Роль наблюдений в режиме прогулки в познавательно- речевом развитии ребёнка.
методическая разработка по окружающему миру на тему

Мухина Вера Петровна

Развитие познавательно - речевых способностей у детей - одна из главных задач современного дошкольного образования. Наблюдения на прогулке являются эффективным и доступным для всех педагогов ДОУ  средством решения этой задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_nablyudeniy_v_rezhime_progulki_v_poznavatelno.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Роль наблюдений в режиме прогулки в познавательно- речевом развитии ребёнка.

«Начало познаний всегда вытекает из ощущений.…А потому, следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними». «Познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием…»     Я. А. Коменский

Одним из структурных элементов прогулки является наблюдение. 

Наблюдение – это специальное организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное, планомерное, активное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение - сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребёнка.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и внешнего развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Организуя наблюдение на прогулке, воспитатель решает целый комплекс важных задач: формирует у детей знания о предметах и явлениях окружающего мира, о природе, развивает наблюдательность, воспитывает нравственно, эстетически. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель использует специальные приёмы, организующие активное восприятие детей: задаёт вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями.

Содержание наблюдения на прогулке во всех возрастных группах ДОУ определяется педагогом согласно ООП (с учётом интеграции образовательных областей) и комплексно – тематическому плану.

Классификация видов наблюдений (по А.И.Ивановой, «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»):

  1. По характеру наблюдаемых объектов: наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира; наблюдения в природе: за растениями, животными, за объектами неживой природы.
  2. По месту проведения наблюдений: в групповой комнате, на участке, на территории детского сада и за её пределами.
  3.  По количеству детей: индивидуальные (1-4 ребёнка), групповые (5-10 детей), коллективные (вся группа) наблюдения.
  4. По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребёнка.
  5. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
  6. По продолжительности: кратковременные (5-10 минут), длительные (свыше 15 минут).
  7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные.
  8. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
  9. По характеру мыслительных операций: констатирующие                              (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами или явлениями),  сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (наблюдения, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
  10. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям всё известно, и наблюдения только подтверждают знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение задач наблюдения.

Подготовка к наблюдению в детском саду включает в себя:

  • определение места наблюдения;
  •  выбор объекта наблюдения (здесь важно учесть не только интерес детей, но и их способность воспринять предоставленный материал);
  •  подготовка объекта к наблюдению (если это необходимо);
  • подготовка необходимого для наблюдения оборудования и материалов;
  • планирование организационных моментов: размещения детей, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту, безопасности.
  • приемов привлечения внимания детей к объекту наблюдения  (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).

Общие требования к организации наблюдений:

1.Цель наблюдения должна быть поставлена чётко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребёнка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2.Для каждого наблюдения воспитателю необходимо использовать небольшой круг знаний. Представления об объектах наблюдения формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое новое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающем мире.

4.Наблюдение должно способствовать развитию познавательной и речевой активности детей. Активизация познавательной деятельности достигается разнообразными приёмами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребёнка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес ребёнка к  явлениям и предметам окружающего мира, к природе, желание как можно больше узнать о них.

6. Знания, полученные в результате наблюдений, должны уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы, интеграции образовательных областей. Это могут быть рассказ воспитателя, чтение книг , рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном и другие.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или другом объекте.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает в качестве основной цели педагогической работы  развитие личности каждого ребенка.

Познавательно-речевое направление является основой полноценного развития личности дошкольника. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются:

1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.

3. Сенсорное развитие.

4. Формирования способности к активной умственной деятельности.

5. Знакомство с родным языком.

6. Становление речи.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. В процессе наблюдений на прогулке ребёнок получает огромный чувственный опыт, дающий в свою очередь толчок познавательно - речевому развитию, а воспитатель- возможность развития речи воспитанников.

Содержание работы по развитию речи дошкольников в процессе наблюдений на прогулке:

Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей.

– формирование обобщающих понятий (воробей, голубь, синица – дикие, зимующие птицы; берёза, осина, рябина – деревья; шиповник, малина, жимолость – кустарники);

– расширение запаса синонимов и антонимов (весенние ручьи шумят, звенят, журчат; вьюга крутит, вертит, заметает; дерево – высокое, а кустарник – низкий; летом трава сочная, а осенью сухая; у берёзы листья маленькие, а у осины большие);

– ознакомление с многозначными словами (Собирая листья деревьев для гербария, раскрываем смысл многозначного слова: лист рябины положим на альбомный лист. Осенью, рассматривая деревья, обращаем внимание детей на ярко-красные кисти ягод и предлагаем детям вспомнить. Что ещё можно назвать этим словом? – Кисти для рисования).

