"Золотая осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Абукаева Галина Николаевна

Конспект по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект по познанию59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию.

Ознакомление с окружающим миром на тему: «Золотая осень».

Интеграция  образовательных  областей: познавательное развитие, речевое развитие

Использование технологий:  ИКТ, игровые, технологии леп-бук,  здоровьсберегающие.

Длительность занятия - 30 минут

Возраст  детей – подготовительная к школе группа, 6 – 7 лет.

Цель: обобщить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной и речевой активности.

Задачи:

-образовательные: активизировать и расширить словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков, продолжать работать над интонационной выразительностью речи, звуковым и слоговым анализом слова, совершенствовать монологическую речь детей, умение чувствовать и передавать своё настроение,

-развивающие: способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения,  способствовать становлению и проявлению у детей интереса и желания познавать об окружающем мире.

- воспитательные: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным, отзывчивость, желание прийти на помощь, эмоционально – эстетические чувства.

Методы: игровые, практические, наглядные, словесные,

Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.

Оборудование: книга, странички, «Таинственное письмо», презентация, сюжетные картинки, декорации для осенней полянки: деревья, осенние листья.

Предварительная работа:

С детьми: беседы об осенних явлениях в природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций,  картин, прослушивание музыкальных отрывков, разучивание стихотворений.

Изучение методической литературы, подготовка раздаточного и демонстрационного материала, подбор художественного слова.

Ход проведения:

 Воспитатель: Добрый день, дети. Сегодня утром Тетушка Сова прислала мне электронное видеописьмо. Посмотрите и послушайте, что она говорит.

На экране появляется звуковое видеописьмо:

Сова: «Здравствуйте, ребята! Я обращаюсь к вам за помощью, а случилось следующее: налетел озорной осенний ветер, сорвал с деревьев все листочки, а самое страшное он унес странички из моей книги, (показать обложку книги) по которым я рассказывала детям об осени. Как же я буду знакомить других ребят? Что же мне делать? Надеюсь, вы мне поможете восстановить страницы моей книги. А в помощь вам я отправляю волшебный зонтик».

Воспитатель: Вот беда, так беда! Тетушка Сова так огорчена. Согласны ли вы оказать помощь Тетушке Сове?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте восстановим страницы. Помните, Тетушка Сова прислала волшебный зонтик. Но она мне сказала, что он будет обладать волшебством только тогда, когда вы назовете признаки осени.

Воспитатель:  Назовём?

Воспитатель:  Какое сейчас время года? Давайте вспомним названия осенних месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь. Карточки с названиями месяцев приклеить на страничку ).

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью? Сейчас мы назовём признаки осени, для этого берём картинку, называем изображенный признак и приклеиваем на страничку. (дети называют признаки и выбирают картинки)

  1. Осенью листья на деревьях начинают менять свой цвет. Из зеленых они превращаются в желтые, красные.
  2. Осенью на улице становится прохладно, люди надевают теплые куртки, шапки, переобуваются в ботинки и сапоги. Вместе с холодами начинаются дожди, моросит осенний дождик, люди ходят с зонтиками, на улице много луж.
  3. По утрам стелется туман.
  4. Ветер с деревьев срывает листья, которые устилают землю. Идет листопад.
  5. Небо часто бывает покрыто хмурыми тучами.
  6. Птицы улетают на юг.
  7. Звери начинают готовиться к зиме.
  8. Осенью созревает много овощей и фруктов.
  9. Насекомые с наступлением осени прячутся и впадают в спячку.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот  и вспомнили какая бывает осень. И наш зонтик стал обладать волшебной силой.

-Посмотрите дети, вот мы с вами заполнили первую страницу осенней книги.

Воспитатель: Теперь мы готовы отправиться на поиски следующих страниц. А сейчас закроем все глаза и произнесем заклинание «Зонтик, зонтик ты лети – в Царство Осени нас перенеси!»

 Воспитатель: Ребята, откройте глаза, смотрите, мы оказались в  осеннем лесу.  

Дыхательная гимнастика

Давайте подышим осенним воздухом все вместе скажем:

Ах, какой чудесный воздух!

Ах, как красиво в осеннем лесу!

Ах, сколько листьев под ногами!

Дети выполняют глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот, предложения произносятся на выдохе.

Воспитатель: Ребята, вы заметили какая здесь красота! В какие цвета раскрасила осень деревья и кустарники? (В красный, жёлтый, оранжевый)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (Высказывание детей).

Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. А когда начинает дуть сильные ветры, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Как называется это явление? (Листопад). Так деревья и кустарники готовятся к зиме. 

-А чем полезен листопад для растений?

(упавшие листья, защищают деревья от зимних заморозков и насыщают корни полезными веществами)

-А какие деревья растут в лесу?

Дети: (ель, берёза, сосна, клён, липа, осина)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у них в руках.

Воспитатель: на березе, какие листья?- берёзовые

на рябине – рябиновые

на дубе – дубовые

на клене - кленовые

на осине - осиновые

на липе – липовые

-А почему мы не видим здесь красивых цветов?

