем телом владеет.

Губы да зубы – два запора, а языку удержу нет.

Держи язык за зубами.

В тёмном подвале лежит мокрый телёнок,

Всё время ворочается, а встать не может.

Белые силачи рубят калачи

Красный говорун подкладывает.

Для чего человеку язык?

Стихотворение «Робин-Бобин»

Гигиена полости рта

Мокрый и строгий охранник

Как мы ощущаем вкус пищи «Капризная принцесса»

«Как путешествует пища»

(Станции и пути следования пищи по нашему организму: рот, зубы, язык, пищевод, желудок, кишечник. Что происходит на первой станции – ротовой полости. Помощники в измельчении пищи (язык, зубы, слюна).

Январь

Февраль

Чудесное яблоко (глаза)

8,9,

10

«Что нам помогает видеть мир»

(Как устроены наши глаза. Почему мы видим мир цветным. Что мы можем рассказать об окружающем нас мире с помощью увиденного. «Защитники» глаз.  Почему мы мигаем, плачем. Почему у людей глаза разного цвета.)

  • Познакомить с глазом, как с органом зрения.
  • Формировать понятие о строении глаза, о профилактике заболеваний глаз. Как уберечь глаза от травм и сохранить их здоровыми.
  • Подвести детей к пониманию ценности зрения.
  • Научить выполнять гимнастику для глаз.

Загадки

На ночь два оконца

Сами закрываются.

А с восходом солнца

Сами открываются.

Два соседа - непоседы.

День – на работе,

Ночь - на отдыхе.

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной.

Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят.

Откуда пришли выражения.

Глаза – окно в мир.

Глаза – зеркало души.

Наши глаза.

Выбери слова, лучше всего рассказывающие о глазах, которые нравятся тебе:

Умные, добрые, лучистые, внимательные, любопытные, искрящиеся, задумчивые, весёлые, горящие, грустные.

Хмурое утро (почему мы видим мир цветным)

Как устоены наши глааз

Глаза насекомых

Берегите глаза

Глаза животных

Ребятишкам про глаза (стихотвореение)

«Чтобы глаза были здоровыми»

(Правила сохранения здоровья глаз. Гимнастика для глаз.)

ИТОГОВАЯ ТЕМА «Кто нас лечит» (стоматолог, окулист, лор)

  • Закрепить полученные знания об органах чувств и зубах.
  • Познакомить с врачами, которые их лечат.

Март

Наш природный скафандр

11,

12

«Зачем нам  нужна кожа»

(Кожа и её удивительные свойства. Кожа – помощница человека в познании многообразия красоты окружающего мира. Её строение, назначение. «Болевые точки», где они живут и о чем могут нам рассказать.точечный массаж, его назначение и правила использования. Почему у людей кожа разного цвета.)

  • Дать представление о функциях кожи её строении.
  • Формировать бережное отношение к своей коже, рассказать,  как ухаживать за кожей.
  • Познакомить детей с кожей, как с органом осязания.
  • Научить выполнять массаж стопы.

Загадки «Предметы личной гигиены»

Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится.

Там, где губка не осилит, не домоет, не домылит,

На себя я труд беру: пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю, ничего не забываю.

Невероятная история, которая могла бы произойти, если бы мы не чувствовали боли

Волшебная кожа человека

Как устроена наша кожа

Правила личной гигиены «колдунья «Грязь»

Что угрожает коже?

Стихотворение «Пугалки»

Кто зубы не чистит, не моется с мылом,

Тот вырасти может болезненным, хилым.

Дружат с грязнулями только грязнули

Которые сами в грязи утонули.

Из них вырастают противные бяки,

За ними гоняются злые собаки.

Грязнули боятся воды и простуд,

А иногда и вообще не растут.

М. Котин

«Уроки Мойдодыра»

(Гигиена кожи. Предметы личной гигиены. Полезное и вредное для нашей кожи. Что такое баня, её значение для здоровья.)

Апрель

Живой моторчик внутри меня

13,

14

«Живой моторчик внутри меня»

(Как выглядит сердце. Как оно работает и где живет. Звуки сердца. Как определить пульс. Как работает сердце во время физических упражнений. Ландыш и земляника, как они укрепляют сердце. Кровообращение человека. Что такое кровеносный сосуд. Почему кровь красная. Отчего кровь свёртывается. Кровоостанавливающее средство – подорожник.)

  • Подвести детей к пониманию  строения и функций системы кровообращения.
  • Познакомить детей с упражнениями, улучшающими кровообращение.
  • Раскрыть влияние физических упражнений на сердце и сосуды.
  • Создать у ребёнка  представление о строении  тела человека: скелет, позвоночник, мускулатура (опорно-двигательная система)
  • Познакомить   и разучить с детьми упражнения, которые способствуют сохранению подвижности позвоночника.

«Стержень моего организма»

(Из чего я состою: скелет, кости, суставы. Что нужно делать, чтобы кости были прочными. Что такое переломы. Что удерживает тело в прямом положении. Любимые и нелюбимые движения позвоночника. Как уберечь позвоночник от неприятностей. Царственная осанка, может ли её иметь каждый.)

Май

Кто всему голова

15

«Кто всему голова»

(Мозг – центральный орган управления органами чувств и всем организмом. Его защитник – череп. Важнейшие свойства мозга: память, мышление, воображение.)

  • Создать условия для понимания детьми о том, как сформировался мозг человека, его основные функции.
  • Рассказать  о значении головного мозга, о взаимосвязи функционирований головного мозга и здоровья человека.
  • Дать представление о сне.
  • Познакомить с правилами подготовки ко сну. Гигиена  сна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект:"Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека"

Проект:"Воспитание валеологической культуры детей саршего дошкольного возраста, как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека"Проект долгосрочный, содержит паспорт проекта, сетеву...

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Данное планирование выполнено в личностно-ориентированной модели образования культурологического типа и предполагает создание дидактических условий для развития интеллектуально-познавательных сп...

Перспективное планирование по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование дополнительно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Школа мяча"

Планирование деятельности детей старшей возратсной группы по обучению детей игре в волейбол по упращенным правилам и активной работе с мячом....

Перспективное планирование театрально-игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру, познакомить детей с устрой...

Перспективный планирование развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературы

Разработка перспективного плана по развитию эмоциональной отзывчивости посредством художественной литературы....