- наблюдая за состоянием погоды, уместно вводить в активный словарь детей наречия и ежедневно активизировать их (солнечно, тепло, ясно, ветрено, сыро, дождливо, пасмурно).

- обогащение словаря путём использования народных примет, связанных с предсказанием погоды. Приметы приобщают детей к народной мудрости, побуждают запоминать, сравнивать, понимать некоторые природные закономерности.

Дым столбом – к морозу. Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели. Высокая, крутая радуга – к хорошей погоде, пологая и низкая – к ненастью.

Совершенствование умений детей в изменении слов по числам, родам и падежам.

– изменение существительных по падежам (много цветов, любуется цветами, расскажем о цветах…)

– употребление падежей в зависимости от чисел (одно облако, два облака, пять облаков…; один берёзовый лист, два берёзовых листа, пять берёзовых листьев…).

– образование множественного числа именительного падежа от существительного единственного числа (трава – травы, ручей – ручьи; облако – облака, дерево – деревья, море – моря…).

– образование формы родительного падежа множественного числа (Чего много растёт на участке? Много деревьев, кустарников, цветов, трав.).

– согласование прилагательных с существительными (Небо какое? – голубое, светлое, высокое, ясное или наоборот: серое, тёмное, пасмурное).

Упражнение детей в словообразовании разных частей речи.

– образование одного нового слова из двух слов (разноцветные листья, листопад, снегопад…);

– образование прилагательного от существительного (лист с берёзы – берёзовый, лист с осины – осиновый…);

– образование прилагательных в сравнительной и превосходной степени (у вороны хвост длинный, а у сороки длиннее);

– образование слова из другого однокоренного с помощью суффиксов и приставок (солнце – солнышко, туча – тучка, цветок – цветочек, листок – листочек);

– образование глаголов приставочным способом. Наблюдая за птицами, дети учатся различать сходные по внешним признакам действия, но отличающиеся оттенками (летел, улетел, прилетел, подлетел, залетел). При этом нужно обязательно обращать внимание детей на приставки, которые придают разные значения действиям.

Обучение составлению сложных предложений. Наблюдения в природе способствуют развитию у детей любознательности, умению сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Дети высказывают свои суждения в форме сложных предложений. Поэтому, необходимо научить их свободно пользоваться такими предложениями. Основным приёмом обучения составлению сложных предложений являются вопросы и предлагаемый образец воспитателя. (На дороге лужи, потому что шёл дождь. Если сегодня будет солнечно, мы услышим звон капели. Чтобы птицы не голодали, мы насыплем на кормушку хлебные крошки)

Разнообразные наблюдения за объектами и явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше воспитатель использует эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей. Нужно обязательно поощрять детей, когда они используют образные выражения, сложные, правильно построенные предложения, описывают собственное отношение к событиям и явлениям. Положительная оценка придаёт ребёнку уверенность в своих силах, что благоприятно влияет на его речевое и умственное развитие.

 Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность

 В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Развитие познавательно-речевых способностей у детей - это одна из главных задач дошкольного образования. Наблюдения на прогулке являются эффективным и доступным для всех педагогов ДОУ средством решения этой задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль сказки в познавательно-речевом развитии ребёнка дошкольного возраста"

Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования

Для реализации задач по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования я использовала следующие технологии:- развивающего обучени...

Презентация «Аквариумные рыбки» к непосредственно образовательной деятельности «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования

Данная презентация была составлена к непосредственно образовательной деятельности "Наблюдение за аквариумной рыбкой" по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, э...

«Познавательно-речевое развитие ребёнка на пороге школы» (Занимательная математика для дошкольников)

Знания, данные детям в занимательной форме, усваива­ются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для...

«Познавательно-речевое развитие ребёнка на пороге школы» (Занимательная математика для дошкольников)

Знания, данные детям в занимательной форме, усваива­ются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для...

Роль сказки в познавательно-речевом развитии ребёнка дошкольного возраста.

Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу...

Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии ребёнка

Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной...