"Золотая осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по познавательному развитию.
Ознакомление с окружающим миром на тему: «Золотая осень».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие
Использование технологий: ИКТ, игровые, технологии леп-бук, здоровьсберегающие.
Длительность занятия - 30 минут
Возраст детей – подготовительная к школе группа, 6 – 7 лет.
Цель: обобщить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной и речевой активности.
Задачи:
-образовательные: активизировать и расширить словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков, продолжать работать над интонационной выразительностью речи, звуковым и слоговым анализом слова, совершенствовать монологическую речь детей, умение чувствовать и передавать своё настроение,
-развивающие: способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения, способствовать становлению и проявлению у детей интереса и желания познавать об окружающем мире.
- воспитательные: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным, отзывчивость, желание прийти на помощь, эмоционально – эстетические чувства.
Методы: игровые, практические, наглядные, словесные,
Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.
Оборудование: книга, странички, «Таинственное письмо», презентация, сюжетные картинки, декорации для осенней полянки: деревья, осенние листья.
Предварительная работа:
С детьми: беседы об осенних явлениях в природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание музыкальных отрывков, разучивание стихотворений.
Изучение методической литературы, подготовка раздаточного и демонстрационного материала, подбор художественного слова.
Ход проведения:
Воспитатель: Добрый день, дети. Сегодня утром Тетушка Сова прислала мне электронное видеописьмо. Посмотрите и послушайте, что она говорит.
На экране появляется звуковое видеописьмо:
Сова: «Здравствуйте, ребята! Я обращаюсь к вам за помощью, а случилось следующее: налетел озорной осенний ветер, сорвал с деревьев все листочки, а самое страшное он унес странички из моей книги, (показать обложку книги) по которым я рассказывала детям об осени. Как же я буду знакомить других ребят? Что же мне делать? Надеюсь, вы мне поможете восстановить страницы моей книги. А в помощь вам я отправляю волшебный зонтик».
Воспитатель: Вот беда, так беда! Тетушка Сова так огорчена. Согласны ли вы оказать помощь Тетушке Сове?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте восстановим страницы. Помните, Тетушка Сова прислала волшебный зонтик. Но она мне сказала, что он будет обладать волшебством только тогда, когда вы назовете признаки осени.
Воспитатель: Назовём?
Воспитатель: Какое сейчас время года? Давайте вспомним названия осенних месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь. Карточки с названиями месяцев приклеить на страничку ).
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью? Сейчас мы назовём признаки осени, для этого берём картинку, называем изображенный признак и приклеиваем на страничку. (дети называют признаки и выбирают картинки)
- Осенью листья на деревьях начинают менять свой цвет. Из зеленых они превращаются в желтые, красные.
- Осенью на улице становится прохладно, люди надевают теплые куртки, шапки, переобуваются в ботинки и сапоги. Вместе с холодами начинаются дожди, моросит осенний дождик, люди ходят с зонтиками, на улице много луж.
- По утрам стелется туман.
- Ветер с деревьев срывает листья, которые устилают землю. Идет листопад.
- Небо часто бывает покрыто хмурыми тучами.
- Птицы улетают на юг.
- Звери начинают готовиться к зиме.
- Осенью созревает много овощей и фруктов.
- Насекомые с наступлением осени прячутся и впадают в спячку.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и вспомнили какая бывает осень. И наш зонтик стал обладать волшебной силой.
-Посмотрите дети, вот мы с вами заполнили первую страницу осенней книги.
Воспитатель: Теперь мы готовы отправиться на поиски следующих страниц. А сейчас закроем все глаза и произнесем заклинание «Зонтик, зонтик ты лети – в Царство Осени нас перенеси!»
Воспитатель: Ребята, откройте глаза, смотрите, мы оказались в осеннем лесу.
Дыхательная гимнастика
Давайте подышим осенним воздухом все вместе скажем:
Ах, какой чудесный воздух!
Ах, как красиво в осеннем лесу!
Ах, сколько листьев под ногами!
Дети выполняют глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот, предложения произносятся на выдохе.
Воспитатель: Ребята, вы заметили какая здесь красота! В какие цвета раскрасила осень деревья и кустарники? (В красный, жёлтый, оранжевый)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (Высказывание детей).
Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. А когда начинает дуть сильные ветры, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Как называется это явление? (Листопад). Так деревья и кустарники готовятся к зиме.
-А чем полезен листопад для растений?
(упавшие листья, защищают деревья от зимних заморозков и насыщают корни полезными веществами)
-А какие деревья растут в лесу?
Дети: (ель, берёза, сосна, клён, липа, осина)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у них в руках.
Воспитатель: на березе, какие листья?- берёзовые
на рябине – рябиновые
на дубе – дубовые
на клене - кленовые
на осине - осиновые
на липе – липовые
-А почему мы не видим здесь красивых цветов?