Дети: Цветы высохли.

-Правильно. Цветы высохли. Они заканчивают цветение и высыхают.  А что происходит с травой?

Дети: трава желтеет и засыхает.

Воспитатель:   А где же лесные звери? Ребята, а как вы думаете, какие  изменения происходят в жизни животных? 

Дети: Делают запасы на зиму, меняют шубки, готовят себе жилище. (Показать иллюстрации с изображением белки, зайца)

-Расскажите, как к зиме готовится белка?  Заяц?

-Осенью белки линяют. Старый мех выпадает, появляется новый, более теплый. Меняется цвет шерсти. Летом белка рыжая, а зимой серая. Она живет в дупле. Белка делает запасы, собирает орехи, грибы, ягоды. Также она утепляет своё жилище – дупло. Она приносит в него мох, веточки.

Зайцы меняют окрас с серого цвета на белый. Они не обустраивают норы и не делают запас пищи к зимовке.

-А теперь, давайте посмотрим, что же осенью делают лиса и волк?

 -У лис и волков подготовка к зиме начинается с утепления шубки, вырастает теплый подшёрсток. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут.  Они не делают запасы на зиму, всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Днем они спят, а охотятся по ночам.

- Как медведи и ежи готовятся к зиме?

-Медведи, с приходом осени озадачены поиском и подготовкой жилья на зиму. Они тщательно утепляют берлогу ветвями, листвой, мхом и т.д. Перед тем как впадать в спячку, медведь в усиленном темпе наедает подкожный жир. Ёж еле-еле передвигается, спит на ходу. Он   приготовил себе норку под кучей   листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Змеи, барсуки,  как и медведи, тоже впадают в спячку.

Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите, вот мы с вами восстановили и вторую страницу из осенней книги.

Физкультминутка.

-Дети, вы слышите какой-то шум? Наверное, это озорник ветер решил с нами поиграть. (шум ветра)

- Давайте поиграем «Мы листики осенние»

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Физкультминутка.

Воспитатель: Слышите, кто-то курлычет? (аудиозапись курлыканья журавлей) Это журавли. А куда они полетели? Почему они улетают? Еще какие птицы улетают? ( гуси, утки, соловьи, скворцы, ласточки)

Воспитатель: Да правильно, осенью всё меньше становится корма. Исчезают насекомые,  растения увядают. И многие птицы совсем не могут найти себе корм. Поэтому многие птицы, улетают на юг. Как их можно назвать одним словом? (Перелетные)

-Все ли птицы улетают на юг?

Дети: Некоторые птицы остаются зимовать (синица и сорока, воробей, голуби)

-Как мы их называем? (зимующие)

Воспитатель: Ребята, что-то не видно ни мошек, ни муравьев, ни бабочек, ни стрекоз. Куда они исчезли?

Дети: спрятались

Воспитатель: Да правильно. Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Насекомые (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это защитная реакция насекомых на понижение температуры воздуха. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.

-Вот посмотрите, мы восстановили 3 страницу.

Воспитатель: И пора нам возвращаться из леса в наш садик.  Где же наш волшебный зонтик? А чтобы нам вернуться и наш зонтик снова обрел волшебную силу, расскажите, как же люди осенью готовятся к зиме?

Дети: Люди собирают урожай: овощи, фрукты.

 Воспитатель: Зачем люди трудятся в саду, огороде?

Дети. Чтобы вырастить урожай. Чтобы зимой были витамины.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все правильно сказали.  наш зонтик обрел снова волшебную силу. Давайте произносим заклинание «Зонтик, зонтик ты лети – в Царство Осени нас перенеси!» (звучит музыка)

- И мы снова с вами в детском саду.

Воспитатель:  Дети, вы, наверное, много знаете стихов об осени? Давайте прочитаем стихотворения.

-А вот у меня еще целая страница стихотворений, я их положу в кармашек. Когда у Тетушки Совы будет время, тогда она прочитает своим детям.

-А сейчас мы расскажем про осень по картинкам  подсказкам.

Воспитатель: Вот и все странички книги мы восстановили, которые ветер –озорник унес от тетушки Совы. (показывает книгу с вставленными страницами)

Воспитатель: Ребята, вы очень хорошо потрудились, оказали помощь тётушке Сове, восстановили книгу.  Книгу про осень отправлю Тетушке Сове  по электронной почте и  она может рассказывать об осени своим деткам.

Итог.

- Ребята, вам понравилось помогать?

-Какое доброе дело мы  с вами сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"

Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......

Сценарий осеннего досуга "Золотая осень"

Сценарий разработан для младших дошкольников...

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе с описанием игровых ситуаций....

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада

Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:·      Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...

"Золотая осень, ёжик золотой"

Аппликация из пластилина и осенних листьев. Выполнила Лукина Ульяна, 6 лет...

"Золотая осень, я тоже золотой"

Представление пятилетнего ребенка на конкурсе "Золотая осень, я тоже золотой"...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....