Дети: Цветы высохли.
-Правильно. Цветы высохли. Они заканчивают цветение и высыхают. А что происходит с травой?
Дети: трава желтеет и засыхает.
Воспитатель: А где же лесные звери? Ребята, а как вы думаете, какие изменения происходят в жизни животных?
Дети: Делают запасы на зиму, меняют шубки, готовят себе жилище. (Показать иллюстрации с изображением белки, зайца)
-Расскажите, как к зиме готовится белка? Заяц?
-Осенью белки линяют. Старый мех выпадает, появляется новый, более теплый. Меняется цвет шерсти. Летом белка рыжая, а зимой серая. Она живет в дупле. Белка делает запасы, собирает орехи, грибы, ягоды. Также она утепляет своё жилище – дупло. Она приносит в него мох, веточки.
Зайцы меняют окрас с серого цвета на белый. Они не обустраивают норы и не делают запас пищи к зимовке.
-А теперь, давайте посмотрим, что же осенью делают лиса и волк?
-У лис и волков подготовка к зиме начинается с утепления шубки, вырастает теплый подшёрсток. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. Они не делают запасы на зиму, всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Днем они спят, а охотятся по ночам.
- Как медведи и ежи готовятся к зиме?
-Медведи, с приходом осени озадачены поиском и подготовкой жилья на зиму. Они тщательно утепляют берлогу ветвями, листвой, мхом и т.д. Перед тем как впадать в спячку, медведь в усиленном темпе наедает подкожный жир. Ёж еле-еле передвигается, спит на ходу. Он приготовил себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
Змеи, барсуки, как и медведи, тоже впадают в спячку.
Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите, вот мы с вами восстановили и вторую страницу из осенней книги.
Физкультминутка.
-Дети, вы слышите какой-то шум? Наверное, это озорник ветер решил с нами поиграть. (шум ветра)
- Давайте поиграем «Мы листики осенние»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Физкультминутка.
Воспитатель: Слышите, кто-то курлычет? (аудиозапись курлыканья журавлей) Это журавли. А куда они полетели? Почему они улетают? Еще какие птицы улетают? ( гуси, утки, соловьи, скворцы, ласточки)
Воспитатель: Да правильно, осенью всё меньше становится корма. Исчезают насекомые, растения увядают. И многие птицы совсем не могут найти себе корм. Поэтому многие птицы, улетают на юг. Как их можно назвать одним словом? (Перелетные)
-Все ли птицы улетают на юг?
Дети: Некоторые птицы остаются зимовать (синица и сорока, воробей, голуби)
-Как мы их называем? (зимующие)
Воспитатель: Ребята, что-то не видно ни мошек, ни муравьев, ни бабочек, ни стрекоз. Куда они исчезли?
Дети: спрятались
Воспитатель: Да правильно. Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Насекомые (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это защитная реакция насекомых на понижение температуры воздуха. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.
-Вот посмотрите, мы восстановили 3 страницу.
Воспитатель: И пора нам возвращаться из леса в наш садик. Где же наш волшебный зонтик? А чтобы нам вернуться и наш зонтик снова обрел волшебную силу, расскажите, как же люди осенью готовятся к зиме?
Дети: Люди собирают урожай: овощи, фрукты.
Воспитатель: Зачем люди трудятся в саду, огороде?
Дети. Чтобы вырастить урожай. Чтобы зимой были витамины.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все правильно сказали. наш зонтик обрел снова волшебную силу. Давайте произносим заклинание «Зонтик, зонтик ты лети – в Царство Осени нас перенеси!» (звучит музыка)
- И мы снова с вами в детском саду.
Воспитатель: Дети, вы, наверное, много знаете стихов об осени? Давайте прочитаем стихотворения.
-А вот у меня еще целая страница стихотворений, я их положу в кармашек. Когда у Тетушки Совы будет время, тогда она прочитает своим детям.
-А сейчас мы расскажем про осень по картинкам подсказкам.
Воспитатель: Вот и все странички книги мы восстановили, которые ветер –озорник унес от тетушки Совы. (показывает книгу с вставленными страницами)
Воспитатель: Ребята, вы очень хорошо потрудились, оказали помощь тётушке Сове, восстановили книгу. Книгу про осень отправлю Тетушке Сове по электронной почте и она может рассказывать об осени своим деткам.
Итог.
- Ребята, вам понравилось помогать?
-Какое доброе дело мы с вами сделали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"
Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......
Сценарий осеннего досуга "Золотая осень"
Сценарий разработан для младших дошкольников...
Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"
Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе с описанием игровых ситуаций....
Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада
Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:· Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...
"Золотая осень, ёжик золотой"
Аппликация из пластилина и осенних листьев. Выполнила Лукина Ульяна, 6 лет...
"Золотая осень, я тоже золотой"
Представление пятилетнего ребенка на конкурсе "Золотая осень, я тоже золотой"...
Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию
Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....